№ 2-141/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года с.Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Хулхановой Е.К.. при секретаре Домшоевой В.С,
с участием помощника прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Цыремпиловой И.В, действующей на основании доверенности, представителя ответчика - администрации МО «Иволгинский район» Гармаевой Д.А, действующей на основании доверенности, представителей третьего лица – ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Селенгинском районе Гармаева А.А, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Иволгинский район» о понуждении к принятию мер по устранению нарушений требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения работ по реконструкции, модернизации очистных сооружений, расположенных в с.Иволгинск, с.Тапхар Иволгинского района Республики Бурятия,
установил:
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просил - обязать администрацию МО «Иволгинский район» сформировать, поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых непосредственно расположены очистные сооружения с.Иволгинск, с.Тапхар, состав и описание которых указано в приложении № 1 Соглашения, а также обводненные карьеры, расположенные в 800 м. северо-западнее от очистных сооружений с.Иволгинск и в 20 м. от р.Иволга в срок до 30.12.2018 г, в 600 м. в северо-западном направлении от очистных сооружений с.Тапхар в срок до 30.07.2019 г. ; обязать администрацию МО «Иволгинский район», ООО «Спектр» провести капитальный ремонт очистных сооружений: с.Иволгинск в срок до 01.10.2020 г, с.Тапхар в срок до 01.12.2020 г.
В ходе производства по делу прокурор уточнил свои требования, изложенные в п.2 иска, просит обязать ООО «Спектр» провести работы по реконструкции, модернизации очистных сооружений, расположенных в с. Иволгинск, с. Тапхар Иволгинского района Республики; а также заявил дополнительное требование (п.3), согласно которым просит обязать администрацию МО «Иволгинский район» провести работы по реконструкции, модернизации очистных сооружений, расположенных в с.Иволгинск, с.Тапхар Иволгинского района Республики Бурятия в срок до 31.12.2020 г. в части имущества, не переданного по концессионному соглашению от 20.06.2016 г:
1) Очистные сооружения, расположенные в с. Иволгинск Иволгинскогорайона Республики Бурятия: Здание канализационной насосной станции (инвентарный № 4675), Песколовка (инвентарный № 305), Биопруд (инвентарный № 310), Иловая площадка (инвентарный № 309), Здание дизельной станции (инвентарный № 415), Здание лабораторно-бытового корпуса (инвентарный № 303), Аэротенки (бетонные емкости) (инвентарный № 0308), Воздуходувка (инвентарный № 0316-0317), Контактный резервуар (инвентарный № 314);
2) Очистные сооружения, расположенные в с. Тапхар Иволгинского районаРеспублики Бурятия: Вторичный отстойник (емкость перелива с аэротенки объемом 170 кубических метров, инвентарный № 707).
Определением суда от 24 апреля 2018 г. к производству суда принято заявление прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в порядке ст.39 ГПК РФ, об уточнении исковых требований по делу, согласно которого истец просит изложить пункт 2 искового заявления в следующей редакции:
2. Обязать администрацию муниципального образования «Иволгинский район» принять меры по устранению нарушений требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения работ по реконструкции, модернизации очистных сооружений, расположенных в с. Иволгинск, с. Тапхар Иволгинского района Республики Бурятия в срок до 31.12.2020 г.
Пункт 3 исключить.
В судебном заседании помощник прокурора Цыремпилова И.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск с учетом уточнений от 24 апреля 2018 г.
Представитель ответчика- администрации МО «Иволгинский район» Гармаева Д.А. возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица – ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Селенгинском районе Гармаев А.А, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица – Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользованияв судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
П.п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст.3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Ч.2 ст.3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
Согласно п.п.2, 9, 23 и 28 ст 2 ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона входящие в состав централизованных систем водоотведения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что очистные сооружения, расположенные в с.Иволгинск, с.Тапхар Иволгинского района РБ, принадлежат муниципальному образованию «Иволгинский район» на праве собственности. Очистные сооружения в с.Иволгинск введены в эксплуатацию в 1976 году. в с.Тапхар-1980 году.
Установлено, что земельные участки, на которых расположены очистные сооружения, как объект права, не сформированы, не поставлены на государственный кадастровый учет. В связи с этим, муниципалитет обязан не только сформировать земельные участки, но и организовать их кадастровый учет.
Из представленных суду материалов следует, что принимаемые администрацией МО «Иволгинский район» меры, направленные на надлежащую эксплуатацию указанных очистных сооружений, являются недостаточными и не обеспечивают минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду, а также представляют угрозу безопасности людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений очистных.
Из справки экологического обследования Министерства природных ресурсов РБ от 28.08.2017 года по очистным сооружениям следует, что канализационная насосная станция в с.Иволгинск имеет износ 75-80%, из трех насосов работает один, который требует замены, система автоматики отсутствует, здание песколовки в аварийном состоянии, отсутствует система регулирования сточный вод, здание аэротенков находится в аварийном состоянии, иловая площадка, биопруды требуют полного восстановления. Аналогичные нарушения установлены в отношении очистных сооружений в с.Тапхар.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Соответственно, обязанность надлежащего содержания очистных сооружений возлагается в силу ст.210 ГК РФ на администрацию МО «Иволгинский район».
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Частью 2 ст. 55 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с ч.2 ст.18 Закона № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 г. утверждены санитарные правила «СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 78 введены в действие гигиенические нормативы «ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Указанными санитарными правилами и гигиеническими нормативы определены предельно допустимые концентрации веществ в сточных водах при сбросе.
В соответствии с лабораторными исследованиями, проведенными ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» в апреле 2018 г. на очистных сооружениях с Иволгинск и с. Тапхар, показатели концентрации железа, а также возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной природы (колифаги, общие колиформные бактерии, термотолерантные бактерии) в очищенной сточной воде на выходе в обводненный карьер, превышают предельно допустимые нормы.
Указанное стало возможным в результате ненадлежащей очистки сточных вод вследствие ненадлежащего функционирования очистных сооружений, расположенных в с. Иволгинск, с. Тапхар, что свидетельствует о ненадлежащей организации водоотведения администрацией МО «Иволгинский район» и непринятии мер по надлежащему содержанию своего имущества и его функционированию.
Выброс недостаточно очищенных сточных вод приводит к загрязнению земли, почвы, а также может привести к загрязнению водного объекта – реки Иволга, что является недопустимым.
Таким образом, в силу указанных норм, обязанность по организации водоотведения возложена на муниципальное образование «Иволгинский район», в связи с чем администрация МО «Иволгинский район» несет ответственность за принятие необходимых мер по надлежащей очистке сточных вод и их отведению от жилых домов, минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление прокурора Иволгинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Иволгинский район» : сформировать и поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены очистные сооружения в с.Иволгинск. с.Тапхар. а также обводненные карьеры, расположенные в 800 м.северо-западнее от очистных сооружений с.Иволгинск и в 20 м.от р.Иволга, в срок до 30.12.2018 года; в 600 м.в северо-западном направлении от очистных сооружений с.Тапхар, в срок до 30.07.2019 года.
принять меры по устранению нарушений требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства путем проведения работ по реконструкции, модернизации очистных сооружений, расположенных в с.Иволгинск, с.Тапхар Иволгинского района Республики Бурятия в срок до 31.12.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 27.04.2018 г.