Дело №2-2108/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Аберкон И.В.,
при секретаре Шишикиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 19 сентября 2017 года гражданское дело по заявлению Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комиавиатранс» об обязании организовать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности – заместителя директора филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта» по авиационной безопасности – начальника службы авиационной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
Установил:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в Ухтинский городской суд РК в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об обязании Акционерного общества «Комиавиатранс» (далее по тексту - АО «Комиавиатранс», Общество) организовать специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт .... - работников службы авиационной безопасности филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указано, что Сосногорской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - аэропорт .... выявлены нарушения действующего законодательства. Аэропорт .... филиал АО «Комиавиатранс» является объектом транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) третьей категории и включен в реестр категорированиых объектов транспортной инфраструктуры (реестровый № ....). На момент проведения проверки работники службы авиационной безопасности аэропорта .... не прошли специальную профессиональную подготовку в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, в связи с чем аттестация в порядке, установленном ст. 12.1 Федерального закона № 16, работниками службы авиационной безопасности аэропорта Ухта не пройдена. В целях устранения указанных нарушений закона Прокурором 02.03.2017 внесено представление директору филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» об устранения нарушений требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Согласно полученным 29.03.2017 и 22.05.2017 ответам, нарушения фактически не устранены, работники службы авиационной безопасности, осуществляющие функции по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ - аэропорт Ухта, не прошли специальную профессиональную подготовку и не аттестованы из-за отсутствия финансирования. Отсутствие подготовки работников службы авиационной безопасности аэропорта Ухта в области обеспечения транспортной безопасности может явиться причиной не выявления угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ — аэропорт Ухта и/или на воздушном судне, что представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании 07.07.2017г. Сосногорский транспортный прокурор требования уточнил и дополнил: просил обязать АО «Комиавиатранс» организовать специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт .... работников службы авиационной безопасности филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; обязать АО «Комиавиатранс» организовать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности - заместителя директора филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» по авиационной безопасности - начальника службы авиационной безопасности С.Б. в порядке, установленном законодательством РФ, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Заявление прокурора о дополнении требований приобщено к материалам дела.
В ходе рассмотрения дела Сосногорский транспортный прокурор отказался от требований в части возложения на АО «Комиавиатранс» обязанности организовать специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Ухта - работников службы авиационной безопасности филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку к моменту рассмотрения дела судом обстоятельства, послужившие основанием для предъявления иска в суд, были устранены, ответчиком в судебное заседание представлены документы, свидетельствующие о внесении изменений в План обеспечения транспортной безопасности ОТИ аэропорт .... в соответствии с требованиями, установленными п.п. 53,55 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010г. №34. Согласно изменениям в План обеспечения транспортной безопасности ОТИ аэропорт Ухта, утвержденным заключением Коми МТУ Воздушного транспорта от 03.08.2017г. №15-П, работники службы авиационной безопасности не являются силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ аэропорт Ухта. Определением суда производство по делу в части требований Сосногорского транспортного прокурора к АО «Комиавиатранс» об обязании организовать специальную профессиональную подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Ухта - работников службы авиационной безопасности филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» прекращено.
В настоящем судебном заседании прокурор Доронина Н.Б. на удовлетворении остальных требований (с учетом вышеприведенных уточнений) настаивала.
АО «Комиавиатранс» извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направило в адрес суда заявление, в котором уточненные требования Сосногорского транспортного прокурора об обязании организовать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности – заместителя директора филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» по авиационной безопасности – начальника службы авиационной безопасности С.Б. признает. Последствия признания иска, положения п. 3 ст. 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны, о чем указано в его заявлении. Право ответчика признать иск следует из положений п. 2 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ. Согласно положениям п. 3 ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком в случае, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Последствия признания иска, положения п. 3 ст.173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – ФЗ №16-ФЗ) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В соответствии с пп. «ж» пункта 5 статьи 1 этого же закона, объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя, в т.ч. аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Понятие сил обеспечения транспортной безопасности дано в пункте 7.2 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ – это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы (п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2014 N 33979) утвержден порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, который включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку сил обеспечения транспортной безопасности (далее - Порядок подготовки сил ОТБ) и направлен на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ) работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
В силу требований п. 7 Порядка подготовки сил ОТБ полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ, проводимой в порядке, установленном ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ.
На основании подп. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 5.14 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 40 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2011 N 19978) субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что приказом генерального директора АО «Комиавиатранс» от 17.02.2017г. .... ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры АО «Комиавиатранс» - «Аэропорт ....» назначен С.Б. – заместитель директора по авиационной безопасности – начальник САБ филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....».
Ответчиком в суд предоставлена копия удостоверения о прохождении ответственным за обеспечение транспортной безопасности в аэропорту Ухта заместителем директора филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» по авиационной безопасности – начальником службы авиационной безопасности С.Б. специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры — аэропорт .....
Однако, в нарушение вышеприведенных положений законодательства, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в аэропорту .... С.Б. аттестация сил обеспечения транспортной безопасности не пройдена.
Данные нарушения признаются Обществом в отзыве на иск и подтверждаются материалами прокурорской проверки.
Указанные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности являются недопустимыми и должны быть устранены Обществом.
При таких обстоятельствах требования Сосногорского транспортного прокурора об обязании Акционерного общества «Комиавиатранс» организовать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры АО «Комиавиатранс» - «Аэропорт ....» С.Б. подлежат удовлетворению. Признание иска ответчиком в данном случае не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц и соответствует обстоятельствам дела. В связи с чем признание иска ответчиком принимается судом.
С учетом обстоятельств дела суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ устанавливает ответчику срок, в течение которого он должен организовать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности С.Б. - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Требования Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Комиавиатранс» организовать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности - заместителя директора филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт ....» по авиационной безопасности - начальника службы авиационной безопасности С.Б. в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 22.09.2017г.
Судья Ухтинского городского суда И.В. Аберкон