Решение по делу № 2-37/2018 от 30.10.2017

Дело № 2-37/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Город Ишим Тюменской области 08 февраля 2018 года

Ишимский городской суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шараповой Надежды Федоровны,

с участием:

истицы Кашиной Екатерины Ивановны и ее представителя – Антошкиной Людмилы Семеновны,

представителя ответчика – Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области – Щекиной Людмилы Юрьевны,

при секретаре Подушковой Ксении Александровне,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-37/2018 по иску Кашиной Екатерины Ивановны к Правительству Тюменской области о предоставлении жилого помещения, к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Кашина Е.И., в лице Шляхта Ю.А., обратилась в суд с иском к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о предоставлении жилого помещения. Свои исковые требования мотивировала тем, что является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, а также инвалидом 2-й группы. Ей на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью (…) кв.м, расположенный по адресу: (…). В указанном доме она проживала вместе со своим мужем (…) и зарегистрирована с 1982 года. (…) умер. Она проживает в указанном доме по настоящее время. Другого жилья не имеет, денежных средств для приобретения жилья у нее не имеется. Указанный жилой дом деревянный, одноэтажный, 1968 года постройки, ветхий и непригоден для проживания. 16.05.2011 межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, было проведено обследование принадлежащего ей жилого дома, по результатам которого был составлен акт обследования помещения № 15 от 16.05.2011 и дано заключение № 15 от 25.05.2011, согласно которому жилой дом (…) был признан непригодным для постоянного проживания. 02.06.2011 в Администрации Ишимского муниципального района она была поставлена на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма, по категории инвалид 2-й группы. В сентябре 2017 года межведомственной комиссией вновь было проведено обследование принадлежащего ей жилого дома, по результатам которого был составлен акт обследования помещения № 43 от 21.09.2017 и дано заключение № 43 от 21.09.2017, согласно которому жилой дом был признан непригодным для проживания. Также она обращалась в специализированную организацию, а именно в Общество с ограниченной ответственностью «Инженерно-технический и строительный инжиниринг», специалистами которого было проведено обследование ее дома. По результатам обследования ООО «ИТС Инжиниринг» было составлено техническое заключение 732-17-T3, согласно выводам которого, техническое состояние жилого дома (…), оценивается как аварийное. В связи с физическим износом конструктивных элементов здания и утратой потребительской стоимости жилого помещения, жилой дом ремонту и реконструкции не подлежит. Начиная с момента постановки на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма, то есть с 2011 года, она постоянно обращалась к ответчику, где ей поясняли, что она имеет право на внеочередное получение жилого помещения и постоянно обещали предоставить жилье в ближайшее время. В 2017 году она в очередной раз обратилась к ответчику, где ей дали понять, что жилья нет, в связи с отсутствием финансирования, возможности предоставить жилье нет. Считает, что ответчиком грубо нарушены ее жилищные и конституционные права, поскольку в соответствии с действующим законодательством ответчиком во внеочередном порядке ей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, ее право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма основано на законе, в частности на основании статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Ссылаясь на указанные в иске нормы права, просила суд обязать ответчика предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не менее нормы предоставления, расположенное на территории Ишимского района Тюменской области.

В ходе рассмотрения дела, по ходатайству истицы Кашиной Е.И., в лице Шляхта Юрия Анатольевича, действующего на основании доверенности от 06 декабря 2016 года /л.д.59/, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Тюменской области, исковые требования были изменены /л.д.86-87/. Впоследствии истица, в лице Шляхта Ю.А., настаивая на иске, вновь изменила свои исковые требования, просит суд обязать Правительство Тюменской области предоставить ей из государственного жилищного фонда Тюменской области вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Ишимского района Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, площадью не менее нормы предоставления, и обязать Администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области после предоставления из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения заключить с ней договор социального найма в отношении указанного жилого помещения /л.д.111-112/.

В судебном заседании истица Кашина Е.И. и ее представитель - Антошкина Людмила Семеновна на иске настаивают.

Ответчик – Правительство Тюменской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания /л.д.127/, своего представителя не направило, о причинах неявки представителя суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела не просило, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Тюменской области. В направленных в суд письменных возражениях на иск представитель Правительства Тюменской области – Сергеенкова Любовь Юрьевна, действующая на основании доверенности № 1/17 от 12 января 2017 года /л.д.95/, исковые требования Кашиной Е.И. не признала, указывая на то, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения непригодным для проживания не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса РФ, оснований. Для возникновения жилищных правоотношений, связанных с социальным наймом жилого помещения муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо одновременное наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Между тем Администрацией Ишимского муниципального района в порядке, установленном частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о признании Кашиной Е.И. малоимущей не принималось. Жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации /л.д.80-84/. Кроме того, указывает, что требование о предоставлении вне очереди жилого помещения из жилищного фонда Тюменской области является незаконным, поскольку в настоящее время нормативного правового акта Тюменской области, устанавливающего обязанность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, не имеется. Обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения не может быть возложена на орган власти субъекта Российской Федерации, так как решение о непригодности для проживания жилого помещения было принято межведомственной комиссией Администрации Ишимского муниципального района. Просит в иске Кашиной Е.И. отказать /л.д.92-94/.

Представитель ответчика – Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области – Щекина Людмила Юрьевна, действующая на основании доверенности от 10 января 2018 года /л.д.122/, исковые требования Кашиной Е.И. также не признала по основаниям, изложенным представителем Правительства Тюменской области, представила письменные возражения на иск /л.д.68-70, 102-104/. Дополнительно пояснила, что по данным администрации Неволинского сельского поселения от 16 ноября 2017 года № 133, Кашина Екатерина Ивановна с 2010 года вселена в качестве члена семьи собственника в квартиру по адресу: (…), площадью (…) кв.м, поэтому обеспечена общей площадью жилого помещения по учетной норме в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просит суд в иске Кашиной Е.И. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Кашиной Е.И. не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Из справки Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 22 декабря 2017 года за № 107 следует, что Кашина Е.И., (…) года рождения, с 24 июня 2011 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, номер очереди в едином списке – 236, в списке по категории «инвалиды 1 и 2 группы» - 9, в списке граждан, относящихся к категории «малоимущие», Кашина Е.И. не значится /л.д.105, 133, 134/.

Как установлено судом и следует из копии паспорта /л.д.8-9/ и справки администрации Неволинского сельского поселения от 10.07.2017 № 221 /л.д.15/, Кашина Е.И., (…) года рождения, зарегистрирована по адресу: (…).

Согласно информации администрации Неволинского сельского поселения от 16 ноября 2017 года № 133, Кашина Е.И. проживает с зимы 2010 года у дочери – (…) в (…), условия проживания хорошие, у Екатерины Ивановны отдельная комната /л.д.106, 107-108/.

Кашина Е.И. является ветераном Великой Отечественной войны и ветераном труда, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, что подтверждается удостоверениями /л.д.10/ и справкой серии (…) № (…) /л.д.11-12/.

Из информации Управления социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района Департамента социального развития Тюменской области от 08.02.2018 за № 495 следует, что Кашина Е.И. состоит на учете в УСЗН г.Ишима и Ишимского района как ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны (труженик тыла), инвалид 2 группы, меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, предоставляются ей своевременно и в полном объеме /л.д.138/.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24 июля 2017 года, Кашиной Е.И. принадлежит на праве собственности жилой дом (…) /л.д.16-18/.

Из актов обследования помещения от 16 мая 2011 года № 15 /л.д.19/ и от 21 сентября 2017 года № 43 /л.д.57/ следует, что жилой дом (…), расположенный по (…) имеет износ 69%, фундамент разрушен, стены – бревенчатые (деформация стен), полы – дощатые в неудовлетворительном состоянии (имеют уклон), окна – деревянные (биоповреждения древесины рам), крыша – шифер в неудовлетворительном состоянии, внутренняя отделка – оштукатурено, побелено (отслоение штукатурки), электричество отключено, отопление – печное (печь в неудовлетворительном состоянии), водопровод и канализация отсутствуют, несущая и ограждающая способность конструкций в неудовлетворительном состоянии.

Заключениями межведомственной комиссии № 15 от 25 мая 2011 года /л.д.20/ и № 43 от 21 сентября 2017 года /л.д.58/ жилой дом (…), расположенный по (…), признан непригодным для постоянного проживания.

Согласно техническому заключению Общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-технический и строительный инжиниринг», техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: (…), оценивается как аварийное, жилой дом ремонту и реконструкции не подлежит /л.д.26-56/.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Таким образом, реализация прав граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Доводы представителя истицы о том, что обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением указанной категории граждан должна быть возложена на Правительство Тюменской области в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основана на неправильном толковании норм материального права.

Меры социальной защиты инвалидов предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий в Тюменской области принят Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».

В статье 7 указанного Закона Тюменской области № 137 перечислены категории граждан, имеющие право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области.

В соответствии с пунктом «г» статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 к такой категории граждан относятся инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года.

В силу положений части 1 статьи 22 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 (в редакции Закона Тюменской области 23 декабря 2016 года № 106, вступившего в законную силу 01 января 2017 года), жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.

Согласно статье 2 Закона Тюменской области 23 декабря 2016 года № 106 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право состоять на данном учете в органах и организациях, принявших их на учет, до фактического обеспечения принятых на учет граждан жилыми помещениями по договорам социального найма либо до выявления иных оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Очередность предоставления жилых помещений таким гражданам определяется исходя из даты принятия их на учет органом учета (бюджетной организацией либо органом местного самоуправления) в соответствии с действовавшими до дня вступления в силу настоящего Закона положениями закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 не устанавливают.

Кроме того, на дату принятия Кашиной Е.И. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 также не содержал указания на внеочередной порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, суд считает, что истица Кашина Е.И. вправе ставить вопрос об обеспечении ее жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Реализация указанных прав граждан относится к компетенции органа местного самоуправления, то есть Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области.

Кроме того, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в иске Кашиной Е.И. к Правительству Тюменской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности заключить договор социального найма надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 56, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 7, 22 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», суд

РЕШИЛ:

В иске Кашиной Екатерине Ивановне к Правительству Тюменской области о предоставлении из государственного жилищного фонда Тюменской области вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на территории Ишимского района Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, площадью не менее нормы предоставления, к Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности после предоставления из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения заключить договор социального найма отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Ишимский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 13 февраля 2018 года.

Председательствующий /подпись/ Н.Ф. Шарапова

Согласовано:

Судья

Ишимского городского суда Н.Ф.Шарапова

2-37/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кашина Екатерина Ивановна
Ответчики
Правительство Тюменской области
Администрация города Ишима Тюменской области
Суд
Ишимский городской суд Тюменской области
Судья
Шарапова Надежда Федоровна
Дело на странице суда
ishimskygor.tum.sudrf.ru
04.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2020Передача материалов судье
04.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2020Дело оформлено
04.05.2020Дело передано в архив
08.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее