2-957/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2023 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В., при секретаре Андаевой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Гордеевой Л.Л., Гордеева П.Д. к Администрации МО «Город Гусиноозерск» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации МО «Город Гусиноозерск» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются общедолевыми собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. С августа по сентябрь 2016 года произошло затопление цокольного этажа грунтовыми водами и печи, являющейся источником отопления. Также грунтовые воды вышли на поверхность земельного участка, вызвав его заболачивание и непригодность для выращивания овощей. С наступлением минусовых температур началось разрушение основных строительных конструкций дома (фундамента, стен и др.), появились трещины в несущих конструкциях. В связи с затоплением отопительной печи стало невозможным отапливать дом. Согласно заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Администрации МО «город Гусиноозерск» №№ от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом истцов признан не пригодным для проживания. Региональной общественной организацией «Бурятская ассоциация потребителей» также было обследовано жилое помещение, согласно которого в связи с затоплением грунтовыми водами жилой дом находится в аварийном состоянии, не пригодным для проживания. Администрацией города истцам предоставлено маневренное жилье, поскольку ЧС определен муниципального уровня. В данном случае Постановление Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не применимо. Меры социальной поддержки граждан в данном случае являются расходными обязательствами МО «Город Гусиноозерск». Истцы обратились в Администрации МО «Город Гусиноозерск» с заявлением с просьбой оказать меры социальной поддержки на приобретение жилого помещения взамен утраченного, заявление оставлено без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела истцы исковые требования уточнили, просили признать за ними право на получение от МО «Город Гусиноозерск» социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в период 2016-2021 г.г. на территории г. Гусиноозерска Селенгинского района Республики Бурятия по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Гордеев П.Д. исковые требования поддержал.
Истец Гордеева Л.Л. и ее представитель Калашников А.Д. в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте заседания уведомлены. Ранее в судебных заседаниях уточненные исковые требования поддерживали.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Гусиноозерск» Козлова Т.В. возражала против удовлетворении исковые требований.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, направили письменные отзывы на исковое заявление, где отразили несогласие с заявленными требованиями.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Согласно классификации, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными критериями, определяющими отнесение произошедшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации соответствующего характера, являются количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, и размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба).
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация носит муниципальный характер в том случае, если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.
Статья 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
При недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований на основании механизмов, определяемых региональным законодательством, органы местного самоуправления могут обратиться в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации для получения средств из регионального бюджета.
Аналогичные положения отражены и в пункте "г" части 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в которых закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 25 названного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются, в том числе, органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
В силу подпункта "в" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года", основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из вышеизложенного, при возникновении на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации, органы местного самоуправления самостоятельно организовывают мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе вводят режим повышенной готовности, проводят информирование населения о чрезвычайных ситуациях, а также самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ в общей совместной собственности истцов находятся земельный участок, общей площадью 1021 кв.м., кадастровый номер № и жилой дом общей площадью 124,6 кв.м., кадастровый номер № расположенные по адресу: <адрес> Данные объекты недвижимого имущества находятся в п. Набережный. Истцы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы по вышеуказанному адресу. Иного жилья в собственности истцы не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между истцом Гордеевым П.Д. и Администрацией МО «город Гусиноозерск» заключены договоры найма жилого помещения маневренного фонда Администрации МО «город Гусиноозерск» №№ о предоставлении во временное пользование для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>
Как установлено судом и следует из материалов дела 07.08.2020 постановлением Администрации МО «город Гусиноозерск» №474 от 07.08.2020 объявлен режим «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера, действовавший по 29.12.2020.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд установил следующее.
Актом комиссионного обследования жилого дома РОО «Бурятская ассоциация потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что дом по ул. <адрес> находится в аварийном состоянии, не пригодном для дальнейшего проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Гордеев П.Д. обратился в Администрацию МО «город Гусиноозерск» с заявлением о проведении межведомственной комиссии.
Межведомственной комиссией Администрации МО «город Гусиноозерск» ДД.ММ.ГГГГ дано заключение, что дом по ул. <адрес> не пригоден для дальнейшего проживания. При этом указанной комиссией принят во внимание акт обследования жилого дома РОО «Бурятская ассоциация потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ.
