Дело № 5-958/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 апреля 2019 года город Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Краснов В.Б. в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, ознакомившись с протоколом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми от 17.01.2019 № 23 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калинка» и приложенными к нему материалами,
установил:
17.01.2019 главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в отношении ООО «Калинка» составлен протокол № 23 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.04.2019 указанное дело поступило в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Рассмотрев вопрос о принятии дела об административном правонарушении к производству, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.
Согласно ч. 1 ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Поступивший в Сыктывкарский городской суд Республики Коми протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Калинка» не содержит сведений о потерпевшем, вместе с тем, из материалов дела следует, что основанием для проведения проверки ООО «Калинка», послужило обращение ФИО3 о нарушении ООО «Калинка» требований санитарного законодательства.
Положениями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3). Потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6).
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Часть 3 ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, хотя присутствие потерпевшего и не является обязательным, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении должно обладать достоверными сведениями о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что потерпевший в обязательном порядке должен быть извещен о времени и месте рассмотрения дела и ему должна быть направлена или вручена копия протокола об административном правонарушении в целях дальнейшей реализации данным лицом его права, предусмотренных ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные материалы не содержат сведений об исполнении должностным лицом, составившим протокол, обязанности по извещению потерпевшего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст.ст. 25.2, 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по направлению либо вручению копии протокола об административном правонарушении потерпевшему.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол от 17.01.2019 № 23 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Калинка» составлен с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что составленный в отношении ООО «Калинка» протокол об административном правонарушении, не соответствующий требованиям, установленным ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и приложенные к нему материалы подлежит возврату в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
Протокол от 17.01.2019 № 23 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калинка» и приложенные к нему материалами возвратить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья В.Б. Краснов