Решение по делу № 2-6958/2015 от 14.07.2015

Дело № 2-6958/31-2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2015 года                                                                                      г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., с участием прокурора Красновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лаукас» о признании нормативного правового акта незаконным,

                                                              у с т а н о в и л:

ООО «Лаукас» обратилось в суд по тем основаниям, что Решением 34 сессии 27 созыва Петрозаводского городского совета от 03.07.2015 года №27/34-569 внесены изменения в Решение Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 года №27/27/412 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции Петрозаводского городского округа». Указанный документ был опубликован в официальном источнике «Информационный бюллетень», № 92 от 19.06.2015. Указанные изменения приняты с нарушением установленного порядка в части отсутствия обязательной экспертизы оценки регулирующего воздействия проекта нормативно правового акта, поскольку нормативно-правовым актом затрагиваются вопросы осуществления предпринимательской деятельности. Оспариваемое решение влечет предъявление заявителю Управлением потребительского рынка Администрации Петрозаводского городского округа требований о прекращении розничной торговли алкоголем в здании магазина, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, ул. Лесопильная, д. 2, тем самым нарушает права заявителя.

В судебном заседании ООО «Лаукас» в лице представителя Лобова А.Ю. по доверенности подержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Заинтересованные лица Администрация Петрозаводского городского округа в лице представителя Пеуша А.И. по доверенности и Петрозаводский городской совет в лице представителя Гришиной Ю.В., действующей на основании доверенности, в суде возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что права заявителя обжалуемым решением не затрагиваются.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Как установлено в ст. 12 Конституции РФ, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления закреплены в ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и включают в себя:

- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной
власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

-       правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

-       правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Российская правовая система в качестве основополагающих принципов провозглашает принцип верховенства закона и иерархичности правовой системы. Вследствие того, что органы местного самоуправления являются низовым звеном публичной власти, муниципальные правовые акты должны соответствовать положениям всех вышестоящих нормативных актов. Муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ. Муниципальные правовые акты носят подзаконный характер.

Установлено, что 03.06.2015 года Петрозаводским городским Советом вынесено Решение № 27/34-569 о внесении изменения в Решение Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 года № 27/27-412 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Петрозаводского городского округа». Указанным решением внесено изменение: Пункт 3 приложения к решению изложить в следующей редакции: «При определении границ прилегающих территорий применяются следующее расстояние:

расстояние до входа для посетителей в торговый объект от детских, медицинских организаций и объектов спорта не менее 10 метров. Расстояние до входа для посетителей в торговый объект от образовательных организаций не менее 25 метров. Расстояние до входа для посетителей в торговый объект от оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности не менее 10 метров. Расстояние до входа для посетителей в торговый объект от объектов военного назначения не менее 10 метров.»

Указанное Решение опубликовано на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа в информационном бюллетене №92 от 19.06.2015 года.

В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 46 указанного закона предусмотрено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами на основе законов субъекта РФ.

Указанная норма применяется в отношении Петрозаводского городского округа, являющегося административными центром субъекта Российской Федерации, с 1 января 2015года.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

К моменту вынесения оспариваемого нормативно-правового акта соответствующий порядок разработан и принят в установленном порядке не был, в связи с чем при подготовке проекта Решения 34 сессии 27 созыва Петрозаводского городского совета от 03.07.2015 года №27/34-569 как нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской деятельности, проект оценке регулирующего воздействия не подвергался.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого Решения в части не проведения оценки регулирующего воздействия и экспертизы проекта решения.

Позиция заинтересованных лицо о том, что в условиях отсутствия соответствующего порядка проведения оценки регулирующего воздействия, тем не менее, были изучены данные о потенциальном влиянии решения на субъектов предпринимательской деятельности, что следует из представленного суду информационного письма от 27.05.2015 года №5.4.1-06-83 Администрации Петрозаводского городского округа в адрес Председателя Петрозаводского городского Совета, судом не принимается, поскольку само по себе такое изучение не может подменить установленную законом процедуру оценки регулирующего воздействия.

Позиция заявителя о том, что оспариваемое решение Петрозаводского городского Совета делает невозможным предпринимательскую деятельность заявителя через обособленное подразделение, не нашла подтверждения в судебном заседании.

Согласно статье 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе, в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях. К прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В развитие указанных законоположений вынесено Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (вместе с "Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", "Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции"). В ч. 3 указано, что в Правилах используются следующие понятия: «детские организации» - организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 80.1, кроме кода 80.10.3).

Оспариваемое решение указывает на то, что при определении границ прилегающих территорий применяются следующее расстояние: расстояние до входа для посетителей в торговый объект от детских, медицинских организаций и объектов спорта не менее 10 метров. Расстояние до входа для посетителей в торговый объект от образовательных организаций не менее 25 метров.

Установлено, что арендуемое заявителем помещение магазина по адресу: г.Петрозаводск, ул. Лесопильная, 2 находится в 25 метровой зоне от МДОУ «Детский сад №80 «Колокольчик». 03.07.2015 года заявителю направлено уведомление Управления потребительского рынка Администрации Петрозаводского городского округа №5.4.1-06-83, из которого следует предписание соблюдать особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, установленные статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.

Однако как то следует из Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 под «детскими организациями» понимаются организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию. МДОУ «Детский сад №80 «Колокольчик» не может быть отнесен к образовательным организациям, к которым по определению, изложенному в приведенном постановлении, отнесены организации, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Таким образом, оспариваемая решение прав заявителя не нарушает, неверное толкование положений Решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2014 года № 27/27-412 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Петрозаводского городского округа» Управлением потребительского рынка Администрации Петрозаводского городского округа не свидетельствует о том, что Решение не соответствует закону и влечет для заявителя необходимость прекратить торговую деятельность в 25 метровой зоне от детского сада. Права заявителя на защиту от требований Управления потребительского рынка могут быть защищены в иных судебных процедурах в рамках заявлений об оспаривании решений органа местного самоуправления.

С учетом приведенного выше нарушения прав заявителя на судом не установлены, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 246 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                          Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 199 ГПК РФ 17.08.2015 года

2-6958/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Лаукас"
Другие
Петрозаводский городской соовет
Прокурор г.Петрозаводска
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
14.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2015Передача материалов судье
14.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.08.2015Предварительное судебное заседание
10.08.2015Предварительное судебное заседание
13.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее