Решение по делу № 33-4071/2024 от 28.03.2024

Судья Косарева Н.Е. Дело № 33-4071/2024 (2-2125/2023)

25RS0007-01-2023-001523-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 мая 2024 года город Владивосток    

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Ундольской Ю.В.,

судей Козыревой Е.А., Саковского Е.В.

при секретаре Деменчук Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Артема в защиту интересов Быцюк О. С. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности по обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения

по апелляционной жалобе представителя администрации Артемовского городского округа

на решение Артемовского городского суда Приморского края от 20 сентября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Козыревой Е.А., выслушав пояснения прокурора Бекетовой В.А., представителя ответчика Осяниной А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Артема обратился в суд в интересах Быцюк О.С. с названным иском, указав, что Быцюк О.С. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На основании распоряжения территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Быцюк О.С. принята на специализированный жилищный учет, признана нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с тем, что относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Приморского края. Просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить Быцюк О.С. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не менее учетной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления Артемовского городского округа на территории Артемовского городского округа.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора г. Артема доводы иска поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Осянина А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве, также пояснила, что права Быцюк О.С. не нарушены, так как она включена в сводный список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, и будет обеспечена жилым помещением в соответствии с очередностью. Указала, что при предоставлении жилья по решению суда будут нарушены права других лиц, состоящих в очереди. В случае удовлетворения иска просила установить разумный срок для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку законом уже возложена на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению истца жилым помещением.

Быцюк О.С., третье лицо Министерство образования и науки Приморского края в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Решением Артемовского городского суда Приморского края от 20 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены. На администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность предоставить Быцюк О.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Артемовского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указано, что ответчиком ведется работа по исполнению обязанностей и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, но в связи с имеющейся сложностью в подборе жилых помещений на рынке недвижимости, обеспечить истца жильем не представляется возможным. Считает, что права Быцюк О.С. не нарушены, поскольку она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и будет обеспечена жильем в соответствии с очередностью. Поскольку прокурором г. Артема в настоящее время заявлено 49 аналогичных исковых заявлений на общую сумму более 100 млн. рублей, массовое вынесение решений о предоставлении во внеочередном порядке жилых помещений указанной категории фактически парализует работу по предоставлению жилья в порядке очередности тем лицам, которые стоят на учете более нескольких лет. В случае отказа в удовлетворении жалобы просит изменить решение в части установления ответчику срока для исполнения решения суда, установив разумный срок для его исполнения.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Представитель администрации Артемовского городского округа Осянина А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Также просила установить более разумный срок для исполнения решения суда.

Прокурор Бекетова В.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала апелляционную жалобу необоснованной, а решение суда – не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела по апелляционной жалобе.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя администрации Артемовского городского округа, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действующей до 1 января 2019 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 9 ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».

В соответствии с положениями ст. 2 названного Закона, в Приморском крае обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов (далее - орган местного самоуправления) на основании Закона Приморского края от 6 декабря 2018 года № 412-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора г. Артема, суд первой инстанции утановил, что Быцюк О.С. является лицом, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла возраста 23 лет.

Судом также установлено, что решением Ханкайского районного народного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ мать Быцюк О.С.Быцюк Л.С лишена родительских прав. Отец Быцюк О.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Согласно справке КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Артема» от ДД.ММ.ГГГГ Быцюк О.С. являлась воспитанницей Артемовского детского дома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 13).

Быцюк О.С. принята на специализированный жилищный учет и включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, что подтверждается распоряжением начальника отдела территориального отдела опеки и попечительства по Артемовскому городскому округу Департамента образования науки Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена.

Из справки КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Быцюк О.С. объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории Артемовского городского округа Приморского края, не значится (л.д. 20).

Согласно уведомлению Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю г. Артема Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ у Быцюк О.С. объекты недвижимости на каком-либо праве отсутствуют (л.д. 21).

Судебная коллегия, с учетом названным обстоятельств, соглашается с выводом суда о необходимости удовлетворения требования истца о возложении обязанности обеспечить ее жильем по месту жительства на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении принципа социальной справедливости и необходимости соблюдения порядка очередности в отношении лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением и состоящих на учете более нескольких лет, не может повлечь отмену постановленного судом решения и отказ в удовлетворении иска.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, следует, что обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении дела установлен неразумный срок для исполнения решения суда, судебная коллегия отклоняет, поскольку устанавливая шестимесячный срок исполнения решения, суд исходил из необходимых для исполнения решения временных затрат, принципов разумности и справедливости, о чем указал в решении.

В случае невозможности исполнить решение в указанный срок ответчик не лишен возможности просить отсрочку его исполнения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при вынесении решения. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Нормы материального права применены судом верно, процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену принятого судом решения, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Артемовского городского суда Приморского края от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 мая 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-4071/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Китанина А.А.
Прокурор г. Артема в защиту интересов Быцюк Оксаны Сергеевны
Быцюк Оксана Сергеевна
Ответчики
Администрация Артемовского городского округа
Суд
Приморский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
29.03.2024Передача дела судье
06.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Передано в экспедицию
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее