Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2018 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего
Филиппова А.О.,
с участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.,
Истцов Кривцовой Е.А., Тисовой О.Ю.
при секретаре Карениной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Богучанского района в интересах Артемовой Л.Л., Шовиковой М.А. Кривцовой Е.А., Добровой Л.Н., Богдановой В.В., Астафьевой Н.В., Тисовой О.Ю. Логинова А.М., Лимоновой Е.А. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад <данные изъяты> о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
В Богучанский районный суд обратился прокурор Богучанского района в интересах Артемовой Л.Л., Шовиковой М.А., Кривцовой Е.А., Добровой Л.Н., Богдановой В.В., Астафьевой Н.В., Тисовой О.Ю., Логинова А.М., Лимоновой Е.А. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад <данные изъяты> о взыскании недоначисленной заработной платы.
В судебном заседании прокурор Селезнева Е.А. пояснила, что граждане указные в исковом заявлении в чьих интересах был заявлен иск, работающим у работодателя неправильно начислялась и выплачивалась заработная плата. Так в соответствии ст.315 ТК РФ заработная плата должна быть начислена с учетом оклада и всех стимулирующих выплат, за исключением районного и северного коэффициента, после чего на этот размер, который недолжен быть ниже минимального размера оплаты труда начислен районный и северный коэффициент.
Истцы Артемова Л.Л., Шовикова М.А., Кривцова Е.А., Доброва Л.Н., Богданова В.В., Астафьева Н.В., Тисова О.Ю., Логинов А.М., Лимонова Е.А. в судебное заседание не явились, уведомлены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Истцы Кривцова Е.А., Тисова О.Ю. в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад <данные изъяты> в судебное заседание не явился, уведомлен не просил о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика- Управление образования администрации Богучанского района не явился, представил возражения, в которых указал, что заработная плата истцам начислялась и выплачивалась в соответствии с ТК РФ, а также в соответствии с законом Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений", а также письмом Министерства финансов Красноярского края от 21.12.2017 №14-11/8809 «О минимальной заработной плате в 2018 году» размер заработной платы в Красноярском крае, применяемый для целей расчета региональной выплаты, с 1 января 2018 года с минимальная заработная плата для Богучанского района 16167,00 рублей. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - Администрации Богучанского района в судебное заседание не явился, уведомлен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя или об отложении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - Министерство финансов Красноярского края не явился, уведомлен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил возражения, в которых просил в иске отказать, указав на верное исчисление ответчиком величины заработной платы в соответствии с Региональным законодательством.
При таких обстоятельствах в соответствии с ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика исследовав материалы дела, проанализировав нормы федерального и регионально законодательства, приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии с ФЗ-82 от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018 года установлен минимальный размер - 9489 рублей.
В соответствии ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В соответствии с ст.315 ТК РФ оплата труда в районах крайнего севра и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с ст.316 ТК РФ установлен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с перечнем районов крайнего севера и местностей приравненных к районам крайнего севра утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 – Богучанский район относится к местности приравненной к районам крайнего севера.
В Богучанском ране установлен районный коэффициент - 1,3 к заработной плате.
Судом установлено, что процентная надбавка в Богучанском районе (применительно к работникам Артемовой Л.Л., Шовиковой М.А., Кривцовой Е.А., Добровой Л.Н., Богдановой В.В., Астафьевой Н.В., Тисовой О.Ю., Логинова А.М., Лимоновой Е.А..) установлена в размере 50%.
В силу гл.50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 Конституции РФ) - каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37 Конституции РФ).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Частью 3 ст. 133 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно ст.2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, справедливую зарплату….
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст.146 ТК РФ).
При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст.315,316,317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Артемова Л.Л., Шовикова М.А., Кривцова Е.А., Доброва Л.Н., Богданова В.В., Астафьева Н.В., Тисова О.Ю., Логинов А.М., Лимонова Е.А. работают на различных должностях в МКДОУ ДС <данные изъяты>
Суд, проверив размер и структуру заработной платы Истцов за период январь – март 2018 года по представленным расчетным листкам установил, что в получаемую заработную плату за указные периоды были включены районный коэффициент и северная надбавка. С учетом этого суд полагает, что ответчиком неправильно была начислена заработная плата, так как согласно действующего законодательства оплата труда должна быть не ниже минимального, то есть 9489 рублей с 1 января 2018 года, после чего должен быть начислен районный коэффициент и северная надбавка.
Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суд полагает взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за январь-март 2018 года из расчета :
Истцы: Астафьева Н.В., Доброва Л.Н., Тисова О.Ю., Логинов А.М.
, Кривцова Е.А. Шовикова М.А.
За январь 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
За февраль 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
За март 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
Итого 2739,60 руб. каждому.
Истец: Артемова Л.Л.
За январь 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
За февраль 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
За март 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) / 20 * 15 отработанных дней – 12125,25 (фактически выплаченная заработная плата) = 684,90 рубля.
Итого 2511,30 руб.
Истец: Лимонова Е.А..
За январь 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
Истец: Богданова В.В..
За январь 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
За февраль 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) – 16167 (фактически выплаченная заработная плата) = 913,20 рублей.
За март 2018 года = 9489 рублей + 7591,20 рубля (80% районные северные) / 20 * 9 отработанных дней – 7275,15 (фактически выплаченная заработная плата) = 410,94 руб.
Итого 2237,34 руб.
Доводы представителей третьих лиц: управления образования администрации Богучанского района, а также министерства Финансов Красноярского края не принимаются судом, поскольку Федеральное законодательство по отношении к Региональному имеет приоритет.
Кроме того, как отметил в своем определении Конституционный суд РФ от 27 февраля 2018 г. N 252-О-Р п.2.1. В пункте 4.2 мотивировочной части Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее:
в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны;
следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда;
поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере пропорциональном удовлетворенной части предъявленных требований, так как истец, прокурор освобождены от уплаты в силу пп.1 п.1 ст.333-36 НК РФ. Согласно ст.333-19 НК РФ сумма государственной пошлины по требованию о взыскании заработной платы составит 3600 рублей с учетом требований по 9-ти истцам.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Богучанского района в интересах Артемовой Л.Л., Шовиковой М.А., Кривцовой Е.А., Добровой Л.Н., Богдановой В.В., Астафьевой Н.В., Тисовой О.Ю., Логинова А.М., Лимоновой Е.А. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад <данные изъяты> о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад <данные изъяты> недоначисленную заработную плату за период январь – март 2018 года в пользу Артемовой Л.Л. в сумме 2511 рублей 30 копеек, Шовиковой М.А. в сумме 2739 рублей 60 копеек, Кривцовой Е.А. в сумме 2739 рублей 60 копеек, Добровой Л.Н. в сумме 2739 рублей 60 копеек, Богдановой В.В. в сумме 2237 рублей 34 копейки, Астафьевой Н.В. в сумме 2739 рублей 60 копеек, Тисовой О.Ю. в сумме 2739 рублей 60 копеек, Логинова А.М. в сумме 2739 рублей 60 копеек, Лимоновой Е.А. в сумме 913 рублей 20 копеек.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад <данные изъяты> в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 3600 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Богучанский районный суд.
Судья Филиппов А.О.