Заочным решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по иску Гордеева П.Д. к <данные изъяты> о взыскании страховой выплаты, исковые требования были удовлетворены частично. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года между истцом и <данные изъяты> был заключен договор комплексного ипотечного страхования №№, в соответствии с которым предметом договора является страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения застрахованного имущества (страхование имущества) (п. 1.1. договора). В соответствии с п. 1.3. Договора застрахованным недвижимым имуществом является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В период с сентября по октябрь 2016 г. произошло разрушение конструктивных элементов застрахованного жилого дома по причине выхода подпочвенных вод. Ответчиком данное событие признано страховым случаем, о чем ДД.ММ.ГГГГ г. составлен страховой акт и выплачено выгодоприобретателю <данные изъяты> страховое возмещение в размере 71993,26 руб., с которой не согласился истец и поскольку страховая сумма согласно договора составляет 909150 руб., просил доплатить страховую сумму в размере 837 156,74 руб. В решении отражено, что по результатам обследования данного дома специалистами Министерства природных ресурсов РБ установлено, что затопление в жилых домах началось с октября 2016 г. Причинами подтопления жилых домов явились: сезонные и многолетние колебания уровня воды оз.Гусиное и подземных вод, гидравлически связанных с озером, низкая проницаемость грунтов коры выветривания по нижнемеловым породам, которые водонасыщаются с повышением уровня подземных вод, подвергаются пучению в зимний период, низкое гипсометрическое положение жилых домов на местности. Постановлено о взыскании с <данные изъяты> в пользу Гордеева П.В. страховой выплаты в размере 837 156,74 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 68 463,36 руб., штрафа в размере 452810,05 руб., компенсации морального вреда 3000 руб. Указано о перечислении суммы страховой выплаты 837 156,74 руб. на счет <данные изъяты> для погашения задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации МО «город Гусиноозерск» №475 от 07.08.2020 создана комиссия по оценке причиненного ущерба имуществу граждан в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории МО «город Гусиноозерск» в отношении домов на береговой линии озера Гусиное.
Комиссией было установлено, что в результате ЧС связанной с подтоплением жилых домов, расположенных на береговой линии озера Гусиное действующей с 07 августа по 29 декабря 2020 г., утративших частично или полностью имущество первой необходимости среди населения не было.
Распоряжением Правительства РБ от 24.09.2020 №565-р было выделено финансирование из резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ в районе водосборного сооружения р. Баян-Гол. Пострадавшими признаны 216 человек, проживающих в п. Набережный г. Гусиноозерск, которым выделено из резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание единовременной материальной помощи из расчета 10 тыс. на одного человека. В указанное число пострадавших истцы не были включены.
ДД.ММ.ГГГГ республиканским агентством ГО и ЧС проведено повторное обследование пострадавших домов, что установлено из ответа руководителя Агентства на имя главы Администрации МО «город Гусиноозерск» ДД.ММ.ГГГГ. В указанном ответе отражено, что в соответствии с п. 4.2 Положения о резервном фонде, утвержденном постановление Правительства РБ от 10.09.2007 № 280, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда осуществляется при соблюдении следующих условий: - постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС; - нарушение условий жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС. До момента возникновения ЧС 12 домов признаны непригодными для проживания, включая дом истцов. В связи с чем, оказание единовременной материальной помощи гражданам, зарегистрированным в указанных помещениях, не представилось возможным.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к главе МО «город Гусиноозерск» с просьбой принять меры по выделению в их адрес необходимых средств социальной поддержки в размере 4213350 руб. на приобретение жилого помещения взамен утраченного за счет расходных обязательств МО «город Гусиноозерск», исходя из расчета 78025 руб. средняя стоимость 1 кв.м. на 1 кв. 2022 г. на 3 человек. 78025х18 (норма общей площади на 1 чел.)х3=4213350 руб.
На указанное обращение Администрация МО «город Гусиноозерск» ДД.ММ.ГГГГ ответила, что непригодным для проживания жилое помещение истцов было признано до введения действия режима ЧС. На момент обследования дом был брошен. Отмечено, что специалистами ГО ЧС направлен пакет документов в Минстрой РБ в целях проработки вопроса получения межбюджетных трансфертов через Минстрой РФ для выплаты компенсаций.
Судом принимается во внимание, что сторона истца неоднократно обращалась в Гусиноозерскую межрайонную прокуратуру с различными жалобами в связи с подтоплением жилых домов в п. Набережный г. Гусиноозерск, однако нарушений со стороны Администрации МО «город Гусиноозерск» выявлено не было.
Так, в связи с обращением представителя истца Гордеевой Л.Л. Калашникова А.Д. по вопросу возмещения ущерба в результате подтопления жилых домов в п. Набережный г. Гусиноозерск <данные изъяты> Гусиноозерской межрайонной прокуратурой проведена проверка доводов о бездействии органов местных администраций в части исполнения нормативных актов. В деятельности МО «Селенгинский район» установлены нарушения порядка проведения оценки ущерба от ЧС в п. Набережный, внесено представление. Отражено, что обязанность по оценке ущерба в результате ЧС для его последующего возмещения на органы МСУ не возложена ( п.2 си. 11 закона №68). Поскольку положения Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства от 16.10.2019 №1327 не распространяются на финансирование ЧС муниципального характера (за исключением ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров), оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено.
Также по обращению истца Гордеевой Л.Л. Гусиноозерской межрайонной прокуратурой проведена проверка о нарушении жилищных прав, поступившему из СУ СК по РБ. ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан ответ, в котором отражено, что в связи с тем, что жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания до введения режима ЧС, Республиканским агентством ГО и ЧС оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. отказано. Вместе с тем указано, что Администрацией МО «город Гусиноозерск» истец была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и по договору социального найма жилого помещения маневренного фонда ей предоставлено жилое помещение. Нарушений законодательства в деятельности Администрации МО «город Гусиноозерск» не было выявлено.
Суд считает заслуживающей внимания позицию представителя Администрацией МО «город Гусиноозерск» относительно того, что дом истцов был признан непригодным для проживания ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за 3,5 года ранее, чем был объявлен 07.08.2020 режим «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера.
В связи с чем, нельзя не отметить позицию Республиканского агентства ГО и ЧС, что до момента возникновения ЧС в августе 2020 г. в связи с регистрацией выхода грунтовых вод в 87 домах, 12 из указанных домов уже были признаны непригодными для проживания, из них 9, в т.ч. и дом истцов был нежилым, истцы проживали вне зоны ЧС. Указанное подтверждается материалами дела и не отрицается истцами.
Однако несмотря на установленные обстоятельства по делу, по сведениям, представленным Министерством строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия, Администрацией МО «город Гусиноозерск» был предоставлен пакет документов для включения в сводный список граждан и перечень жилых помещений в рамках постановления Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 на 25 жилых домов включая жилой дом истцов, расположенный по адресу: <адрес>
Министерством строительства и модернизации ЖКХ Республики Бурятия отмечено, что распоряжением Правительства РБ от 03.09.2021 №501-р со 02.09.2021 на территории РБ был введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация» регионального характера, при этом 12 помещений включая жилой дом истцов, расположенный по адресу: <адрес>. Из-за несоответствия перечней жилых помещений, утраченных в результате ЧС предоставленных Администрацией МО «город Гусиноозерск» и Администрации МО «Селенгинский район», отсутствия подтверждающих документов о том, что жилые помещения не были застрахованы, отсутствия сведений о регистрации граждан по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима ЧС, включение 25 домов в сводный список граждан и перечень жилых помещений в рамках Постановления №1327, не представилось возможным.
В этой связи заслуживает внимание то, что представителем ответчика Администрации МО «город Гусиноозерск» неоднократно пояснялось, что работа по включению истцов в сводный список граждан и перечень жилых помещений в рамках Постановления №1327 продолжается, представлены документальные подтверждения.
Из указанного усматривается, что вопрос получения межбюджетных трансфертов через Минстрой РФ для выплаты компенсаций еще на стадии урегулирования и находится на стадии формирования полного пакета документов для включения дома истцов в сводный список граждан и перечень жилых помещений в рамках постановления Правительства РФ от 16.10.2019 №1327.
Указанное позволяет сделать вывод, что жилищные права истцов, а также их право на меры социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, ответчиком, по обстоятельствам установленным судом в ходе рассмотрения дела, не нарушены.
Исходя из этого, доказательств наличия условий, которые могли бы служить основанием для удовлетворения иска, истцами суду не представлено, в силу чего у суда отсутствуют основания для его удовлетворения.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о применении срока исковой давности - три года с момента подтопления, которое произошло с августа по сентябрь 2016 г. на основании представленных истцом документов.
В силу статьи 195, части 1 статьи 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
На основании п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. К правоотношениям применяется общий срок исковой давности, установленный три года по положениям статьи 196 ГК РФ.
Поскольку материалами дела подтверждается, что подтопление произошло не позднее ноября 2016 года, а исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, срок исковой давности на момент обращения в суд пропущен.
Кроме того, ответчиком предоставлена ведомость, где имеется подпись Гордеевой Л.Л. об ее информировании ДД.ММ.ГГГГ о введении режима «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера, получении постановления Администрации МО «город Гусиноозерск» №474 от 07.08.2020.
Положения статьи 200 ГК РФ предусматривают, что срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При составлении актов, свидетельствующих о подтоплении жилого дома с августа по сентябрь 2016 г., истцу также было достоверно известно о нарушении прав и причинении ущерба в отношении иного недвижимого имущества, поскольку жилой дом был признан непригодным ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований полагать, что в спорных правоотношениях имел место перерыв течения срока исковой давности, у суда не имеется.
Уважительных оснований пропуска срока исковой давности судом не установлено, заявления о восстановлении срока в адрес суда не подавалось.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований. Требования истца о взыскании судебных расходов также не подлежат удовлетворению, поскольку их удовлетворение зависит от удовлетворения исковых требований в силу статьей 96,98 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гордеевой Л.Л., Гордеева П.Д. к Администрации МО «Город Гусиноозерск» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08.12.2023.
Судья Б.В.Сагаева