Решение по делу № 2а-1334/2022 от 25.01.2022

Дело №2а-1334/2022

11RS0005-01-2021-000434-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд в составе:

председательствующий судья Утянский В.И.,

при секретаре Евсевьевой Е.А.,

с участием прокурора Соколова И.С.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании 22 сентября 2022г. в г. Ухте дело по административному исковому заявлению Рубчакова А.В. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и начальнику МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что с 16.11.2021г. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-19 (г. Ухта). Имеет ряд заболеваний, в том числе ..... Об этиз диагнозах он сообщил начальнику медицинской части 14 и обратился с заявлением о выдаче с личных вещей мягкой обуви, поскольку при ношении обуви установленного образца испытывает боль и дискомфорт. Заявление не было одобрено, т.к. необходима консультация ортопеда-травматолога, но к специалисту его не направляют. Также истец обратился с заявлением к начальнику медицинской части о предоставлении справки (выписки) из медицинской карты. При получении выписки обнаружил, что отсутствует диагноз ....». Просит взыскать компенсацию в размере 3 000 000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Административный истец Рубчаков А.В., будучи опрошенным в соответствии со ст. 142 КАС РФ с использованием системы видеоконференц-связи, на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Другие участники процесса в судебное заседание не прибыли, извещались надлежащим образом.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав заключение прокурора, полагавшего наличие недостатков при оказании медицинской помощи установленным, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 55 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3).

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 11 УИК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 118 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005г. №205 и действовавших до 16.12.2016г., лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

Согласно п. 123, п. 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016г. №295 (зарегистрированы в Минюсте РФ 26.12.2016г. №44390) лечебно-профилактическая и санитарно- профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В ИУ осуществляется:медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.

В силу п. 101 раздела 4 приказа Министерства здравоохранения РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005г. №640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях. Они могут создаваться как самостоятельные учреждения УМС, так и в составе других учреждений УИС (ИК, ВК, СИЗО, ЛИУ).

Материалами дела установлено, что Рубчаков А.В. осужден к уголовному наказанию в виде лишения свободе приговором суда, отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-19 (г. Ухта).

Истец ссылается на ненадлежащее оказание медицинской помощи и лечение в период с 16.11.2021г.

В ходе судебного разбирательства с целью определения качества медицинской помощи по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (....).

Согласно заключению комиссионной судебной экспертизы №03/130-22/225-22 (п) по данным представленной медицинской документации в период содержания с 16.11.2021г. у осужденного Рубчакова И.В. имелись следующие хронические заболевания:

- ....

....

....

....

....

Экспертная комиссия считает, что истцу были необоснованно выставлены следующие диагнозы: «....

Не подтверждены объективными клиническими данными следующие выставленные с момента поступления в ИК-19 диагнозы:

- ....

....

....

Эксперты указали, что при анализе медицинской документации выявлены следующие дефекты оказания медицинской помощи: 1) в нарушение стандартов медицинской помощи взрослым при артериальной гипертензии истцу не проведен показанный ежегодный объем исследования (частота предоставления 1, т.е. показана в 100% случаев): ...., общие (клинические) анализы крови и мочи, биохимический анализ крови, электрокардиография (показано проведение не менее одного раза в год); 2) в соответствии с клиническими рекомендациями истцу .... рекомендован ежегодный контрольный осмотр у врача-травматолога-ортопеда с проведением инструментального исследования (рентгенография или магнито-резонансная томография), истцу при имеющейся у него .... патологии показано ношение обуви с хорошо амортизирующей подошвой (ортопедических стелек), также истцу в связи с данной патологией не назначались с целью стабилизации дегенеративно-дистрофического процесса курсовой прием препаратов группы хондропротекторов.

Эксперты отметили, что лекарственная терапия установленной болезни проводилась в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи. На фоне лечения достигнута медикаментозная нормотензия (нормальные показатели АД). При предъявлении истцом жалоб на «боли в обоих коленных суставов, обеих пятках» (30.11.2021г.), «боль в коленных суставах» (31.01.2022г.), «боли в ступнях» (21.03.2022г.), были назначены препараты группы нестероидных противовоспалительных средств (тактика соответствует клиническим рекомендациям). При этом наиболее эффективным методом снижения болевых ощущений и улучшения функции суставов в долгосрочной перспективе является лечебная физкультура, направленная на укрепление мышц, выполняемая пациентом самостоятельно. Консервативного (медикамантозного) лечения внутрикостного ганглия (ганглиевой кисты) не существует. Истцу показано оперативное лечение в плановом порядке.

Эксперты пришли к выводу, что за период медицинского наблюдения в ФКУ ИК-19 не выявлено объективных признаков ухудшения состояния здоровья истца, которое могло бы быть связано с какими-либо дефектами оказания медицинской помощи. Состояние пациента в динамике соответствует характеру и тяжести имеющихся у него хронических заболеваний, степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит, в связи с отсутствием сущности вреда здоровью. Медицинская помощь оказывалась истцу в соответствии с утвержденным порядком оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы. В нарушение приказа МЮ РФ от 28.12.2017г. №285 в предоставленной медицинской (амбулаторной) карте не оформлены (отсутствуют) «листы назначений лекарственных препаратов» от 09.03.2022г. и 21.03.2022г. (назначение врача-терапевта).

У суда не имеется оснований не доверять научно-обоснованному мнению компетентных экспертов, не заинтересованных в исходе дела, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы, предупреждавшихся об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, в силу чего отклоняются возражения истца на выводы судебной экспертизы.

Суд учитывает, что отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пп. 3, 9 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В п. 21 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 26).

Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017г. №285.

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Судебным разбирательством с достоверностью подтвержден факт наличия дефектов при оказании медицинской помощи истцу в указанный период, нарушения кратности проведения лабораторных исследований, что подтверждается заключением судебной экспертизы, иными доказательствами и не оспорено ответчиками.

Тем самым, доводы истца в данной части заслуживают внимания. При изложенных обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с ФСИН денежной компенсации за нарушение условий содержания и в отказе в остальной части исковых требований к к остальным ответчикам.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При определении размера компенсации, по мнению суда, следует учитывать и следующие обстоятельства.

Разрешая вопрос о размере компенсации, суд в соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принимает во внимание объем и характер причиненных истцу страданий, длительность периода, в течение которого в отношении истца допускались нарушения, отсутствие сведений об ухудшении состояния здоровья истца, то обстоятельство, что дефекты были связаны лишь с отсутствием консультации специалиста и нарушением кратности исследований, что не привело к иным значительным нарушениям, требования разумности и справедливости и приходит к выводу о взыскании с ФСИН России в пользу истца компенсации в размере 5 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227, 227.1 КАС РФ,

р е ш и л:

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Рубчакова А.В. денежную компенсацию в размере 5 000 рублей.

В остальной части административных исковых требований Рубчакова А.В. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и начальнику МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России – в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (мотивированное решение – 30 сентября 2022г.).

Судья В.И. Утянский

2а-1334/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рубчаков Алексей Владимирович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФСИН России
Начальник МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Утянский Виталий Иванович
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация административного искового заявления
25.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
22.09.2022Производство по делу возобновлено
22.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее