Дело № 2-4442/18 02 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Бабиковой А.Н.
При секретаре Степановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой В.Н. к АО «Петроэлетросбыт» об обязании опломбировать счетчик, разделе оплаты за электроэнергию, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Григорьева В.Н. обратилась в суд с иском к АО «Петроэлектросбыт», просит обязать ответчика произвести работы по опломбированию счетчика, установленного для учета потребляемой электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу Санкт-Петербург Х, обязать ответчика заключить с истцом, Григорьевым Н.О., Григорьевым В.О., Гуревичем Г.Л. отдельные соглашения на оплату услуг за электроэнергию, обязать ответчика произвести раздел финансового лицевого счета, определив обязанность истца, Григорьева Н.О., Григорьева В.О., Гуревича Г.Л. по оплате услуг за электроэнергию пропорционально принадлежащей доли на жилое помещение, расположенное по адресу Х, с выдачей отдельного платежного документа каждому долевому собственнику, взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 12500 рублей. Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 100000 рублей. В обоснование иска ссылается на то, что истец является собственником 12/86 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу Х. Третьи лица Григорьев Н.О., Григорьев В.О., Гуревич Г.Л. также зарегистрированы в указанной квартире. Истец обратилась к ответчику с заявлением о разделе лицевых счетов и при начислении платы за электроэнергию просила учитывать показания комнатного прибора учета. В сентябре 2016г. ООО «Х» произведена установка комнатного прибора учета на принадлежащей истцу собственности. Об окончании работ истец уведомила ответчика, однако до настоящего времени счетчик не опломбирован, электроэнергия учитывается по показаниям счетчика на всю квартиру. Истец полагает, что бездействием ответчика нарушены ее права как потребителя электроэнергии.
Представитель истца в судебное заседание явилась, требования поддерживает, просит иск удовлетворить.
Ответчик направил в суд своего представителя, который исковые требования не признает, просит в иске отказать.
Третьи лица Григорьев Н.О., Григорьев В.О., Гуревич Г.Л. извещены о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явились, ранее направили в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что требования Григорьевой В.Н. поддерживают.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, общий (квартирный) прибор учета – средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире.
Согласно сведениям, содержащимся в информационно-справочной системе АО «ПЭС», для учета потребляемой в квартире по адресу Х электроэнергии, являющейся единым объектом энергоснабжения, 29.12.2009г. был установлен и принят к расчетам с энергоснабжающей организацией прибор учета. Расчет стоимости потребленной в квартире электроэнергии осуществлялся на основании показаний указанного прибора учета.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата энергии должна производиться ха фактически принятое абонентом количество электроэнергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с п. 50 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющимся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к правилам № 354.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммцунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объеме (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к Правилам № 354 без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии (п. 50 Правил № 354).
Таким образом, в соответствии с п. 50 Правил № 354 расчет платы за потребленную электроэнергию с учетом показаний комнатных приборов учета возможен только в двух случаях:
- при наличии комнатных приборов учета по всех комнатах коммунальной квартиры;
- при наличии комнатных приборов учета не во всех комнатах, если потребителями достигнуто соглашение о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в местах общего пользования.
При отсутствии хотя бы одного из условий расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения № 2 к правилам № 354 без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии отдельно для каждой семьи пропорционально числу проживающих лиц.
Таким образом, для применения расчетов, установленных п. 50 Правил № 354, наличие соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом, не явился обязательным, а при заключении данного соглашения необходимым условием является оборудование коммунальной квартиры помимо общего (квартирного) прибора учета, комнатными приборами учета (не во всех комнатах).
По сведениям, содержащимся в информационно-справочной системе ответчика, в квартире № 40 отсутствуют принятые в расчетам комнатные приборы учета электроэнергии. Принятие ответчиком в расчетам комнатных приборов учета в квартире № 40 возможно при условии, что комнатные приборы учета установлены в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Из служебной записки от 12.09.2017г. следует, что комнатные приборы учета подлежат подключению под общий (квартирный) прибор учета. Комнатные приборы учета, подключенные помимо общего (квартирного) прибора учета, не могут быть введены в эксплуатацию.
25.09.2017г. представитель ответчика посетил квартиру с целью осмотра электроустановки. В ходе осмотра было выявлено нарушение, выразившееся в оборудовании проводки «в обход» прибора учета, зафиксированное в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с пп. «е» Правил № 354 потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергосбережения потребителем должен быть обеспечен учет электрической энергии.
Согласно п. 81 Правил № 354 оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Действующим законодательством РФ обязанность по учету потребляемой электроэнергии и по восстановлению нарушенного учета возложена на собственника жилого помещения. Обязанность по учету потребляемой электроэнергии подразумевает использование вбонентом электроустановки, соответствующей требованиям нормативно-технической документации.
Поскольку учет потребляемой в квартире Х электроэнергии не восстановлен до настоящего времени, в связи с ч этим потребление электроэнергии в данной квартире осуществляется при нарушенной схеме учета.
Таким образом, требование истца по опломбированию комнатного прибора учета, установленного для учета потребляемой в жилом помещении коммунальной квартиры электроэнергии, не подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Таким образом, обязанность по оплате потребляемой электроэнергии является обязательством, вытекающим из самостоятельного гражданско-правового договора (договор энергоснабжения), в не из пользования жилым помещением. Следовательно, положения раздела 2 ЖК РФ в данном случае применению не подлежат.
На основании ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя:
- плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, плата за коммунальные услуги (в том числе по договору энергоснабжения) не входит в число платежей, связанных с пользованием и содержанием жилого помещения, а является самостоятельным обязательством, вытекающим их гражданско-правового договора.
Нормы ЖК РФ, регулирующие оплату коммунальных услуг, не устанавливают долевой характер ответственности сособственников по обязательству по оплате электроэнергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата электроэнергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, применение долевого порядка оплаты потребленной электроэнергии является нарушением вышеуказанных норм, в результате которого оплата каждым из потребителей доли из общего объема потребленной электроэнергии не отражает фактически принятое ими количество электроэнергии (п. 1 ст. 544 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ) и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по оплате электроэнергии, предусмотренной договором энергоснабжения.
С учетом наличия в квартире Х одного узла учета, принятого к расчетам, всему жилому помещению при заключении договора энергоснабжения присвоен один абонентский номер 430181, по которому все жильцы должны осуществлять оплату принятой электроэнергии.
Исходя из единого договора энергоснабжения, у ответчика отсутствует обязанность по заключению отдельных договоров (соглашений) и выставлению отдельных счетов по каждому жилому помещению коммунальной квартиры.
С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований об обязании произвести работы по опломбированию счетчика, обязании заключить отдельные соглашения на оплату услуг за электроэнергию, обязании произвести раздел финансового лицевого счета с выдачей отдельного платежного документа каждому долевому собственнику.
Нарушения ответчиком прав истца как потребителя электроэнергии из материалов дела не усматриваются, в связи с чем оснований для компенсации морального вреда в пользу истца не имеется.
Поскольку в удовлетворении основных требований истцу отказано, судебные расходы не могут быть возмещены за счет ответчика.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Григорьевой В.Н. в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья