Р Е Ш Е Н И Е дело №2-3241/2022
Именем Российской Федерации УИД91RS0003-01-2023-003280-62
23 ноября 2023 года г.Симферополь
Центральный районный суд г.Симферополя в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Куриленко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мкртчян Г.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, возложении обязанности назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о назначении пенсии, но решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано по причине отсутствия требуемой величины ИПК. В расчет общего стаже не были включены все периоды его работы из-за неточностей, допущенных в трудовой книжке, а по периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган указал на отсутствие документального подтверждения компетентными органами. С решением пенсионного органа истец не согласен.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлялся судом надлежащим образом по адресу, указанному в иске, однако корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения, что в силу положений ст. 165.1 ГК РФ признается надлежащим вручением юридически значимого сообщения. Поступило заявление истца о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство представителя о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям, в которых просят в иске отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Право на назначение страховой пенсии в соответствии с указанной нормой для мужчин возникает при достижении общеустановленного пенсионного возраста 61 год и 6 месяцев, при наличии в 2022 году страхового стажа не менее 13 лет и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 23,4.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
На основании п.11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу положений ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из материалов дела следует, то ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст.8 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в назначении пенсии истцу по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Общий стаж истца установлен в количестве 15 лет 6 месяцев 27 дней, величина ИПК – 14,105.
В решении указано, что из подсчета общего стажа исключены следующие периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не прочитывается печать, заверившая запись об увольнении; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в приказе на увольнение отсутствует номер, также наименование организации после переименования не соответствует полному названию в печати, заверившей запись об увольнении; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в записи о приеме на работу отсутствует название организации; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как отсутствует документальное подтверждение компетентными органами государства – участника Соглашения.
В пенсионном деле истца также имеется решение № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ (дата так указана в решении), где указано, что стаж для определения права на пенсию составил – 16 лет 25 дней, величина ИПК – 8,585. Указаны периоды, исключенные из общего стажа, которые по периодам и основаниям аналогичны тем, которые указаны в решении пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ. Решение от ДД.ММ.ГГГГ истцом не оспаривается.
Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в качестве эл.монтера III разряда в Ереванский Эксплуатационно-технический узел связи-2, увольнение датировано ДД.ММ.ГГГГ. Оттиск печати, поставленный на записи об увольнении, не прочитывается.
Далее имеется запись о принятии ДД.ММ.ГГГГ на работу в качестве механика в МинБон АрмССР треста Армбытремстрой Степанаванского управления по ремонту жилищ, затем имеется запись о переименовании на Степанаванское управление треста «Армсадоводчество», ДД.ММ.ГГГГ освобожден с работы. При этом номер приказа об увольнении в трудовой книжке не указан, а печать на записи об увольнении содержит указание на наименовании организации на армянском и русском языках, где прочитывается наименование – трест «Армсадоводчество».
В трудовой книжке указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в качестве механика, освобожден от должности ДД.ММ.ГГГГ, в печати на записи об увольнении читается наименование АрмССР МинБон трест «Армбытремстрой» Степанаванское управление спец. строй. При этом перед записью о приеме на работу наименование организации не указано.
В соответствии с п. 2.2. "Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 162 (действующей в период внесения спорных записей в трудовую книжку) при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Пунктом 2.3 Инструкции предусмотрено, что все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи производятся арабскими цифрами (число и месяц двузначными). Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
В пункте 2.13 Инструкции закреплено, что в графе 3 раздела "Сведения о работе" в виде заголовка пишется полное наименование предприятия.
Представленная истцом трудовая книжка имеет неточности, допущенные при внесении записей о периоде работы.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что обязанность по надлежащему оформлению трудовой книжки работника, в том числе оформление его титульного листа, в силу требований трудового законодательства возлагается на работодателя, а ненадлежащее исполнение работодателем требований трудового законодательства по ведению кадрового делопроизводства не должны повлечь за собой отрицательные последствия для истца при реализации им пенсионных прав.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж для назначения пенсии.
В отношении периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсионный орган указал на отсутствие подтверждения компетентными органами государства – участника Соглашения.
В трудовую книжку истца внесены указанные периоды работы истца, которые имели место в Армении.
В дело представлена архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная национальным архивом Армении, где указано, что документы личного состава Степанаванского треста «Армбытремстрой» за 1982-1984, 1984-1988, 1989, Степанаванского производственно-строительного комбината за 1995-2000 года не сохранились, в связи с чем не представляется возможным предоставить справку о трудовой деятельности ФИО1. Указано, что документы личного состава Степанаванский ДСПМК за 1989-1991, Степанаванской ассоциации «Дор Строй» за 1991-1992 года в Национальный архив Армении не сданы.
В соответствии со ст. 1 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение) (действовавшее в период обращения истца с заявлением о назначении пенсии) пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государств, на территории которого они проживают.
При этом, периоды работы в государстве-участнике Соглашения по ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ помимо документов, подтверждающих стаж работы, должны быть подтверждены компетентными органами государства – участника Соглашения, работа с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж при предоставлении документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и при условии предоставления подтверждения от компетентных органов государств – участников Соглашения, а также справкой компетентных органов государства - участника Соглашения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С ДД.ММ.ГГГГ вопросы обеспечения лиц, прибывших из России на постоянное место жительства в <адрес>, Беларусь, Казахстан, Киргизия или вернувшихся из этих республик в Россию, регулируются Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ.
Положениями ч.2,3 статьи 7 указанного Соглашения ЕАЭС закреплено, что в случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
В ст.12 Соглашения ЕАЭС закреплено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; - за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд считает, что отсутствие в национальном архиве Армении необходимых документов, которые не были сданы работодателем в соответствующие архивы, не может создавать препятствия для реализации пенсионных прав гражданина. Кроме того, суд учитывает, что записи в трудовой книжке внесены последовательно, а другие периоды, внесенные в трудовую книжку между спорными периодами работы и после них включены в стаж для назначения пенсии. В связи с чем, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место и подлежат включению в стаж истца для назначения пенсии.
Из предварительного расчета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при условии включения в расчет стажа истца спорных периодов, указанных в иске, продолжительность стажа составит 22 года 4 месяца 6 дней, величина ИПК – 17,450, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, так как ИПК не достиг необходимой величины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении периодов работы в страховой стаж.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в страховой стаж ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., периоды работы с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.2023