Дело №2а-628/2022
УИД: 19RS0003-01-2022-001068-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2022 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Плетневой Т.А.,
при секретаре Мамаенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садыховой К. Ф. к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Целищевой В. В., начальнику Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Садиковой Т. А., начальнику Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия - главному судебному приставу Романовой А. А. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя, начальника отделения незаконным, обязании устранить нарушение прав административного истца,
УСТАНОВИЛ:
Садыхова К.Ф. в лице представителя обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Целищевой В.В., начальнику Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Садиковой Т.А., начальнику Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия - главному судебному приставу Романовой А.А. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя, начальника отделения незаконным, обязании устранить нарушение прав административного истца, мотивируя требования тем, что Садыхова К.Ф. является взыскателем по исполнительному производству №, возбужденному ДАТА на основании решения Саяногорского городского суда Республики Хакасия. Исполнительное производство относится к категории особо важных и находится на особом контроле УФССП России по РХ. Исполнительный документ находится на исполнении более пяти лет, требования, содержащиеся в исполнительном документе должником до настоящего времени не исполнены, в связи с чем полагает, что должностными лицами службы судебных приставов УФССП России по РХ при исполнении допущены следующие нарушения, а именно: судебными приставами длительное время не применялись к должнику - Администрации МО г. Саяногорск меры, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве» для понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, не выносилось постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, должник не привлекался к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП. Начальником УФССП России по РХ - главным судебным приставом Романовой А.А., начальником МО ОВИП УФССП по РХ ФИО24 не обеспечивался должный контроль за совершением судебными приставами-исполнителями исполнительных действий для понуждения должника своевременно и в полное объеме исполнить судебное решение. Просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделении по особо важным исполнительным производствам УФССП Россия по Республике Хакасии - старшего судебного пристава Целищевой В.В., выразившееся в неприменении к должнику в рамках исполнительного производства № от ДАТА мер принудительного исполнения для понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно не вынесение своевременно постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, не применения к должнику мер административного воздействия, а именно не наложения на должника штрафов в порядке со 17.15. КоАП РФ; признать незаконным бездействие начальника Межрайонного отделения пo особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия, старшего судебного пристава - Садиковой Т.А., начальника Управлении ФССН России по РХ - главного судебного пристава Республики Хакасия Романовой А.А., в должностные обязанности которых входит осуществление контроля за правильным и полным исполнением особо важного исполнительного производства № от ДАТА; обязать судебного пристава-исполнителя судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Целищеву В. В., начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Садикову Т.А., начальника Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия - главного судебного пристава Романову А.А. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем исполнения в полном объеме решения Саяногорским городским судом Республики Хакасия от ДАТА по делу № об обязании Администрации МО г. Саяногорск обеспечить Садыхову К.Ф. жилым помещением в виде квартиры на условиях договора социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту первичного устройства под опеку в городе Саяногорске за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия.
Определением судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДАТА к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены судебный пристав-исполнитель Абаканского городского отделения службы судебных приставов № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Е.Н., судебный пристав-исполнитель Саяногорского городского отделения службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Ш.Е., судебные приставы-исполнители Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия К.Е., К.Д.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Представитель административного истца Ш.Р. (сотрудник ООО «Юридическая группа Таран») просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивал.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что постановления старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
К основным принципам исполнительного производства в соответствии со статьей 4 Закона об исполнительном производстве относится, в том числе, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно статье 12 Закона об исполнительном производстве, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. К исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Приведенные выше правовые нормы регулируют правоотношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и устанавливают обязанности пристава-исполнителя совершать действия по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Основной задачей таких действий является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, такие как: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены данным Законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, ДАТА судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Е.Н. было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от ДАТА, выданного Саяногорским городским судом Республики Хакасия по делу №, вступившему в законную силу ДАТА, предмет исполнения: предоставление жилого помещения, взыскатель: Садыхова К.Ф., должник: Администрация МО г. Саяногорск.
ДАТА в адрес должника направлено требование об исполнении решения суда в течении пяти дней со дня получения требования.
ДАТА направлено повторное требование.
ДАТА судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Определением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДАТА должник Администрация МО г. Саяногорск освобождена от взыскания исполнительского сбора.
ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Е.Н. выносились требования об исполнении решения суда.
На них должником давались ответы о том, что жилые помещения будут приобретены после перечисления в бюджет муниципального образования город Саяногорск необходимого объема субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия на финансирование расходов по приобретению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
ДАТА исполнительное производство передано в Саяногорский городской отдел судебных приставов УФССП по РХ.
ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА судебными приставами-исполнителями Саяногорского городского отдела судебных приставов УФССП по РХ Ш.Е., Ш.Е. выносились требования об исполнении решения суда.
ДАТА начальником Саяногорского городского отдела службы судебных приставов УФССП по РХ было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации МО г. Саяногорск, наложен штраф в размере 30000 руб.
ДАТА должнику вновь направлено требование.
ДАТА начальником Саяногорского городского отдела службы судебных приставов УФССП по РХ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации МО г. Саяногорск, наложен штраф в размере 30000 руб.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДАТА вышеуказанное постановление было отменено, производство по делу прекращено.
ДАТА исполнительное производство вновь передано в Межрайонное отделение по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, в производство судебного пристава-исполнителя К.Е.
ДАТА должнику Администрации МО г. Саяногорск направлено требование.
ДАТА Администрация МО г. Саяногорск была привлечена административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, наложен штраф в размере 30000 руб. Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДАТА постановление от ДАТА было отменено, производство по делу прекращено.
ДАТА судебным приставом-исполнителем направлено требование об исполнении решения суда, на который Администрацией МО г. Саяногорск дан ответ, согласно которому в настоящее время обеспечить Садыхову К.Ф. жилым помещением не представляется возможным, в связи с недостаточным объемом выделяемых муниципальному образованию город Саяногорск субвенций.
Таким образом, судебными приставами-исполнителями в период с 2016-2022 предпринимались исполнительские действия в отношении должника - Администрации МО г. Саяногорск, в том числе взыскание с должника исполнительского сбора, наложение штрафа в порядке ст. 17.15 КоАП РФ "Об исполнительном производстве".
Принимая во внимание обстоятельства дела и положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем был совершен предусмотренный законом необходимый комплекс мер, направленных на исполнение решения суда, а неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок не является основанием для признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, поскольку данный срок не является пресекательным.
Кроме того, отсутствует необходимая совокупность условий - неправомерности действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и нарушения этими действиями (бездействием) прав административного истца, в связи с чем, требование признать незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя Межрайонного отделении по особо важным исполнительным производствам УФССП Россия по Республике Хакасии - старшего судебного пристава Целищевой В.В., выразившееся в неприменении к должнику в рамках исполнительного производства № от ДАТА мер принудительного исполнения для понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно не вынесение своевременно постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, не применения к должнику мер административного воздействия, а именно не наложения на должника штрафов в порядке со 17.15. КоАП РФ, не подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 10 указанного закона определены полномочия старшего судебного пристава, он, в том числе, организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Из приведенных норм закона следует, что судебный пристав-исполнитель - это самостоятельное должностное лицо, которое наделено правом совершать исполнительные действия в пределах полномочий и мер, предоставленных ему ФЗ «Об исполнительном производстве», чьи действия (бездействие) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства. Старшим судебным приставом осуществляется контроль за ходом исполнительного производства в пределах прав и обязанностей старшего судебного пристава, определенных действующим законодательством.
При этом необходимо отметить, что должностные обязанности начальника Межрайонного отделения пo особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия, старшего судебного пристава - Садиковой Т.А., начальника Управлении ФССН России по РХ - главного судебного пристава Республики Хакасия Романовой А.А., определенные ФЗ «О судебных приставах» носят общий характер и виновного неисполнения Садиковой Т.А. и Романовой А.А. своих должностных обязанностей по делу не усматривается.
Как установлено в судебном заседании, судебным приставом-исполнителем Целищевой В.В. каких-либо нарушений прав и законных интересов взыскателя не допущено, в связи с чем не имеется оснований для признания незаконным бездействия со стороны начальника Межрайонного отделения пo особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия, старшего судебного пристава - Садиковой Т.А., начальника Управлении ФССН России по РХ - главного судебного пристава Республики Хакасия Романовой А.А., осуществляющих общее руководство.
Требование обязать судебного пристава-исполнителя судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Целищеву В.В., начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Садикову Т.А., начальника Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия - главного судебного пристава Романову А.А. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем исполнения в полном объеме решения Саяногорским городским судом Республики Хакасия от ДАТА по делу № об обязании Администрации МО г. Саяногорск Садыхову К.Ф. жилым помещением в виде квартиры на условиях договора социального найма жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту первичного устройства под опеку в городе Саяногорске за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия не подлежит удовлетворению, так как не основано на законе, поскольку само возбуждение исполнительного производства и совершение исполнительских действий и является мерой по исполнению решения суда, которое и будет выполнено должником после перечисления в бюджет муниципального образования город Саяногорск необходимого объема субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия на финансирование расходов по приобретению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Садыховой К. Ф. к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Целищевой В. В., начальнику Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Садиковой Т. А., начальнику Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия - главному судебному приставу Романовой А. А. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя, начальника отделения незаконным, обязании устранить нарушение прав административного истца отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Плетнева Т.А.
Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2022
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2022