Дело № 2-853/2024
21RS0001-01-2024-001420-45
Решение
именем Российской Федерации
14 октября 2024 года <адрес>
Алатырский районный суд Ч. Республики под председательством судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Дёрова А. В. к администрации <адрес> Ч. Республики о признании бездействия по необеспечению жилым помещением незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Истец Дёров А.В. мотивировала свои требования следующим.
Он, Дёров А.В., с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди на улучшение жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей, признан таковым в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 18 лет, при этом до настоящего времени он администрацией <адрес> жильем не обеспечен. Он очень рассчитывал на данную государственную поддержку. В собственности он жилья не имеет, вынужден проживать с бабушкой. Указанное бездействие администрации <адрес>, выразившееся в длительном непредставлении ему жилого помещения, нарушает его жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Просит признать бездействие администрации <адрес> Ч. Республики по необеспечению его, Дёрова А. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилым помещением незаконным, обязать администрацию <адрес> Ч. Республики предоставить ему, Дёрову А. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец Дёров А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации <адрес> Ч. Республики Гайдуков Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в части требования о признании бездействия администрации, поскольку со стороны администрации бездействия не имеется.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Ч. Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ч. Республики, Алатырский межрайонный прокурор Ч. Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Решением Алатырского районного суда Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Дёрову Людмилу Анатольевну лишить родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Дёрова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетнего Дёрова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передать на попечение органа опеки и попечительства администрации <адрес> Ч. Республики. Взыскать с Дёровой Людмилы Анатольевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Ч. Республики, алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка Дёрова А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере одной четверти заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до его совершеннолетия, с перечислением алиментов на личный счёт ребёнка в отделении Сберегательного банка РФ».
Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнему Дёрову А. В. назначен опекун Дёрова Надежда Александровна на возмездной основе, заключен договор о передаче Дёрова А. В. в приемную семью.
Постановлением администрации <адрес> Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Дёров А.В. принят на учет, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Дёрова А.В. на имеющиеся объекты недвижимости.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в ч. 2 ст. 23.1 Закона Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Ч. Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом М. Ч. Республики.
В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 Закона Ч. Республики от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Ч. Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Ч. Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ч. Республики наделяются государственными полномочиями Ч. Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с Законом Ч. Республики о наделении органов местного самоуправления в Ч. Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Таким образом, ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Ч. Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в судебном заседании установлен, стороной ответчика не оспаривался.
При этом отсутствие у ответчика надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ни ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни нормы ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также Закона Ч. Республики от 17.10.2005г. № «О регулировании жилищных отношений» не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.
Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья истец не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения не является.
Поскольку Дёров А.В. относится к числу детей-сирот, он имеет право на обеспечение его во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда <адрес> Ч. Республики.
Отсутствие законодательно определенного срока, в течение которого данной категории граждан должно предоставляться такое жилое помещение, должно толковаться не иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения, а отсутствие у органа местного самоуправления необходимых бюджетных ассигнований на исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может служить основанием для освобождения ответчика от исполнения такой обязанности в отношении истца.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, указанной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, бездействие администрации <адрес> Ч. Республики по необеспечению жилым помещением незаконным не допущено, поскольку истец был поставлен на учет, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, не обеспечен истец по независящим от ответчика обстоятельствам – из-за отсутствия достаточного финансирования.
В остальной части исковые требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ № № ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.