Копия дело № 2-12240/2024
УИД: 24RS0048-01-2024-005071-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Огневой А.А.,
с участием представителя процессуального истца – ст. помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска – Пузыревой А.Д.,
материального истца – Шагинян А.А., ее представителя – Шагиняна А.С.
представителей ответчика – Севруновой О.А., доверенность от 15.01.2024г.,
представителя третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомовой Т.Ю., доверенность от 14.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Шагинян Армине Араиковны к КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4» о возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действующий в интересах Шагинян А.А., обратился в суд с иском к КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4» о возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что Шагинян А.А. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности врача ультразвуковой диагностики отделения ультразвуковой диагностики детей. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022г. № № предусмотрены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников, в соответствии с п. б п. 2 данного Постановления, с 01.01.2023г. врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) выплачивается специальная социальная выплата. Прокурор полагает, что Шагинян А.А. относится к указанным специалистам, поскольку работает в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения, участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования, является врачом ультразвуковой диагностики, однако ответчик не включает ее в реестр лиц для получения специальной социальной выплаты. Просит возложить обязанность на КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4» скорректировать ранее направленный в ОСФР по Красноярскому краю реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пп. б. п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022г. № 2568, включив в него Шагинян А.А.
Представитель процессуального истца – ст. помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска – Пузырева А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что истец имеет право на получение указанной выплаты, так как беременные женщины и дети, состоящие на учете по территориально-участковому принципу на территории г. Красноярска обращаются к истцу за медицинской помощью, соответственно без проведения ультразвуковых исследований невозможно их диспансерное наблюдение. Просит исковые требования удовлетворить.
Материальный истец – Шагинян А.А., ее представитель Шагинян А.С., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали. Указали, что Шагинян А.А. ведет диспансерное наблюдение детей от 0 до 18 лет, прикрепленных к поликлиникам г. Красноярска, проводит диспансеризацию детей с острыми заболеваниями, ею назначается периодичность наблюдения пациентов. При этом, указали, что направление на ультразвуковое исследование выдается лечащим врачом пациента, Шагинян А.А. проводит исследование, с которым пациент возвращается к лечащему врачу, для назначения последним лечения.
Представитель ответчика – Севрунова О.А., действующая по доверенности от 15.01.2024г., в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истец не является врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, к которому обращаются граждане по поводу заболеваний или с профилактической целью, включая проведение исследований. Шагинян А.А. является врачом узкой специализации, не назначает лечение пациентам по их основному заболеванию. Указала, что ответчиком права истца не были нарушены, просит в удовлетворении требования отказать.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомова Т.Ю., действующая по доверенности от 14.12.2023г., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку целью указанной социальной выплаты является доплата за интенсивность труда врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению. Должность истца не входит в перечень лиц, имеющих право на специальную социальную доплату, предусмотренную пп. б п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022г. № 2568. Шагинян А.А. не осуществляет диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию, так как направление на ультразвуковое исследование пациенту выдает лечащий врач, к которому он прикреплен по территориально-участковому принципу, он же и назначает лечение пациенту. Истец не назначает лечения пациентам, не делает выводы по их заболеваниям, не работает по территориально-участковому принципу.
Представитель третьего лица – ОСФР по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о дате и времени судебного разбирательства, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя процессуального истца, материального истца, ее представителя, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В п. 2. постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568 с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2023 N 1336 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568" в список лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, также включены медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием.
В п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568 установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику:
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего постановления, за исключением медицинских работников, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего постановления:
являющиеся работниками медицинских организаций или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением до 50 тыс. человек, - 50000 рублей;
являющиеся работниками медицинских организаций или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек, - 29000 рублей;
являющиеся работниками медицинских организаций или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением от 100 тыс. человек, - 14500 рублей;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей;
врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей;
В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России (далее - СФР).
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику (п. 6 Правил): 1) категория, должность (профессия); 2) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и СНИЛС; 3) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты: в случае перечисления на счет работника наименование банка, банковский идентификационный код и номер счета; в случае перечисления на банковскую карту работника, являющуюся национальным платежным инструментом, - номер банковской карты; в случае перевода через организацию почтовой связи - адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) (для работников медицинских организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей); 4) размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей; 5) суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце; 6) число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с п. 3 Правил; 7) соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, по норме, с округлением до двух знаков после запятой.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС "Соцстрах" СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).
Приказом Министерства здравоохранения России от 10.03.2023г. № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства РФ от 31.12.2022г. № 2568.
В соответствии с п. 3 указанных Разъяснений, должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
Согласно разделу 1.2 номенклатуры, к должностям специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи) отнесена должность врача ультразвуковой диагностики.
Приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" утверждена новая номенклатура должностей медицинских работников, согласно которой должность врача ультразвуковой диагностики также отнесена к должностям специалистов с высшим медицинским образованием.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно уставу КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4», является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере здравоохранения.
Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Красноярского края полномочий в сфере здравоохранения.
Предметом деятельности является медицинская помощь и иные виды разрешенных действующим законодательством и настоящим Уставом работ (услуг), предоставляемых гражданам и юридическим лицам.
Согласно лицензии № № от 06.03.2020г., выданной КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4», учреждением осуществляется медицинская деятельность со следующими видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерскому делу, лабораторной диагностике, медико-социальной помощи, медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии, функциональной диагностике; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: терапии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), генетике, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, клинической фармакологии, офтальмологии, стоматологии терапевтической, ультразвуковой диагностике, физиотерапии, функциональной диагностике; при оказании первичной специализированной с медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), генетике, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, офтальмологии, стоматологии терапевтической, физиотерапии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе качества медицинской помощи, экспертизе временной нетрудоспособности.
Лицензируемая деятельность осуществляется, по адресу: <адрес>.
Исходя из структуры КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4» кабинет ультразвуковой диагностики входит в отделение ультразвуковой диагностики для детей и имеет 17,75 ставки врачей ультразвуковой диагностики.
Приказом № № от 12.01.2010г. Шагинян А.А. принята на работу в МУЗ Родильный дом № 4 в отделение ультразвуковой диагностики № 1 на должность врача ультразвуковой диагностики.
12.01.2010г. между Шагинян А.А. (работник) и МУЗ «Родильный дом № 4» (работодатель) заключен трудовой договор № №, в соответствии с которым Шагинян А.А. принята в отделение ультразвуковой диагностики № 1 на должность врача ультразвуковой диагностики на 1 ставку.
Согласно дополнительному соглашению от 20.01.2014г. к трудовому договору от 12.01.2010г., работодателем является КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4» с 01.01.2014г.
Приказом № № от 10.01.2022г., Шагинян А.А. переведена в кабинет ультразвуковой диагностики отделения ультразвуковой диагностики на должность врача ультразвуковой диагностики по основному месту работы на 0,75 ставки.
С 09.01.2023г. Шагинян А.А. переведена на ставку постоянно, в связи с чем, между работником и работодателем заключено дополнительное соглашение от 27.12.2022г.
Согласно Положению об ультразвуковом диагностическом отделении для детей КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4», указанное отделение организовано на базе МУЗ «Родильный дом № 4» как отделение, без права юридического лица.
На должность врача ультразвуковой диагностики Отделения назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальности «ультразвуковая диагностика», а также требованиям профессионального стандарта «Врач ультразвуковой диагностики» (п. 2.7).
К основным задачам отделения, в том числе относятся: проведение плановой ультразвуковых и функциональных методов исследований детскому и женскому населению г. Красноярска амбулаторно; участие в проведении медицинских вмешательств под контролем ультразвукового исследования; организация и проведение обследования детей согласно действующему порядку об осуществлении профилактических осмотров несовершеннолетним, а также отдельных групп детского населения, в рамках возможностей отделения и оснащения соответствующей аппаратурой.
Ультразвуковые исследования проводятся врачом ультразвуковой диагностики.
Согласно должностной инструкции врача ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики отделения ультразвуковой диагностики для детей КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4», к должностным обязанностям врача ультразвуковой диагностики относятся: проведение ультразвуковых исследований и интерпретация результатов; анализирование и интерпретирование информации о заболевании и (или) состоянии, полученной от лечащего врача, пациента (его законного представителя), а также из медицинской документации; определение медицинских показаний и медицинских противопоказаний к проведению ультразвукового исследования; выбор методов ультразвукового исследования; проведение ультразвуковых исследований у пациентов различного возраста; выполнение функциональных проб при проведении ультразвукового исследования; выполнение измерений во время проведения ультразвуковых исследований; оценка, сопоставление и запись результатов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" утверждены квалификационные характеристики, которые применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
В указанный ЕКС включена квалификационная характеристика для должности врача-специалиста, применяемая в отношении должностей врачей-специалистов (врача ультразвуковой диагностики, врача-эндоскописта, врача-гастроэнтеролога и т.д.), по которым ЕКС не предусмотрены отдельные квалификационные характеристики, и в соответствии с которой в должностные обязанности врача-специалиста входит: выполнение перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.
При этом, ультразвуковая диагностика и эндоскопия являются методами исследования внутренних органов, осуществляемые по назначению врача-специалиста (в т.ч. врача-онколога и врача-гастроэнтеролога) с целью подтверждения (уточнения) или снятия предварительного диагноза, установленного врачом-специалистом.
Прокурор, обращаясь в суд с указанным иском, полагает, что Шагинян А.А. фактически выполняются отдельные функции лечащего врача, в частности она проводит профилактический осмотр и диспансеризацию детского населения, прикрепленного в поликлиники, расположенные на территории г. Красноярска и Красноярского края.
Приказом Минздрава России от 10.03.2023 N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2568 (далее - Разъяснения).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н (п. 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 32 и ч. ч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н (далее - Положения N 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к названному Положению.
Таким образом, для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходимы следующие условия:
во-первых, медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях;
во-вторых, должность работника должна быть отнесена к врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований;
в-третьих, работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
В соответствии с Положением об ультразвуковом диагностическом отделении для детей КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4», ультразвуковые исследования проводятся с целью распознания физиологических и патологических состояний, установления факта наличия либо отсутствия заболеваний, травм, пороков развития для определения диагноза, выбора мероприятий по ведению и лечению пациента, контроля за осуществлением этих мероприятий, динамического наблюдения за состоянием или заболеванием, осуществления медицинских вмешательств под контролем ультразвукового исследования; диагностические исследования в отделении проводятся при наличии медицинских показаний при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; диагностические исследования проводятся по назначению лечащего врача либо фельдшера, акушерки в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача, с оформлением направления на диагностическое исследование с согласия пациента или его законного представителя, с указанием паспортных данных пациента, направляющей организации, предварительного диагноза, вида исследования.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что право на получение социальной выплаты имеют врачи при наличии совокупности двух условий: работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению; осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). В данном случае, истец Шагинян А.А., работая в должности врача ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики отделения ультразвуковой диагностики для детей не оказывает гражданам первичной специализированной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, также не осуществляет диспансерного наблюдения пациентов, поскольку ее должностные обязанности не предполагают выполнение работы врача, к которому обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающего в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющего диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), так как отделение ультразвуковой диагностики для детей КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4», в котором работает Шагинян А.А., не относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, поскольку указанное отделение не ограничено территориально-участковым принципом прикрепленного к нему населения, а осуществляет помощь всем жителям не только города, но и края. Истец, являясь врачом ультразвуковой диагностики, не осуществляет диспансерного наблюдения пациентов, так как пациенты направляются к врачу ультразвуковой диагностики по направлению лечащего врача с целью распознавания патологических состояний, необходимых для установления диагноза, который определяется лечащим врачом, им же назначается лечение пациентам, а также определяются сроки контроля за заболеванием (состоянием), в том числе посредством ультразвуковой диагностики. При этом, для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходима совокупность условий, которая в отношении Шагинян А.А. отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах Шагинян Армине Араиковны к КГБУЗ «Красноярский межрайонный родильный дом № 4» о возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на получение специальной социальной выплаты - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Заверуха
Решение изготовлено в окончательной форме 25.07.2024г.
Копия верна.