дело № 12-117/2020
Р Е Ш Е Н И Е
09 июля 2020 года |
г.Петрозаводск |
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Панасенко Н.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Камни» Устинова И.А. на постановление старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Камни»,
у с т а н о в и л :
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора от хх.хх.хх г. общество с ограниченной ответственностью Камни» (далее - ООО «Камни», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
С постановлением не согласен защитник Общества Устинов И.А., просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на процессуальные нарушения, выразившиеся в необспечении права пользоваться помощью защитника, участвовать в рассмотрении дела. Отмечает, что ходатайство об отложении рассмотрения дела необоснованно отклонено должностным лицом. Считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения в связи с тем, что размещение груза при погрузке производилось по указанию водителя транспортного средства, после осуществления весового и габаритного контроля водитель вернулся на производственную площадку, груз был незначительно перемещен и в этот же день хх.хх.хх г. транспортное средство прошло весовой и габаритный контроль на СПВК 421 км, нарушений не выявлено.
В судебном заседании защитник Устинов И.А., действуя на основании доверенности, жалобу поддержал.
Главный государственный инспектор территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Савельева О.И., действуя на основании доверенности, с жалобой не согласилась.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 №1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. №272 (далее - Правила).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки, установлен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272. Приложением № 1 к Правилам установлены предельно допустимые массы транспортного средства, приложением № 2 - предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств для разных категорий автомобильных дорог, в частности предельно допустимая осевая нагрузка на трехосную группу осей с односкатными колесами при расстоянии между сближенными осями свыше 1,3 до 1,8 м (включительно) составляет 22,5 т.
Исходя из п.5 Правил тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2.
Согласно протоколу об административном правонарушении от хх.хх.хх г. на СПВК 421км. автодороги Р-21 «Кола» был выявлен факт нарушения установленных правил перевозки движения тяжеловесного транспортного средства, а именно: хх.хх.хх г. в 12 часов 17 минут при осуществлении государственного контроля водитель ФИО5 осуществлял движение без специального разрешения на тяжеловесном транспортном средстве (автопоезде) в составе седельного тягача марки ..., государственный регистрационный знак № и полуприцепа марки ..., государственный регистрационный знак №, и используемом для перевозки груза на основании международной товарно-транспортной накладной от хх.хх.хх г. №, где в качестве отправителя указано ООО «Камни», с превышением допустимой осевой нагрузки на трехосную группу осей (3, 4, и 5 оси) транспортного средства (автопоезда), предусмотренной приложением № 2 Правил.
При взвешивании на СПВК 421 км. автодороги Р-21 «Кола» весовым оборудованием ВА-Д-20-1, № 13-36142, номер свидетельства о поверке 012138, в режиме статического взвешивания, измерение межосевого расстояния транспортного средства производилось рулеткой измерительной металлической VEGALI130, свидетельство о поверке №125499, выявлено превышение допустимых значений массы транспортного средства и осевых нагрузок транспортного средства, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272.
Согласно акту от хх.хх.хх г. № фактическая осевая нагрузка на трехосную группу осей полуприцепа (3,4,5 оси) транспортного средства, оборудованного пневматической подвеской (оси с односкатными колесами при расстоянии между сближенными осями 1,31 м и 1,3 1 м) составила 23,42 тонны, применяемая осевая нагрузка с учетом инструментальной погрешности измерения (0,02 т на ось) на трехосную группу осей полуприцепа составила 23,36 тонны, что превышает допустимое значение на 0,86 тонны (3,82%).
Постановлением государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора водитель ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ субъектом административного правонарушения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство.
В части 15 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ и частях 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», установлено, что погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
В материалах дела имеется транспортная накладная, в которой грузоотправителем указано ООО «Камни», таким образом, Общество является субъектом рассматриваемого правонарушения. Довод жалобы о том, что Общество не является лицом, ответственным за размещение груза, не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения
В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч.2 указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 23 марта 2020 г. ООО «Камни» получило извещение о составлении протокола 07 апреля 2020 г., протокол составлен в отсутствие представителя Общества.
15 апреля 2020 г. Обществом получено извещение о рассмотрении 30 апреля 2020 г. дела об административном правонарушении, 29 апреля 2020 г. от защитника Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на период снятия ограничений в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой, не ранее второй половины мая 2020 г.
30 апреля 2020 г. должностным лицом административного органа данное ходатайство оставлено без удовлетворения, копия определения направлена защитнику и привлекаемому к административной ответственности лицу.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 г. № 127-р с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Республики Карелия в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», приняты определенные меры, в том числе возлагающие обязанности на граждан и организаций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 04 по 30 апреля 2020 г. установлены нерабочие дни.
При этом судья учитывает, что Указ Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) в части установления нерабочих дней не распространяется на федеральные органы государственной власти, которым предписано определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
ООО «Камни» надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, а также о рассмотрении дела. Ходатайство защитника об отложении рассмотрения дела было рассмотрено должностным лицом и вынесено мотивированное определение об отказе в его удовлетворении.
В соответствии с ч.1 ст.24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Исходя из ч.2 данной статьи ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
По смыслу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ должностное лицо вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела (в зависимости от конкретных обстоятельств дела).
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16 февраля 2012 г. № 271-О-О указано, что в силу ч.1 ст. 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
Принимая во внимание, что Общество имело возможность предоставить возражения по существу правонарушения, отказ в удовлетворении ходатайства об отложении дела рассмотрение дела в отсутствие представителя Общества не является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим полно и всесторонне рассмотреть дело.
Наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией указанной статьи и в пределах срока давности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, по мнению судьи, назначенное в данном случае наказание приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, сведения об отнесении ООО «Камни» к субъектам малого предпринимательства, считаю возможным применить по данному делу об административном правонарушении в отношении Общества положения частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа до 125000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Камни» изменить, снизить размер штрафа до 125000 рублей. В остальной части постановление по настоящему делу оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.В.Панасенко