КОПИЯ
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 августа 2024 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:
председательствующего судьи Зобниной Е.В.,
при секретаре Штрак.,
с участием истца К.,
представителя ответчика Габдрахмановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению К. к БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмете спора Департамент социального развития ХМАО-Югры,
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, мотивируя требования тем, что с <дата> состоял с ответчиком в трудовых отношениях в должности врача-специалиста на 0,5 ставки и заведующего отделением на 0,5 ставки. Полагает, что за период его работы с ноября 2020 по ноябрь 2021 года ответчиком не доплачена заработная плата. По мнению истца, начисление заработной платы и КЭД (коэффициент эффективности деятельности) производилось суммарно по двум должностям, а не по должностям специалиста и заведующего отдельноо. Заработная плата на 0,5 ставки врача-специалиста и 0,5 ставки заведующего отделением рассчитывалась и выплачивалась в размере, не превышающем целевого показателя, установленного приказом Департамента социального развития. Выплаты стимулирующего характера по должности заведующего ему не насчитывали и не выплачивали. <дата> он уволился со ставки заведующего отделения, при этом его заработная плата не изменилась. Таким образом, истец считает, что заработная плата ему не доплачивалась. Просит взыскать с БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» заработную плату за период с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года в размере 161 416,41 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, полагает, что расчет ответчиком выполнен не верно, работая на двух ставках по «половинке» получал заработную плату в размере 50 000-60 000 рублей, уволившись с одной «половинки» получает практически туже сумму, следовательно, заработная плата за заведующего не выплачивалась.
Представителя ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, ссылаясь на то, что заработная плата истцу выплачена в полном объеме. Согласно методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента № 597 по отношении к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся приложением № 5 к Программе, расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за первый квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год. Показатель средней заработной платы исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству. Истец кроме работы по основной должности врача –специалиста, выполнял работу по внутреннему совместительству заведующего отделением, то расчет стимулирующих выплат истцу осуществлялся с учетом указанных особенностей.
Департамент социального развития ХМАО-Югры в судебное заседание своего представителя не направил, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.
В силу статьи 285 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец состоял с ответчиком в трудовых отношениях в должности врача –специалиста социально-медицинского отделения бюджетного учреждения Ханты-Мансисйкого автономного округа-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» на 0,5 штатных единицы в период с <дата> по <дата>.
Кроме того, истец работал в должности заведующего отделения социально-медицинского отделения бюджетного учреждения Ханты-Мансисйкого автономного округа-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» по внутреннему совместительству на 0,5 штатных единицы в период с <дата> по <дата>.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что по должности врача – специалиста истцу был установлен должностной оклад 9744 рубля 44 копейки, районный коэффициент 1,7, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях 50%, выплата за выслуги лет 40%. Также трудовым договором установлены выплаты за интенсивность работы не более 50% должностного оклада, выплаты за качество выполняемых работ не более 50% должностного оклада, премиальные выплаты по итогам работы за календарный год, размер которых устанавливается приказом Департамента социального развития ХМАО-Югры, до достижения установленных значений, указанных в постановлении Правительства ХМАО-Югры от 09 февраля 2013 г. № 37-п установлен коэффициент деятельности работника.
По должности заведующего отделением истцу был установлен должностной оклад 7015 рублей 27 копеек, районный коэффициент 1,7, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях 50%, выплата за выслуги лет 40%, выплаты за интенсивность работы не более 50% должностного оклада, выплаты за качество выполняемых работ не более 50% должностного оклада, премиальные выплаты по итогам работы не более 100% должностного оклада, премиальная выплата по итогам работы за календарный год, размер которой устанавливается приказом Департамента социального развития ХМАО-Югры.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Правительству Российской Федерации поручено принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (подпункт «е» пункта 1 Указа) (далее - Указ Президента № 597).
Согласно абзацу 1 подраздела 2 Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296, Указ Президента РФ № 597, продолжает оставаться одним из приоритетов государственной политики и в настоящее время с целью поддержания достигнутого уровня средней заработной платы отдельных категорий работников после 2018 года.
В целях реализации Указ Президента № 597 приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 706-р от 01 августа 2019 года утверждено Положение о порядке применения коэффициента эффективности деятельности работникам бюджетных и автономных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, занимающих должности, в отношении которых реализуются мероприятия по поддержанию достигнутого уровня соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, а также утвержден Перечень должностей работников, порядок утверждения предельного размера коэффициента эффективности деятельности работников, Методика расчета предельного размера коэффициента деятельности работников и единый подход определения плановой средней заработной платы работников бюджетных и автономных учреждений Ханты-Мансийскому автономного округа - Югры.
Должность истца - врача-специалиста включена в перечень должностей работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» путем достижения установленных Указом Президента РФ № 597 показателей соотношения средней заработной платы соответствующей категории работников к средней заработной платы в соответствующем регионе.
Установленный приказами Депсоцразвития округа размер КЭД - это максимальный размер выплаты, применяемый для достижения установленных показателей, высчитываемым с нарастающим итогом с начала года по расчетный месяц с целью достижения показателя «средняя заработная плата».
Согласно пункту 1 Приложения № Методики расчета, расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента № 597, осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 года).
Средняя заработная плата исчисляется по следующим категориям работников: работники учреждений культуры, социальные работники, младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг), средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг), врачи, работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) (пункт 2 Приложения № 5 Методики расчета).
Согласно пункту 3 Приложения № 5 Методики расчета, расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.
Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента РФ № 597 по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением № 5 к Программе, расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 г.). Показатель средней заработной платы исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей, то есть с учетом заработной платы внутренних совместителей, и фонда заработной платы по договорам гражданско- правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей, то есть с учетом количества внутренних совместителей, и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству.
Истец с <дата> по <дата> помимо работы, по основной должности врача-специалиста, выполнял работу по внутреннему совместительству заведующего отделением, работа на условиях внутреннего совместительства для специалистов, поименованных в Указе Президента РФ № 597, влияет на исчисление среднего заработка истца для начисления КЭД.
В ходе рассмотрения дела для установления правильности расчета заработной платы К. за период работы с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года в БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» с учётом всех составляющих, предусмотренным трудовым договором и локальными актами, в том числе при оплате отпуска, а также занимаемых должностей истцом - врача-специалиста и заведующего отделением с применением Методики расчёта фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определённых Указом Президента №597, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р по ходатайству истца была назначена бухгалтерская экспертиза.
Согласно заключению судебной бухгалтерской экспертизы от <дата>, выполненной Обществом с ограниченной ответственностью «Независимая экспертиза Югра-Версия» сумма начисленной заработной платы К. за период с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года пропорционально отработанному времени составила 829 104,53 руб., в том числе: по основной должности врач-специалист на 0,5 ставки, с учётом отпускных: с <дата> по <дата> - 601 801,60 руб.; по внутреннему совместительству заведующий отделением на 0,5 ставки с учётом отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении: с <дата> по <дата> - 227 302,93 руб.
Экспертизой установлено, что фактическая средняя заработная плата соответствует утвержденной Приказами Депсоцразвития Югры средней заработной плате по врачебному персоналу за 1, 2 и 3 кварталы 2021 года.
За 4 квартал 2020-2021 года определить соответствие не представляется возможным в связи с отработанным работником не полный квартал.
Механизм начислений коэффициентов эффективности деятельности за период работы с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года в БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» с учётом замещения должности врача-специалиста и заведующего отделением по внутреннему совместительству представляет собой - КЭД является стимулирующей надбавкой и устанавливается отдельным категориям работников, с целью повышения оплаты труда, а также достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг, эффективности и качества исполняемых служебных обязанностей. Предельный размер КЭД для отдельных категорий работников рассчитывается отделом бюджетного планирования и экономики государственных учреждений Управления экономики и развития отрасли Депсоцразвития Югры и утверждается приказом Депсоцразвития Югры. Для определения КЭД в расчёт средней заработной платы включается заработная плата как по основному месту работы, так и по совместительству.
Ежемесячно до 30 числа текущего месяца, на основании предложений непосредственного руководителя (руководителя структурного подразделения) директор учреждения принимает решение об установлении размера и выплате работнику КЭД. Размер КЭД устанавливается директором учреждения индивидуально по каждому работнику согласно установленным приказами Депсоцразвития Югры критериям оценки. Окончательный размер КЭД определяется путём суммирования абсолютных размеров критериев по каждому работнику. В соответствии с разработанным Депсоцразвития Югры перечнем должностей работников, в отношении которых реализуются мероприятия по поддержанию достигнутого уровня соотношения заработной платы среднемесячному доходу от трудовой деятельности по ХМАО-Югре и устанавливаются коэффициенты эффективности деятельности, предусмотрена должность врач-специалист. Должность заведующий отделением не предусмотрена. Установленный размер КЭД, подлежащий выплате, оформляется приказом директора учреждения. Выплата КЭД осуществляется отдельным категориям работников, осуществляющим трудовую деятельность в бюджетных и автономных учреждениях ХМАО- Югры, подведомственных Депсоцразвития Югры, по основному месту работы. Внутреннее совместительство не предусмотрено. КЭД учитывается при определении средней заработной платы отдельным категориям работников при заполнении форм федерального статистического наблюдения ЗП-соц «Сведения о численности и оплате туда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала».
Задолженность по выплате заработной платы К. за период с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года отсутствует».
Таким образом, не ежемесячная заработная плата конкретного работника должна соответствовать установленным целевым значениям показателя «средняя заработная плата», а средняя заработная плата по той категории работников, в которую входит должность работника. Размер КЭД для каждого работника разный, устанавливается для достижения целевых значений средней заработной платы. Если средняя заработная плата соответствует установленным значениям, то КЭД не начисляется.
В спорный период приказами Депсоцразвития Югры были установлены следующие целевые значения показателей «средняя заработная плата» отдельных категорий работников учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры: 133 660,54 руб. (IV кв. 2020,1 кв. и III кв. 2021), 136 660,54 руб. (II кв. 2021) и 142 135,80 руб. (IV кв. 2021) на ставку.
Таким образом, ответчиком достигнуто выполнение целевых показателей работников категории «врачи» в спорный период с <дата> по <дата>.
При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что должность заведующий отделением не входит в перечень должностей разработанным Депсоцразвития Югры, в отношении которых реализуются мероприятия по поддержанию достигнутого уровня соотношения заработной платы среднемесячному доходу от трудовой деятельности по ХМАО-Югре и устанавливаются коэффициенты эффективности деятельности, с учетом того, что в спорный период с <дата> по <дата> в отношении истца достигнуто выполнение целевых показателей работников категории «врачи», в отсутствие задолженности по выплате заработной платы за период с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года, суд приходит к выводу об отказе в исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях К. к БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья Е.В. Зобнина
подпись
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья __________________ Е.В. Зобнина
Подлинный документ находится в Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле №