Решение по делу № 2-3453/2019 от 12.07.2019

Дело №2-3453/2019

УИД 21RS0025-01-2019-003476-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2019 года                                                                                        город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Софроновой М.Ю.,

с участием зам.прокурора Московского района г.Чебоксары Архипова А.А., представителя ответчика – БОУ ЧР «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» МО и МП Чувашской Республики – и.о. директора Гавриловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в защиту интересов неопределенного круга лиц – инвалидов к Бюджетному общеобразовательному учреждению Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения,

У с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары ЧР обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – инвалидов к Бюджетному общеобразовательному учреждению Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения, которым просил суд:

        1) обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии обеспечить установку бордюрных пандусов по адресу: <адрес> на пешеходных переходах в пределах зоны, предназначенной для пешеходов с уклоном не более 1:12,

        2) обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии обеспечить установку пандуса по адресу: <адрес> в соответствии с СП 59.13330.2012 и СП 59.13330.2016 с уклоном не более 5%,

        3) обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии оборудовать порог входной двери по адресу: <адрес> в соответствии СП 59.13330.2016 высотой не более 0,014 м и шириной двери не более 1,2 м.,

        4) обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии оборудовать по адресу: <адрес> кнопкой вызова персонала в начале пандуса и над пандусом установить навес в соответствии с СП 59.13330.-2016,

        5) обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии ввести в штатное расписание штатные единицы специалистов тьютора, ассистента (помощника) в соответствии с п.21 Порядка организации и осуществления образовательном деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам    дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования от ДД.ММ.ГГГГ .

В последующем, истец заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары ЧР ДД.ММ.ГГГГ. окончательно уточнил исковые требования, указав, что прокуратурой Московского района г.Чебоксары в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии, расположенной но адресу: <адрес> <адрес>, в ходе которой выявлены отдельные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ) порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществлявших свою деятельность на территории поселения, муниципальною района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 (далее - Порядок) руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

-    возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

-    возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

-    сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Согласно п.5.1.8 Свода и правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798 /пр) (далее – СП 59.13330.2016) в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами. При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания - не более 1:12 (8%).

В ходе проверки совместно с Чувашской республиканской организацией общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» установлено, что на пути движения к входной части нет съездов с тротуара, бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов и не должны выступать на проезжую часть, уклон должен быть не более 1:12.

В соответствии п.п. 5.1.14, 6.1.2 СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м. а склон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства – подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Пандус на входе в здание не соответствует требованиям федерального законодательства, уклон фактически составляет 12,1%, когда должен быть 5%.

Согласно п. 6.1.5 СП 59.13330.2016 дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа МГН должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения МГН не допускается.

В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. На входе в здание порог составляет 10 см. (норматив — до 1,4 см.), ширина двери в свету фактически составляет 0,84 см., когда должно быть 1,2 м.

В соответствии и. 6.1.4 Свода правил СП    59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр) входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод и, в зависимости от местных климатических условий, подогрев поверхности покрытия маршей лестницы и пандуса.

В нарушение требований законодательства отсутствует кнопка вызова персонала в начале пандуса, над пандусом отсутствует навес.

Данное заявление направлено в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, так как в результате бездействия БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и уклонения от создания условий инвалидам и гражданам других МГН к беспрепятственному доступу к социальному объекту, нарушаются права граждан с ограниченными возможностями на равные со всеми гражданами возможности.

Просят суд:

Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу обеспечить установку бордюрных пандусов по адресу: <адрес> на пешеходных переходах в пределах зоны, предназначенной для пешеходов с уклоном не более 1:12.

2)    Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу обеспечить установку пандуса по адресу: <адрес> в соответствии с СП 59.13330.2012 и СП 59.13330.2016 с уклоном не более 5%.

3) Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу оборудовать порог входной двери по адресу: <адрес> в соответствии СП 59.13330.2016 высотой не более 0,014 м и шириной двери не более 1,2 м.

4) Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу оборудовать по адресу: <адрес> кнопкой вызова персонала в начале пандуса и над пандусом установить навес в соответствии с СП 59.13330.2016.

