Дело № 2-3668/2024
УИД: 21RS0023-01-2024-002360-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2024 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Каргиной Е.Д., с участием представителя истца - Петровой С.В., представителя ответчика - Карягиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридоновой Альбины Георгиевны к администрации города Чебоксары о признании постановления об исключении из списка лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, незаконным и о восстановлении в списке очередников,
установил:
Спиридонова А.Г. обратилась в суд с иском к администрации города Чебоксары о признании постановления от дата ----- об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении, незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников с составом семьи из четырех человек, указав в основном и дополнительном исках, что в списке лиц, на улучшение жилищных условий в общей и льготной очереди их семья состояла с дата года по основаниям обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Оспариваемым решением ее семья исключена из указанных списков по мотивам утраты оснований, дающих право состоять в списке очередников по мотивам обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше установленной в г. Чебоксары учетной нормы. Данное решение, полагает истица, является незаконным, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена их семьи составляет менее ------ кв.м. Жилая площадь в квартире, где они проживают с составом семьи из четырех человек, составляет ------ кв.м., общая – ------ кв.м. Жилая площадь жилого дома, расположенного по адресу: адрес, в настоящее время составляет ------ кв.м., что подтверждается техническим паспортом, составленным по состоянию на дата. Данный дом используется только в летнее время как дача и не пригоден для постоянного проживания с больной дочерью. За счет жилой площади в доме были оборудованы санузел и туалет, который необходим их больной дочери, являющейся инвалидом по зрению и страдающей иными заболеваниями. Общая площадь дома осталась в прежних границах - ------ кв.м. До введения в действие Жилищного кодекса РФ, указывает истец, их семья имела право состоять в списке очередников ввиду обеспеченностью жилой площадью менее ------ кв.м. и сохранила это право на основании ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". По мнению истца, улучшения жилищных условий у них не произошло и исключение из списка очередников является незаконным.
В судебном заседании истица не присутствовала, воспользовалась правом на ведение дела через представителя, который в судебном заседании иск своего доверителя поддержал по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что жилая площадь дома была уменьшена по вынужденным обстоятельствам и не может свидетельствовать об умышленном ухудшении жилищных условий.
Представитель ответчика – Карягина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца отпала ввиду уменьшения численного состава членов семьи - выбытие в связи со смертью одного члена семьи и фактического улучшения жилищных условий. Перепланировка жилого дома, в результате которой жилая площадь уменьшилась, была проведена в целях сохранения очередности, что свидетельствует о недобросовестном поведении истца.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени разрешения данного спора извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений, в условиях рыночной экономики право на жилище, гарантированное статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации осуществляют в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О и от 5 марта 2009 года N 376-О-П), причем реализация гражданами данного конституционного права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства, в том числе посредством введения организационно-учетных правил постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О, от 24 февраля 2011 года N 161-О-О и др.).
Пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилье.
По правилам части 2 названной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в целях получения жилого помещения по договорам социального найма закреплены и в ст. 3 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 «О регулировании жилищных отношений».
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 56 ЖК РФ, согласно которой, в частности, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2).
Утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, как основание для исключения из списка очередников, предусмотрена и подпунктом 2 пункта 2.21 Порядка реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары, утв. Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 22.10.2019 N 1900.
В силу положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие названного кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из изложенных нормативных положений следует, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, могут быть сняты с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Таким образом, нуждаемость в жилом помещении является основным условием для постановки на учет и сохранения права состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма либо до реализации иных предусмотренных законом форм обеспечения жильем.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшей на момент признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
До введения в действие новых правил, содержащихся в Положении о порядке реализации жилищных прав гражданами – жителями г. Чебоксары», утв. Постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 г. № 228, в Чувашской Республике действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. №142. В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 названных Правил, учетная норма на момент возникновения спорных правоотношений составляла 7,50 кв.м. жилой площади, с 2002 года ее размер составлял 8 и менее кв.м.
Согласно материалам дела, истица с составом семьи из пяти человек: она, ее супруг - Спиридонов Ю.П., дочери – Леонидова Наталия Вячеславовна, ФИО13 и Спиридонова Татьяна Юрьевна, состояла в общей и льготной очереди (инвалиды) лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Московского района г. Чебоксары с дата.
Основанием для постановки Спиридоновой А.Г. на учет нуждающихся в жилом помещении послужила обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, т.к. семья истца, состоящая из пяти человек, проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес, общей площадью ------ кв.м., жилой – ------ кв.м., пользование которым осуществляется на условиях договора социального найма.
В связи со смертью дочери ФИО4 (дата) на основании постановления администрации Московского района г. Чебоксары от дата -----, она была исключена из списка членов семьи очередника Спиридоновой А.Г.
В настоящее время и на момент принятия решения в указанном жилом помещении проживают 4 человека: истица и члены ее семьи: супруг – Спиридонов Ю.П. дочери - Леонидова Н.В. и Спиридонова Т.Ю.
Действующее жилищное законодательство, закрепляя основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).
Судом установлено, что с дата Спиридонов Ю.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес. Согласно техническому паспорту названного дома, составленному по состоянию на дата, общая площадь дома составила ------ кв.м., жилая – ------ кв.м.
Однако указанные сведения истец в органы местного самоуправления не представлял, перерегистрацию, в целях подтверждения нуждаемости в жилом помещении и права состоять в очереди на получение жилого помещения в установленные сроки не проходил.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы администрации г. Чебоксары ЧР от 15.04.2005 № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
Улучшение жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв. метров (дополнительно для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 г., если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв.м.), и отсутствие других оснований для предоставления жилого помещения, служит основанием для снятия граждан с очереди на улучшение жилищных условий и в соответствии с Положением о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары, утв. Постановлением администрации г. Чебоксары от 14 декабря 2005 года № 288.
Таким образом, с дата основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма отпали в связи с обеспеченностью каждого члена семьи общей (------ кв.м.) и жилой площадью (------ кв.м.) выше учетной нормы, которая установлена на территории г. Чебоксары.
Ответчик, установив, что с приобретением в собственность иного жилого помещения и со смертью одного члена семьи, истица утратила основания нуждаемости, оспариваемым решением исключил ее из списка очередников. Указанное решение, вопреки утверждениям истца, отвечает установленным требованиям и не нарушает его жилищных прав, а доводы о том, что на момент принятия оспариваемого решения размер обеспеченности жилой площадью был менее ------ кв.м., что обеспечивало истцу право сохранить очередность, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Как следует из содержания иска и данных технического паспорта, составленного по состоянию на дата уменьшение жилой площади с ------ кв.м. до ------ кв.м. в вышеуказанном жилом доме произошло в результате произведенной перепланировки посредством устройства в жилой зоне перегородок для гардеробной комнаты и санузла. В результате такой перепланировки жилая площадь квартиры уменьшена за счет устройства помещений вспомогательного назначения. При этом границы дома и соответственно общая площадь жилых помещений не изменилась.
В силу п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
Согласно Инструкции "О проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденной Приказом Минземстроя РФ N 37 от 04 августа 1998 года, основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
Из п. 3.36 Инструкции усматривается, что площадь квартиры жилого здания определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. К подсобным помещениям относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых.
В обязательном приложении N 1 к Инструкции указаны основные понятия, согласно которому пристройкой называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые пристройки, сени, тамбуры, веранды и т.п. Все пристройки разделяются на отапливаемые и холодные, общая площадь в отапливаемых пристройках учитывается в составе жилищного фонда.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Приведенные положения законодательства с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Поскольку совокупный уровень обеспеченности общей и жилой площадью на одного члена семьи до проведения перепланировки, которая привела к уменьшению жилой площади, что расценивается судом как намеренное ухудшение жилищных условий, превышал учетную норму, семья истца утратила основания, дающие им право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Спиридоновой Альбины Георгиевны (ИНН: -----) к администрации города Чебоксары (ИНН: 2126003194) о признании постановления от дата ----- об исключении из списка лиц, нуждающихся в жилом помещении, незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников с составом семьи из четырех человек, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2024 года.