03RS0014-01-2020-000317-44
2-1472/2020
Р Е Ш Е Н И Е-
Именем Российской Федерации
27 июля 2020 года город Октябрьский
Республика Башкортостан
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,
при секретаре Романовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маянова Н.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан о зачете периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Маянова Н.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в г. Октябрьский РБ/пенсионный фонд) о зачете периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что пенсионный фонд, неправомерно исключив из её стажа время работы в качестве маляра в ООО НГДУ «Туймазанефть» (с 01.10.2003 по 31.12.2004), ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж» (с 01.01.2005 по 31.03.2011), ООО Приютовское Управление «Нефтестроймонтаж» (с 01.04.2011 по 28.06.2013), ООО Янаульское управление «Нефтестроймонтаж» (с 01.07.2013 по 24.12.2018), своим решением от 11.03.2019 № 21 отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на работах с вредными условиями труда.
В силу того, что её работа в качестве маляра в названных организациях осуществлялась в течение полного рабочего дня и с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, она имеет право на льготное пенсионное обеспечение, а потому, обязав пенсионный фонд зачесть в её специальный трудовой стаж исключенные периоды работы в качестве маляра в ООО НГДУ «Туймазанефть», ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж», ООО Приютовское Управление «Нефтестроймонтаж», ООО Янаульское управление «Нефтестроймонтаж», просит признать за ней право на досрочную пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20.02.2019.
Маянова Н.Д. и её представитель Шайхинурова Л.Р., не согласившись с возражениями пенсионного фонда, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по доводам иска и имеющимся доказательствам.
Представитель ГУ-УПФ РФ в г. Октябрьский РБ Абдуллина Е.Н. с иском не согласилась, о чем представила письменное возражение.
Общество с ограниченной ответственностью «Башнефть-Строй» (далее по тексту «Башнефть-Строй») извещалось о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своего представителя не обеспечило, суду сведений об уважительности причин его не явки не представило, отзывов и возражений не направило.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.
Из материалов гражданского дела следует, что судом предприняты все необходимые меры для своевременного извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, который не представил доказательств лишения его возможности присутствовать в судебном заседании, в том числе в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, указанное свидетельствует о реализации им своих прав в гражданском процессе в объеме самостоятельно определенном для себя, а потому суд, принимая во внимание разъяснения Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, не усмотрев препятствий для разрешения дела в отсутствие третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.
С 01.01.2015 основания назначения пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 01.01.2015) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 65 для мужчин и 60 лет для женщин при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением названного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» под литером 23200000-13450 поименованы «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».
Таким образом, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности постоянно в течение полного рабочего дня.
Изучением трудовой книжки Маянова Н.Д., которая в силу требований ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) и п. 11, п. п. 37 - 40 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, установлено, что последняя в период с 01.10.2003 по 31.12.2004 осуществляла трудовую деятельность в качестве маляра ООО НГДУ «Туймазанефть», с 01.01.2005 по 31.03.2011 маляра ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж», с 01.04.2011 по 28.06.2013 маляра ООО Приютовское Управление «Нефтестроймонтаж», с 01.07.2013 по 24.12.2018 ООО Янаульское управление «Нефтестроймонтаж».
Названные периоды работы, как следует из решения ГУ-УПФ РФ в г. Октябрьский РБ от 11.03.2019 № 21, не были включены в стаж Маянова Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в виду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости заявителя в течение полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных позицией 2320000-13450 раздела XXXIII Списка № (с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности) и кода особых условий труда в представленных страхователем индивидуальных сведениях за период после регистрации в качестве застрахованного лица.
Не включение названных периодов в специальный стаж работы Маянова Н.Д., стало основанием для отказа последней в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Во исполнение п. 2 названного постановления правительства Российской Федерации приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» п. 2 перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, при этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.
Из положений ст. 3 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1-3 ст. 3).
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2017 № 47-КГ17-13 и от 04.12.2017 № 70-КГ17-16.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 12.11.1997 Маянова Н.Д. зарегистрирована в системе обязательного медицинского страхования.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Изучением Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица установлено, что всеми работодателями Маянова Н.Д. представлялись сведения о работе последней в спорный период без указания льготных условий.
Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 ч.1 статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 ч. 1 статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 ч. 1 статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Период испрашиваемый истцом к включению в стаж, относится, в том числе к периодам после 01.01.2013, в связи с чем для определения права на назначение досрочной пенсии по старости, в совокупности с требованиями отнесения должности к приведенному Списку должностей дающих право на назначение досрочной пенсии, требуется соответствие класса условий труда на рабочих местах, по работам, указанным в пунктах 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как видно Заключения эксперта по идентификации ОВПФ на рабочем месте от 22.08.2016 № 391/522А-ЗЭ, Карты от 22.08.2016 № 522А специальной оценки труда работников, действительно рабочее место Маяновой Н.П. отнесено к классу (подклассу) условий труда 3.1., однако отнесение рабочего места истца к названному классу вредности или опасности условий труда, не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Результаты специальной оценки не отменены и не пересмотрены, а потому у суда нет оснований не учитывать изложенные в выводы при принятии решения.
