Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Новый Торъял 04 сентября 2015 года
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Домрачева В.А.,
при секретаре Сидоркиной С.А.,
с участием истца Терехина И.Я.,
его представителя по доверенности Лебедевой М.М.,
представителей ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Новоторъяльском районе РМЭ (далее – Пенсионный фонд) Соловьевой О.Е. и Дружининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терехина И.Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
установил:
Терехин И.Я. обратился в суд с исковым заявлением к Пенсионному фонду, о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование исковых требований истец указал, что 10 марта 2015 года он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Пенсионного фонда от 23 марта 2015 года ему отказано в назначении пенсии, при этом пенсионным фондом не включены в специальный стаж периоды: с 28.04.1976 года по 26.05.1978 года - срочная служба в СА, с 01.09.1992 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2010 года по 30.06.2010 года, с 01.07.2011 года по 30.09.2014 года, с 01.01.2015 года по 10.03.2015 года – работа в должности ** школы и по совместительству учителем музыки.
Отказ в назначении трудовой пенсии по старости и исключение указанных периодов работы из специального стажа считает неправомерным.
Просит обязать пенсионный фонд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, перечисленные выше периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 10 марта 2015 года в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании Терехин И.Я. полностью поддержал исковые требования и просил обязать ответчика включить в общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии период с 28.04.1976 года по 26.05.1978 года - срочная служба в СА, с 01.09.1992 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2010 года по 30.06.2010 года, с 01.07.2011 года по 30.09.2014 года, с 01.01.2015 года по 10.03.2015 года – работа в должности ** и по совместительству учителем музыки, так как он хоть и по совместительству, но работал учителем музыки все спорные периоды.
В обоснование своих требований суду пояснил, что пенсионный орган необоснованно отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как он исполняет обязанности учителя музыки в Елембаевской школе с 01 ноября 1988 года по настоящее время. Кроме него данную должность никто не замещал. Одновременно он замещал иную должность – *, но в должности учителя работал постоянно. В спорный период времени он проходил аттестацию как учитель музыки. Считает, что решение пенсионного фонда незаконно.
Представитель истца – Лебедева М.М. полностью поддержала требования истца и суду пояснила, что общий трудовой стаж Терехина И.Я. по педагогической деятельности составил более 28 лет и ему необходимо зачесть все спорные периоды и обязать пенсионный фонд назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Представители ответчика Соловьева О.Е. и Дружинина Е.В., исковые требования истца не признали и просили в удовлетворении искового заявления Терехина И.Я. отказать, при этом суду пояснили, что он не имеет специального образования, и занимал должности завхоза и сторожа-дворника Елембаевской школы и только по совместительству работал учителем музыки. При этом не вырабатывал нормы рабочего времени.
Свидетель Д. суду показала, что она начала работать в *школе с 1988 года учителем начальных классов, 3 года была в декретном отпуске. С 1992 года Терехин И.Я. в ее классе всегда вел уроки музыки, которые проходили по субботам. Другого учителя музыки в школе не было, а уроки музыки были всегда.
Свидетель С. суду показала, что начала работать в *школе с 1985 года и за все это время других учителей музыки, кроме Терехина И.Я. не было. Лишь один год уроки музыки вела другая учительница, а все остальные годы вел Терехин И.Я.
Свидетель С. суду показал, что работает в * школе с 1985 года, а директором данной школы с 2002 года. При нем только Терехин И.Я. вел уроки музыки. Один год, когда педагога сокращали, часы музыки Терехин И.Я. не получил, а остальные годы всегда уроки музыки вел Терехин И.Я. На него был приказ, что он принят по совмещению учителем музыки, но приказа я не нашел. Каждый год, начиная с 1988 года, Терехин И.Я. включался в тарификационный список.
Свидетель З. суду показала, что она работает со 02 августа 1988 года в отделе Образования Администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» экономистом и ее обязанность - проводить тарификацию. Тарификационный список составляется на основе тарификационной сетки в учебном плане. Учебный план существует по каждому классу. В этом учебном плане пишется четко по всем предметам количество часов. На урок музыки в данных школах отводится 1 час в неделю. Во всех тарификационных списках, начиная с 1988 года Терехин И.Я. был, кроме 1998 и 1999 годов. В отпуск Терехин И.Я. уходил всегда как учитель, то есть на 56 календарных дней.
Свидетель И. суду показала, что она работает со 15 ноября 2010 года в Отделе Образования Администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» бухгалтером и в ее обязанности входит начисление заработной платы учителям, в том числе и * школы. Терехину И.Я. начисляются зарплаты как учителю по совмещению, так и завхозу. Все это идет отдельными строками. Ранее ему так же начислялось несколько зарплат (по занимаемым должностям) и выводилась затем единая сумма.
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив материалы гражданского дела, в совокупности с представленными доказательствами находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст. 27 названного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список №781).
В указанный список входит должности учителя школы всех наименований, а также учреждение «Общеобразовательные учреждения; школы всех наименований».
В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью руководствуются Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
В судебном заседании установлено, что10 марта 2015 года истец Терехин И.Я. обратился в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии.
Решением Пенсионного фонда от 23 марта 2015 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по причине: нет требуемого стажа 25 лет в связи с педагогической деятельностью.