В судебном заседании истец заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Архипов А.А. исковые требования с учетом уточнений поддержал, по изложенным в иске основаниям, приведя их вновь, указав, что установленный ответчиком пандус не соответствуют Сводам Правил, в связи с чем, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – БОУ ЧР «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» МО и МП Чувашской Республики – и.о. директора Гаврилова Е.А. не возражала против удовлетворения уточенных исковых требований. Ранее в объяснении указали, что пандус, оборудованный при запасном выходе учреждения, для беспрепятственного доступа в здание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающихся самостоятельно, ДД.ММ.ГГГГ. прошел экспертизу Чувашской республиканской организацией общероссийской организации «Всероссийское общество инвалидов» и требует реконструкции. Работы в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 002-2016 будут проводиться в период выполнения работ по капитальному ремонту (заявка в Минобразования Чувашии на дополнительное финансирование будет подготовлена после получения экспертного заключения). По договору на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Чеб-Проект» выполнена проектно-сметная документация по проектированию «капитального ремонта помещений с устройством лифта» (акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время ведутся работы по составлению заявления на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости для Автономного учреждения Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. В ходе указанных работ планируется введение еще одного пандуса. В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, в котором отражены все дополнительные запрашиваемые штатные единицы - 10 тьюторов, 5 ассистентов/помощников, 2 учителя-дефектолога. Таким образом, учреждением продолжается планомерная систематическая работа по организации специальных образовательных условий и созданию беспрепятственного доступа к социальному объекту гражданам с ограниченными возможностями здоровья, которую нельзя классифицировать, как бездействие и уклонение от норм существующего законодательства.

На судебное заседание представитель ответчика Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Министерство), не явились, извещены надлежаще слушании дела, ранее представили суду отзыв на иск, в котором указали, что Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждены вопросы Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Положение). Согласно Положению Министерство является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере образования, молодежной политики, науки, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Положению бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - учреждение) находится в ведении Министерства. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательной организации (пункты 1 и 3 ст.26 Федерального закона). По договору на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГг. заключенного между учреждением и ООО «Чеб-Проект» выполнена проектно-сметная документация по проектированию «капитального ремонта помещений с устройством лифта» (акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГг.). В соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, в котором отражены все дополнительные запрашиваемые штатные единицы - 10 тьюторов, 5 ассистентов/помощников, 2 учителя-дефектолога. Таким образом, Учреждением продолжается планомерная систематическая забота по организации специальных образовательных условий и созданию беспрепятственного доступа к социальному объекту гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

На судебное заседание представитель третьего лица Управления Минюста России по Чувашской Республике не явились, извещены надлежаще о слушании дела, ранее представили суду заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

На судебное заседание представитель третьего лица МРО ЧРОООО «Всероссийское общество инвалидов» не явился, извещены надлежаще о слушании дела, причину неявки суду не сообщили, своих возражений не предоставили.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Судом установлено, что БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии основано в ДД.ММ.ГГГГ году. Учредителем и собственником имущества учреждения является Чувашская Республика.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 декабря 2013 г. № 483 утверждены вопросы Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Положение). Согласно Положению Министерство является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере образования, молодежной политики, науки, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Положению бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - учреждение) находится в ведении Министерства.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, обладающая автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее уставом (часть 18 статьи 2, часть 1, пункты 3, 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательной организации (пункты 1 и 3 статьи 26 Федерального закона).

Деятельность БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии включает в себя медицинскую и педагогическую коррекцию, социальную адаптацию и реабилитацию детей с последствиями поражения центральной нервной системы и направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и компенсирующего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Прокуратурой Московского района г.Чебоксары в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии), расположенной но адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены отдельные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии.

В соответствии со ст.ст.4, 6, 46 Градостроительного кодекса РФ нормы СНиП являются обязательными к применению.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» Министерство регионального развития РФ Приказом от 27 декабря 2011 г. N 605 утвердило и ввело в действие с 1 января 2013 г. свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012).

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в ДД.ММ.ГГГГ года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Согласно пунктам 5.1.1, 4.1.14 Свода правил, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

В силу п.1.2 указанного свода правил, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

В соответствии с п.9.1. Республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики» утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 февраля 2008 г. № 21, при проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со СНиП 35-01-200Г СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91, РДС 35-201-99.

Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, расчетное число и категория инвалидов устанавливаются заданием на проектирование.

Задание на проектирование утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Согласно п.9.2. Республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики» утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 февраля 2008 г. № 21, к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Согласно п.9.4 указанных Республиканских нормативов, объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, пандусами при входах в здания.

Поскольку помещение, в котором размещено БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии используется в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, оно должно быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, ответчиком должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в помещение.

Исключение из этого правила законодатель допускает только в единственном случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, тогда, по согласованию с общественными объединениями инвалидов, допускается осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 -ФЗ) порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуге, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществлявших свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда эго возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии с пунктом 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 (далее - Порядок) руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

-    возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

-    возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

-    сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Согласно п.5.1.8 Свода и правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798 /пр) (далее – СП 59.13330.2016) в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами. При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания - не более 1:12 (8%).

В ходе проверки совместно с Чувашской республиканской организацией общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» установлено, что на пути движения к входной части нет съездов с тротуара, бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов и не должны выступать на проезжую часть, уклон должен быть не более 1:12.

В соответствии п.п. 5.1.14, 6.1.2 СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м. а склон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства – подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Пандус на входе в здание не соответствует требованиям федерального законодательства, уклон фактически составляет 12,1%, когда должен быть 5%.

Согласно п. 6.1.5 СП 59.13330.2016 дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа МГН должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и вращающихся дверей на путях движения МГН не допускается.

В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. На входе в здание порог составляет 10 см. (норматив — до 1,4 см.), ширина двери в свету фактически составляет 0,84 см., когда должно быть 1,2 м.

В соответствии с п.6.1.4 Свода правил СП    59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр) входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод и, в зависимости от местных климатических условий, подогрев поверхности покрытия маршей лестницы и пандуса.

В нарушение требований законодательства отсутствует кнопка вызова персонала в начале пандуса, над пандусом отсутствует навес.

Анализ положений ст.1 Градостроительного кодекса РФ и Свода правил показывает, что пандус является элементом строительной конструкции здания. Сооружение пандуса у входа в здание не относится к реконструкции объекта капитального строительства.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательства, подтверждающие установление пандуса в соответствии с вышеуказанными нормативами, а также отсутствие у собственника реальной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не оспаривала, обязались устранить недостатки в соответствии с действующими нормативами, в срок, указанный в исковом заявлении.

Также пояснили, что по договору на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Чеб-Проект» выполнена проектно-сметная документация по проектированию «капитального ремонта помещений с устройством лифта» (акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время ведутся работы по составлению заявления на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости для Автономного учреждения Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. В ходе указанных работ планируется введение еще одного пандуса. В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, в котором отражены все дополнительные запрашиваемые штатные единицы - 10 тьюторов, 5 ассистентов/помощников, 2 учителя-дефектолога.

Таким образом, учреждением продолжается планомерная систематическая работа по организации специальных образовательных условий и созданию беспрепятственного доступа к социальному объекту гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, ответчиком представлен комиссионный Акт проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому ДД.ММ.ГГГГ году, из заключения которого следует, что БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии к новому ДД.ММ.ГГГГ учебному году готова, в ходе проведения проверки, нарушений, влияющих на организацию учебного процесса, не выявлено.

С учетом изложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в защиту интересов неопределенного круга лиц – инвалидов удовлетворить.

Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу обеспечить установку бордюрных пандусов по адресу: г.Чебоксары, ул.Лебедева, д.22 А на пешеходных переходах в пределах зоны, предназначенной для пешеходов с уклоном не более 1:12.

Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу обеспечить установку пандуса по адресу: г.Чебоксары, ул.Лебедева, д.22 А в соответствии с СП 59.13330.2012 и СП 59.13330.2016 с уклоном не более 5%.

     Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу оборудовать порог входной двери по адресу: г.Чебоксары, ул.Лебедева, д.22 А в соответствии СП 59.13330.2016 высотой не более 0,014 м и шириной двери не более 1,2 м.

Обязать БОУ «Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии в течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу оборудовать по адресу: г.Чебоксары, ул.Лебедева, д.22 А кнопкой вызова персонала в начале пандуса и над пандусом установить навес в соответствии с СП 59.13330.2016.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                  Т.В.Иванова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-3453/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурор Московского района г. Чебоксары
Ответчики
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
19.11.2019Судебное заседание
10.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее