Решение по делу № 2-2976/2023 от 24.07.2023

Дело № 2-2976/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года                                                            г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – Журавлёвой М.М.,

с участием помощника прокурора – Варич Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов, третье лицо – Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, -

у с т а н о в и л:

24.07.2023 года Керченский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования за границами территории городского округа Феодосия, по результатам которой были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления в местах, не предназначенных для этих целей. В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым № 150 от 27.06.2014 года, на орган исполнительной власти – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены задачи по реализации в Республике Крым государственной политики по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство реализует совместно с соответствующими органами государственной власти государственную политику по вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, санитарного состояния населенных пунктов и т.д. Учитывая изложенное, прокурор просит возложить на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной за границами населенного пункта городского округа Феодосия Республики Крым, общей лощадью 36 кв.м на территории земельного участка, расположенного в 67 метрах на северо-восток от пожарной цистерны, расположенной в 200 метрах от автодороги 35 Н-599 «Феодосия-Орджоникидзе», съезд к СТ «Портовик» (географические координаты согласно Яндекс карте 45.015496, 35.325627).

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В письменных возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать. Указал, что в соответствии с Распоряжением Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года № 547-рг «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым», на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены полномочия по организации работ по ликвидации свалок, а не сама ликвидация свалок. В соответствии с пунктом 6.1 Соглашения об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров), заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и ГУП РК «Крымэкоресурсы», региональный оператор осуществляет функции по ликвидации свалок, образующихся в зоне деятельности регионального оператора. На Министерство не возложены полномочия по непосредственному осуществлению ликвидации мест отходов. Полагал, что прокурор не наделен полномочиями по выявлению и документированию несанкционированных мест свалок отходов. В соответствии с п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым. Министерством на постоянной основе проводится работа по организации ликвидации несанкционированных мест складирования отходов, расположенных за пределами населенных пунктов Республики Крым. Согласно Закону Республики Крым от 15.12.2022 г. №355-3РК/2022 «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено финансирование на мероприятие: «Субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Республики Крым за пределами границ населенных пунктов»: 2023 год - в сумме 309 597478,00 рублей; 2024 год - в сумме 176 123 587,00 рублей. Кроме того, Министерство на постоянной основе взаимодействует с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, проводит сверку ликвидированных и подлежащих ликвидации несанкционированных свалок, расположенных за пределами населенных пунктов. Министерством совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым утвержден План-график ликвидации мест несанкционированного складирования отходов, расположенных за пределами населенных пунктов муниципальных образований Республики Крым в 2023-2025 гг., в который включены 170 свалок, подлежащих ликвидации, а также определены сроки их ликвидации с учетом бюджетного финансирования на текущие годы. Комплект документов необходимый для начала организации работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов, в соответствии с Распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 № 547-рг поступил в Министерство 24.04.2023 года. Указанное в исковом заявлении место несанкционированного складирования отходов включено в План-график ликвидации и будет ликвидировано с учетом бюджетного финансирования.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 года), отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почв.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (часть 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

Между тем, территория, на которой выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, объектом размещения отходов не является, в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с вышеуказанными требованиями закона не внесена, как объект размещения отходов не включена в схему обращения с отходами Республики Крым, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.01.2017 года № 1.

Кроме того, указанные территории не оборудованы сооружениями, предназначенными для их размещения, что противоречит требованиям ст. 1, 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

Статьей 6 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым № 150 от 27.06.2014 года, на орган исполнительной власти – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложены задачи по реализации в Республике Крым государственной политике по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство реализует совместно с соответствующими органами государственной власти государственную политику по вопросам охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, санитарного состояния населенных пунктов и т.д.

С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 года № 547-рг утвержден соответствующий Порядок.

Согласно пунктов 6 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов соответствующих муниципальных образований в случае невозможности установления лиц, совершивших правонарушение, возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; мероприятия по ликвидации свалок должны быть начаты не позднее 10 рабочих дней с момента поступления в Министерство из Минприроды комплекта документов.

Судом установлено, по результатам выездного обследования, проведенного в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) в области обращения с отходами производства и потребления заведующим отделом государственного контроля (надзора) г. Феодосии и Кировского района управления государственного контроля (надзора) Восточно-Крымского региона – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 составлен Акт выездного обследования № 15 от 29.03.2023 года, из которого следует, что на территории земельного участка с географическими координатами 45.016080, 35.325940 (Яндекс карта), расположенного в 67 метрах на северо-восток от пожарной цистерны, расположенной в 200 метрах от автодороги 35Н-599 «Феодосия-Орджоникидзе», съезд к СТ «Портовик» в городском округе Феодосия Республики Крым установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на общей площади 36 кв.м (л.д.6-7).

Согласно ответу Администрации г. Феодосии Республики Крым от 07.04.2023 года исх. № 2-36/8448/1, земельный участок на котором выявлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, не находится в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, сведения о пользователе, категории и целевом назначении земельного участка отсутствуют (л.д.23).

Согласно сведениям, полученным от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13.04.2023 года исх. № 24201/01-07/1, территория, на которой выявлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на общей площади 36 кв. м., в соответствии с представленными координатами: 45.015496 35.325627, в качестве земельного участка не сформирована, сведения о ней в ЕГРН не внесены. Указанная территория расположена за границами населенных пунктов городского округа Феодосия Республики Крым. Информация о собственниках/пользователях, какая-либо иная информация в отношении указанной территории отсутствует (л.д.24).

В соответствии с ответом ОМВД России по г. Феодосии от 14.04.2023 года исх. № 53/9-14159 в ходе проведения проверки 11.04.2023 и 12.04.2023 были осуществлены выходы по указанному в обращении месту, однако лиц, осуществляющих складирование отходов производства и потребления, установить не представилось возможным. По результатам проведенной проверки, принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.25).

В соответствии с данными Госкомрегистра, сведения об указанном ранее земельном участке в ЕГРН отсутствуют (л.д.48).

По результатам проведенного Минприроды административного расследования по факту размещения отходов лица, причастные к его несанкционированному складированию, не установлены.

Сведения о вышеуказанной несанкционированной свалке отходов направлены Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес Министерства Жилищно-коммунального хозяйства письмом от 24.04.2023 года № 5040/30-10 (л.д.19-22).

Свалка мусора и отходов до настоящего времени не ликвидированы.

Непринятие Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст.42 Конституции Российской Федерации и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Реализуя предоставленные полномочия, прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага.

Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.

Заявление предъявлено прокуратурой по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, круг которых невозможно индивидуализировать.

Наличие указанных свалок приводит к загрязнению окружающей среды, неблагоприятной санитарно-гигиенической ситуации на названных территориях. Непринятие надлежащих мер Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым по организации мероприятий по охране окружающей среды, профилактических санитарно-гигиенических мероприятий, организации сбора и вывоза отходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

При этом сложности финансового характера, вопросы экономической целесообразности не могут служить основанием для освобождения ответчика от возложенной законом обязанности.

При таких обстоятельствах исковые требования Керченского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, являются обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд-

р е ш и л :

Исковые требования Керченского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной за границами населенного пункта городского округа Феодосия Республики Крым, общей лощадью 36 кв.м на территории земельного участка, расположенного в 67 метрах на северо-восток от пожарной цистерны, расположенной в 200 метрах от автодороги 35 Н-599 «Феодосия-Орджоникидзе», съезд к СТ «Портовик» (географические координаты согласно Яндекс карте 45.015496, 35.325627).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Судья                                                                                 Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 15.11.2023 года.

2-2976/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Керченская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство ЖКХ РК
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов РК
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Федоренко Эвелина Робертовна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
24.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2023Передача материалов судье
27.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.09.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2023Предварительное судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее