Дело №
УИД №RS0№-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2024 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи ФИО8
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление заместителя <адрес> Республики Адыгея к Администрации МО «<адрес>», Администрации МО «Козетское сельское поселение», Администрации МО Афипсипское сельское поселение», Администрации МО «Шенджийское сельское поселение», Администрации МО «Тахтамукайское сельское поселение» об обязании провести работы по прокладке и монтажу сетей газоснабжения и электроснабжения к земельным участкам, построить дороги к земельным участкам,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес>», Администрации МО «Козетское сельское поселение», Администрации МО Афипсипское сельское поселение», Администрации МО «Шенджийское сельское поселение», Администрации МО «Тахтамукайское сельское поселение» об обязании провести работы по прокладке и монтажу сетей газоснабжения и электроснабжения к земельным участкам, построить дороги к земельным участкам.
<адрес> проведена проверка по обращению ФИО3 исполнения законодательства о социальных гарантиях многодетных семей, в ходе которой установлено, что в период с 2013 по 2022 на территории <адрес> предоставлено в: а. Козет-90 участков (в 2013-2014г.г.), расположенных по <адрес>, Пионерская, Победы, Южная, пер. Дружбы; а. Тахтамукай-71 участок (в 2014-2017г.г.), расположенных по <адрес>, Красной, Кабардинской, Лесной, Черкасской, Согласие; а. Хаштук-28 участков (в 2014 году), расположенных по <адрес>; а. Шенджий-105 участков (в 2017-2021г.г.), расположенных по <адрес>, Нартов, Ахмеда Бекух, Цей Унай; а. Афипсип- 2 участка (в 2022 году), расположенных в пер. Зеленый.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что к вышеуказанным участкам, предоставленным многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, коммунальные сети не подведены. В частности, отсутствуют сети газо-и электроснабжения.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, по результатам рассмотрения, которого нарушения законодательства не устранены. Длительное неустранения нарушений закона препятствуют реализации прав граждан на жилищное строительство.
Кроме этого, в нарушение ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрациями МО «Козетское сельское поселение», МО «Тахтамукайское сельское поселение», МО «Шенджийское сельское поселение» и МО «Афипсипское сельское поселение» не обеспечена подъездная дорога к указанным земельным участкам.
Просит обязать администрацию МО «<адрес>» провести работы по прокладке и монтажу сетей газоснабжения и электроснабжения к земельным участкам, расположенным в а. Козет-90 участков (в 2013-2014г.г.), расположенных по <адрес>, Пионерская, Победы, Южная, пер. Дружбы; а. Тахтамукай-71 участок (в 2014-2017г.г.), расположенных по <адрес>, Красной, Кабардинской, Лесной, Черкасской, Согласие; а. Хаштук-28 участков (в 2014 году), расположенных по <адрес>; а. Шенджий-105 участков (в 2017-2021г.г.), расположенных по <адрес>, Нартов, Ахмеда Бекух, Цей Унай; а. Афипсип- 2 участка (в 2022 году), расположенных в пер. Зеленый;
Обязать администрации МО «Козетское сельское поселение», МО «Тахтамукайское сельское поселение», МО «Шенджийское сельское поселение» и МО Афипсипское сельское поселение» построить подъездные дороги к земельным участкам, расположенным а. Козет-90 участков (в 2013-2014г.г.), расположенных по <адрес>, Пионерская, Победы, Южная, пер. Дружбы; а. Тахтамукай-71 участок (в 2014-2017г.г.), расположенных по <адрес>, Красной, Кабардинской, Лесной, Черкасской, Согласие; а. Хаштук-28 участков (в 2014 году), расположенных по <адрес>; а. Шенджий-105 участков (в 2017-2021г.г.), расположенных по <адрес>, Нартов, Ахмеда Бекух, Цей Унай; а. Афипсип- 2 участка (в 2022 году), расположенных в пер. Зеленый.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ первоначальные исковые требования были уточнены, в связи с чем заместитель прокурора <адрес> просил обязать администрации МО «<адрес>», МО «Тахтамукайское сельское поселение», МО «Шенджийское сельское поселение» провести работы по прокладке и монтажу сетей газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения, построить подъездные дороги к земельным участкам в а. Тахтамукай-71 участок (в 2014-2017г.г.), расположенных по <адрес>, Красной, Кабардинской, Лесной, Черкасской, Согласие;, в а. Шенджий-105 участков (в 2017-2021г.г.);
Обязать администрации МО «<адрес>», МО «Козетское сельское поселение» провести работы по монтажу электроснабжения и построить подъездные дороги в а. Козет- 90 участков (в 2013-2014г.г.), расположенных по <адрес>, Пионерская, Победы, Южная, пер. Дружбы;
Обязать администрации МО «<адрес>», МО «Афипсипское сельское поселение» построить подъездные дороги к земельным участкам в а. Афипсип- 2 участка (в 2022 году), расположенных в пер. Зеленый.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 заявленные уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что при условии продления срока исполнения решения суда до конца года удовлетворение требований возможно.
Представитель ответчика Администрации МО «Тахтамукайское сельское поселение» по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, так как дороги <адрес>ом не поставлены на учет, так же в бюджете не достаточно средств для исполнения всех этих требований и может привести к дефициту бюджета.
Представители ответчиков администрации МО « Афипсипское сельское поселение», администрации МО «Шенджийское сельское поселение», администрации МО «Козетское сельское поселение» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлялись посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица ПАО «Россети Кубань» Краснодарские электрические сети по доверенности ФИО7 в судебном заседании полагала, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
Представители, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, ООО «Газпром газораспреледение Майкоп», Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Управление Росррестра по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлялись посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суд не уведомили.
Изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в том числе органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация-социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с ч. 2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, переданы органам местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа-документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Частью 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Адыгея действует Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно».
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной программе Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» на 2020-2024 годы» утверждена подпрограмма «Стимулирование развития жилищного строительства», которой предусмотрено ресурсное обеспечение по финансированию подпрограммы за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета.
В соответствии с п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и в случаях бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена. В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: транспортная доступность, существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства.
В силу п. 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, которые предусмотрены соответственно документами перспективного развития электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, муниципального округа, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее-ФЗ №) Российская Федерация в целях жилищного строительства, создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктами 7.3 - 7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает на три года органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа о предоставлении земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, обеспечение подлежащих предоставлению многодетным семьям земельных участков с развитой инфраструктурой, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд отнесено федеральным законодательством к вопросам местного значения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО3 исполнения законодательства о социальных гарантиях многодетных семей, в ходе которой установлено, что в период с 2013 по 2022 на территории <адрес> предоставлено в: а. Козет-90 участков (в 2013-2014г.г.), расположенных по <адрес>, Пионерская, Победы, Южная, пер. Дружбы; а. Тахтамукай-71 участок (в 2014-2017г.г.), расположенных по <адрес>, Красной, Кабардинской, Лесной, Черкасской, Согласие; а. Хаштук-28 участков (в 2014 году), расположенных по <адрес>; а. Шенджий-105 участков (в 2017-2021г.г.), расположенных по <адрес>, Нартов, Ахмеда Бекух, Цей Унай; а. Афипсип- 2 участка (в 2022 году), расположенных в пер. Зеленый.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что к вышеуказанным участкам, предоставленным многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки, коммунальные сети не подведены, в частности, отсутствуют сети газо-и электроснабжения.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, по результатам рассмотрения, которого нарушения законодательства не устранены. Длительное неустранения нарушений закона препятствуют реализации прав граждан на жилищное строительство.
Кроме этого, в нарушение ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрациями МО «Козетское сельское поселение», МО «Тахтамукайское сельское поселение», МО «Шенджийское сельское поселение» и МО «Афипсипское сельское поселение» не обеспечена подъездная дорога к указанным земельным участкам.
В ходе судебного разбирательства, ответчиком Администрацией МО «Тахтамукайское сельское поселение» представлены доказательства, подтверждающие частичное устранение нарушений закона, в частности: разработана проектно-сметная документация и имеется положительное заключение государственной экспертизы для проведения работ по строительству автомобильных дорог для 71-го земельного участка, выданных многодетным семьям, протяженностью 2,218 км и шириной 6 м в южной части а. Тахтамукай. Также, <адрес> направлены заявки для получения субсидий из республиканского бюджета на софинансирование расходов по обеспечению инженерной инфраструктуры земельных участков семьям, имеющим трех и более детей на 2024. Общая сметная стоимость составляет 32 640 03, рублей, из них 16 320 017-софинансирование районного бюджета.
Согласно определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся в потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков-иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участка, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во много зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что указанные в иске нарушения нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем требования прокурора, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В силу норм статьи 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Их пояснений представителя ответчика администрации «МО «<адрес>» следует, что для устранения нарушений, указанных в иске, необходимо проделать определенный объем работы, который может быть проведен только при достаточном финансировании. Нормы бюджетного кодекса РФ не позволяют администрации МО «<адрес>» изыскать внебюджетные средства на финансирование необходимых расходов для устранения нарушений либо самостоятельно перераспределять запланированные расходы бюджета. В связи с чем, представителем ответчика заявлено ходатайство о предоставлении на устранение нарушений срока 1 год.
Принимая во внимание необходимость в установлении разумного срока для устранения нарушений, суд считает возможным предоставить ответчику для исполнения требований иска срок до ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока в резолютивной части решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования заместителя <адрес> Республики Адыгея к Администрации МО «<адрес>», Администрации МО «Козетское сельское поселение», Администрации МО Афипсипское сельское поселение», Администрации МО «Шенджийское сельское поселение», Администрации МО «Тахтамукайское сельское поселение» об обязании провести работы по прокладке и монтажу сетей газоснабжения и электроснабжения к земельным участкам, построить дороги к земельным участкам-удовлетворить.
Обязать администрацию МО «<адрес>», администрацию МО «Тахтамукайское сельское поселение», администрацию МО «Шенджийское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по прокладке и монтажу сетей газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения, построить подъездные дороги к земельным участкам, расположенным в а. Тахтамукай-71 участок, выданных в период с 2014 по 2017 г.г., расположенных по <адрес>, Красной, Кабардинской, Лесной, Черкасской, Согласие;, в а. Шенджий-105 участков, выданным в период с 2017 по 2021г.г.
Обязать администрации МО «<адрес>», МО «Козетское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по монтажу электроснабжения и построить подъездные дороги в а. Козет- 90 участков, выданных в период с 2013 по 2014г.г., расположенных по <адрес>, Пионерская, Победы, Южная, пер. Дружбы.
Обязать администрации МО «<адрес>», МО «Афипсипское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ построить подъездные дороги к земельным участкам в а. Афипсип- 2 участка, выданных в 2022 году, расположенных в пер. Зеленый.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.
Судья ФИО9