На момент обращения в пенсионный фонд за назначением пенсии его специальный стаж, по мнению Пенсионного фонда составляет - 06 лет 03 месяца 27 дней.
Период с 28.04.1976 года по 26.05.1978 года - срочная служба в СА, с 01.09.1992 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2010 года по 30.06.2010 года, с 01.07.2011года по 30.09.2014 года, с 01.01.2015 года по 10.03.2015 года – работа в должности ** школы не включены в специальный стаж, так как наименование должностей не соответствует Списку № 781.
Согласно п.1.11 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «* основная общеобразовательная школа» место нахождения Учреждения – *, то есть школа расположена в сельской местности.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В силу п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ N 2-П от 29 января 2004 года, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из анализа ст. 66 ТК РФ следует, что работник вправе иметь только одну трудовую книжку, которая ведется по месту его основной работы.
Из копии трудовой книжки истца Терехина И.Я. усматривается, что он был принят на работу 01 сентября 1992 года, в порядке перевода ** средней школы.
Однако это не означает, что работник не может работать по совместительству.
Согласно ч. 1 ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудового договора по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 ТК РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Установлено, что Терехин И.Я. по совместительству работал и в должности учителя музыки и имел педагогическую нагрузку, хотя основной его должностью была должность **средней школы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы должности директора, учителя и школы всех наименований.
Должности * в данном списке не предусмотрено.
Однако суд пришел к выводу о том, что характер трудовой деятельности истца в оспариваемый период был связан напрямую с целями и задачами педагогики и образования, так как Терехин И.Я. работал в должности учителя музыки, хотя и не имел соответствующего образования.
Согласно справке с Отдела образования Администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район», а так же копий тарификационных списков, Терехин И.Я. тарифицировался как учитель музыки, хотя и по совместительству и имел педагогическую нагрузку с 1988 года по 2015 года, за исключением 1998-1999 годов.
Кроме того, согласно карточкам-справкам за 2014 и 2015 годы в отпуск Терехин И.Я. уходил как учитель, то есть на 56 календарных дней. Об этом говорил и свидетель З.
Согласно расчетных листков за 2011-2014 годы Терехин И.Я. получал несколько зарплат, в том числе и как учитель, имея при этом доплату за профессиональное мастерство. Об этом говорил и свидетель И.
Он неоднократно поощрялся почетными грамотами, в том числе и от Министра образования РМЭ Швецовой Г.Н. как музыкальный руководитель.
Свидетели С., Д. и С. суду показали, что Терехин И.Я. был единственным в школе учителем музыки все спорные годы.
Все это указывает на то, что Терехин И.Я. занимался именно педагогической деятельностью, что частично признает и пенсионный фонд, включив 06 лет 03 месяца 27 дней в его специальный педагогический стаж, в том числе и в спорные периоды с 03 мая 1988 года по 29 августа 1992 года, с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года и с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования Терехина И.Я. чмая 6.05.я 2002 года по мрачева Л.И. и Сучкова И.Г. суду показали, что Терехин И.Я. был единственным в школе учителемонд. том дастично, и включить в специальный педагогический стаж периоды: с 01.09.1992 года по 31 декабря 1997 года, с 01 сентября 2002 года по 31.12.2008 года, с 01.01.2010 года по 30.06.2010 года, с 01.07.2011 года по 30.09.2014 года, с 01.01.2015 года по 10.03.2015 года – работу в должности ** и по совместительству учителем музыки *школы.
Судом установлено, что Терехин И.Я. не тарифицировался с 1998 по 2001 годы, и факт его в работы должности учителя не подтвержден документально, поэтому данный период не должен включаться в его специальный педагогический стаж, хотя и в период с 1998 по 1999 годы Терехин И.Я. вел кружок музыки по школе по 2 часа в неделю.
Суд пришел к выводу о том, что если он не был тарифицирован как педагог в данный период, то ведение кружков музыки по школе не должно включаться в его специальный педагогический стаж.
Из записи в военном билете видно, что Терехин И.Я. в период с 28.04.1976 года по 26.05.1978 года проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР по призыву.
В спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившее юридическую силу с 1 октября 1993 года.
В соответствии с п. 1 п.п. «а», «г» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается и служба в составе Вооруженных сил СССР.
Как установлено судом Терехин И.Я. находился на службе в рядах Вооруженных Сил СССР в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, Терехин И.Я. имеет право на зачет указанного периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его право.
Согласно п. 4 Положения время работы, указанной в п.1 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Стаж работы Терехина И.Я. на должностях, дающих право на льготную пенсию, признанный судом составляет 24 года 04 дня, что составляет более 2/3 необходимого стажа.
Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что Терехиным И.Я. не выработано 2/3 педагогического стажа в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года № 1397.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы Терехина И.Я. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Терехина И.Я., с 28 апреля 1976 года по 26 мая 1978 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии в календарном исчислении.
Таким образом, на момент обращения Терехина И.Я. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у него отсутствовал необходимый стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как суммарно он составил на день обращения 24 года 4 дня.
При таких обстоятельствах его требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Терехина И.Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения, с подачей жалобы через данный районный суд.
Судья - В.А.Домрачев