Из названного заключения также не следует, что при предыдущей аттестации рабочего места по условиям труда был установлен класс вредности или опасности условий труда рабочего места Маянова Н.Д.
Сторонами также не представлено доказательств то, что в спорный период осуществлялось начисление и уплата страхователем Маяновой Н.П. страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Изучением трудового договора № 1830, заключенного 31.12.2002 между Маянова Н.Д. и ООО НГДУ «Туймазанефть», дополнительного соглашения к нему от 31.12.2002, личной карточки работника, приказов, расчетных ведомостей, положения о строительно-монтажном цехе ООО НГДУ «Туймазанефть», штатной расстановки рабочих мест цеха, перечня цехов, профессий и должностей по ООО НГДУ «Туймазанефть» с особыми условиями труда, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение установлено, что истец на работу с вредными и тяжелыми условиями труда ООО НГДУ «Туймазанефть» не принимался, её работа в строительно-монтажном цеху работодателем к работам с вредными и тяжелыми условиями труда отнесена не была.
Из трудового договора № 77, заключенного 11.01.2009 между Маянова Н.Д. и ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж», видно, что истец принята на работу в качестве маляра, труд которой в названной профессии отнесен к работам с вредными условиями труда класса 3.1. (вредный производственный фактор – воздух рабочей зоны, тяжесть труда).
Статьей 57 ТК РФ установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, к которым, в частности, относятся: гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (ч. 1 ст. 61 ТК РФ).
Как следует из смысла ст. 67.1 ТК, устанавливающей правовые последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом, осведомленность работодателя о работающих у него лицах, их количестве и выполняемой ими трудовой функции, предполагается.
Таким образом, в условиях, когда трудовым договором работодатель отнес условия, в которых работает истец, к вредным, суд, учитывая изложенные выше указания на то, что недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, не усматривает препятствий для включения периода работы в ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж», начиная с 11.01.2009 по 31.03.2011 в специальный трудовой стаж, относящийся к стажу, предоставляющему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доказательств того, что оговоренная в договоре спецификация условий труда истца, не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не представлено.
Трудовой договор № 266, заключенный 01.04.2011 между Маянова Н.Д. и ООО Приютовское управление «Нефтестроймонтаж», дополнительные соглашения к нему от 30.12.2011 и от 01.03.2012, от 29.12.2012, распоряжения ООО Приютовское управление «Нефтестроймонтаж», личная карточка работника, расчетные ведомости, не содержат каких-либо указаний на то, что истец была принята и работала в организации на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, доказательств иного суду не представлено.
Из трудового договора №с, заключенного 01.07.2013 между Маянова Н.Д. и ООО «Янаульское управление «Нефтестроймонтаж», распоряжений, личной карточки работника, справок о начисленной заработной плате работнику, справки о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица и начисленных страховых взносах, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда работников, также не следует, что истица работала во вредных условиях.
Указания на то, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен.
Так, согласно материалам дела, в отношении истца работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако сведений о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы, за исключением периода работы ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж», начиная с 11.01.2009 по 31.03.2011, являются недостоверными, в материалы дела не представлено.
В материалы дела не представлены документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы Маянова Н.Д., а также архивные справки, личные карточки, из которых бы следовало, что истица постоянно в течение полного рабочего дня занята на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Указания истца на то, что характер и технологический процесс проводимых моральных работ, учитывая специфику организаций, в которых она работала, во всяком случае, предполагал использование лакокрасочных материалов, отнесенных к вредным веществам не ниже 3 класса опасности, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не подтверждают непосредственную занятость Маянова Н.Д. на выполнении определенных работ с вредными веществами названного класса.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
В силу того, что работодателем верно поименована должность истца, оснований для отождествления выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, не имеется.
В силу изложенного, в специальный стаж Маянова Н.Д. не могут быть включены следующие периоды работы в качестве маляра: с 01.10.2003 по 31.12.2004 в ООО НГДУ «Туймазанефть», с 01.01.2005 по 10.01.2009 в ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж», с 01.04.2011 по 28.06.2013 в ООО Приютовское Управление «Нефтестроймонтаж» и с 01.07.2013 по 24.12.2018 в ООО Янаульское управление «Нефтестроймонтаж».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 65 для мужчин и 60 лет для женщин при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением названного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Таким образом, даже при включении в специальный стаж Маянова Н.Д. время её работы в ООО Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж», начиная с 11.01.2009 по 31.03.2011, её специального стажа недостаточно для назначения досрочной в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований в части назначения досрочной страховую пенсию по старости надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Маянова Н.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Октябрьский Республики Башкортостан о зачете периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Зачесть в специальный трудовой стаж Маянова Н.Д. время её работы, начиная с 11.01.2009 по 31.03.2011, в обществе с ограниченной ответственностью Октябрьское управление «Нефтестроймонтаж» в качестве маляра 5 разряда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: И.Ф. Сайфуллин