Дело № 3а-127/2019
Определение
18 апреля 2019 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием: представителей Игринского районного потребительского общества – Данилова К.М., Правительства Удмуртской Республики – Тихомировой К.Ю., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике – Лазаревой М.В., Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" – Малых М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игринского районного потребительского общества об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
установил:
Игринское районное потребительское общество обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей).
Мотивируя административное исковое заявление тем, что является собственником нежилого помещения, кадастровая стоимость которого определена в размере <данные изъяты> рубля, в то время как согласно отчету об оценке ООО "<данные изъяты>", рыночная стоимость нежилого помещения составляет <данные изъяты> рублей на ту же дату.
Полагая, что в результате несоответствия кадастровой стоимости нежилого помещения рыночной стоимости нарушаются права административный истец обратился в суд.
Судом на обсуждение лиц участвующих в деле поставлен вопрос об оставлении административного искового заявления без рассмотрения ввиду не соблюдения досудебного порядка.
Представитель административного истца Данилов К. М. в судебном заседании возражений не высказал, пояснив, что обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался.
В судебном заседании представители Правительства Удмуртской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возражений не высказали.
Исследовав материалы дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Административным истцом оспаривается кадастровая оценка установленная по состоянию на 09.12.2013.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Установленный статьей 24.18 вышеуказанного Федерального закона для юридических лиц предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
Положения Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не предусматривающего для обращения в суд предварительное обращение в комиссию к рассматриваемым правоотношениям не применяется.
Материалы административного дела не содержат доказательств обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, наоборот представителем административного истца подтверждался факт не обращения.
В силу части 3 статьи 4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Частью 4 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
На основании изложенного, административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Положения части 1 статьи 197 КАС РФ предусматривают, что в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда.
Часть 3 статьи 197 КАС РФ устанавливает, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 196, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
административное исковое заявление Игринского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей, оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня вынесения в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики.
Судья О.В. Захарчук