Судья Коньков В.Л. 7р-477/2018
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 25 декабря 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. на решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 12 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра», расположенного по адресу: <...>, <адрес>, ИНН/КПП 1203000985/120301001, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. № 126 от 21 сентября 2018 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Марий Чодра» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Звениговского районного суда Республики
Марий Эл от 12 ноября 2018 года постановление должностного лица административного органа изменено, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, заместитель главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попов С.И. просит решение судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение, указывает, что ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» повторно в течение года привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ, допущенное нарушение могло способствовать заселению и распространению стволовых вредителей леса, в связи с чем основания для назначения административного наказания в виде предупреждения отсутствуют.
На рассмотрение жалобы представитель ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не явился, сведения о надлежащем извещении имеются в материалах дела.
Выслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Иваницкого С.С., поддержавшего жалобу, изучив жалобу, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу части 1 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Из пункта 16 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 (далее – Правила), следует, что при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями; сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению № 2; в зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от <дата> № <...> в отношении ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в период времени с <дата> по <дата> старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл <...>Г., государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл <...>Ю. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
<дата> в <...> в ходе натурного осмотра лесных земельных участков в <...> ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» выявлено складирование неокоренной древесины хвойных пород на лесном земельном участке, которая была уложена в штабель размером <...>, место складирования древесины находилось в 5-7 метрах по обе стороны от хвойного леса (географические координаты: <...>), то есть нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в оставлении (хранении) заготовленной неокоренной древесины хвойных пород в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней без принятия мер по предохранению ее от заселения стволовыми вредителям.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № б/н от <дата>, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении <№> от <дата>.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» пришло к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, выразившегося в оставлении (хранении) заготовленной неокоренной древесины хвойных пород в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней без принятия мер по предохранению ее от заселения стволовыми вредителям.
Проверяя законность и обоснованность привлечения ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» к административной ответственности, судья городского суда счел выводы, изложенные в постановлении, правильными, вместе с тем усмотрел основания для применения более мягкого наказания в пределах санкции данной нормы в виде предупреждения, указав, что административное правонарушение совершено ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» впервые, кроме того, юридическим лицом приняты незамедлительные меры по устранению выявленного нарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судья Верховного Суда Республики Марий Эл приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Виды административных наказаний установлены в статье 3.2 КоАП РФ, при этом к юридическому лицу могут быть применены такие наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.
Санкция части 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц альтернативное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года
№ 919-О-О, положения главы 4 КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности. Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждением признается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, применение административного наказания в виде предупреждения невозможно при повторном совершении административного правонарушения и при наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также причинении имущественного ущерба.
Судья районного суда при назначении административного наказания в виде предупреждения указал, что административное правонарушение совершено ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» впервые.
Между тем в постановлении должностного лица административного органа в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, указано на повторность совершения однородного правонарушения.
Так, постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. № 178 от 20 декабря 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
Кроме того, оставление (хранение) заготовленной неокоренной древесины хвойных пород в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней без принятия мер по предохранению ее от заселения стволовыми вредителям представляет угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, поскольку могло способствовать заселению и распространению стволовых вредителей леса.
Тем не менее, судья районного суда пришел к выводу о возможности назначения ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» наказания в виде в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах судьей при рассмотрении жалобы
ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» было допущено нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Поскольку решение судьи вынесено без всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств по делу, с нарушением требований статьи 3.4 КоАП РФ, решение судьи подлежит отмене, материалы дела об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 12 ноября 2018 года отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Э.И. Салихова