Судья Прохоров А.Ю. № 33-2974/2012
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2012 года г.Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Сыромятникова А.В., Гельфенштейна В.П.
при секретаре Тихоновой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Лесэко Норд» на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 09 августа 2012 года по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО Эсссойльская передвижная механизированная колонна №10», ООО «Лесэко Норд», администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Сыромятникова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Эсссойльская передвижная механизированная колонна №10», ООО «Лесэко Норд», администрации Эссойльского сельского поселения по тем основаниям, что по результатам проведенной проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что в квартале 2 выдела 32 Соддерского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, прокурор просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 2 выдела 32 Соддерского участкового лесничества ГУ РК «Пряжинское центральное лесничество».
Решением Пряжинского районного суда Республики Карелия от 09.08.2012 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО «Лесэко Норд», администрацию Эссойльского сельского поселения в срок не позднее, чем до истечения шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале ХХ выдела ХХ Соддерского участкового лесничества. С ООО «Лесэко Норд» в доход бюджета Пряжинского национального муниципального района взыскана госпошлина в размере (...) руб. В удовлетворении исковых требований к ОАО «Эссойльская передвижная механизированная колонна №10» отказано.
С таким решением не согласен ответчик ООО «Лесэко Норд», в жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к указанному ответчику. Полагает, что сам по себе факт нахождения участка лесного фонда в аренде у Общества не является основанием для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на арендатора. Считает, что ООО «Лесэко Норд» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу договора аренды, арендатор обязан принимать меры по ликвидации за свой счет и своими силами свалок производственных и бытовых отходов, возникших по вине арендатора. Доказательств того, что данная несанкционированная свалка возникла по вине Общества, в материалах дела не имеется. Полагает, что на арендатора участка лесного фонда, могут быть возложены обязательства связанные исключительно с фактической деятельностью арендатора на лесном участке.
В возражениях на жалобу администрация Эссойльского сельского поселения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просит оставить жалобу ответчика без удовлетворения, решение суда без изменения.
В возражениях на жалобу ГКУ РК «Пряжинское центральное лесничество» ссылаясь на ст.ст. 51, 55 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 3, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил санитарной безопасности в лесах, договор аренды, указывает, что поскольку несанкционированная свалка расположена на арендуемой ответчиком территории, то она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В возражениях на жалобу ответчика Карельский межрайонный природоохранный прокурор указывает, что ООО «Лесэко Норд» является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем просит жалобу Общества оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «Лесэко Норд» Богданов С.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Эссойльского сельского поселения Ореханов А.И. и представитель третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Бочинский О.А. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Лесэко Норд» - без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Крылова Д.И., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель.
Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пунктов 2, 4, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой, в квартале ХХ выдела ХХ (...) лесничества (на территории (...) сельского поселения) расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.
В соответствии с договором аренды лесного участка от 01 декабря 2008 года, данный участок лесного фонда передан в аренду ОАО «Эссойльская передвижная механизированная колонна №10».
Согласно договору переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 11 апреля 2011 года, арендатором лесного участка, на котором расположена свалка, является ООО «Лесэко Норд». Указанное юридическое лицо, заключив указанный договор, приняло на себя все права и обязанности предыдущего арендатора - Эссойльской ПМК-10 по договору от 01 декабря 2008 года, в том числе и соблюдение Правил санитарной безопасности в лесах (п. 4.4.13 договора). Согласно акту приема-передачи от 11 апреля 2011 года указанные юридические лица не имеют взаимных претензий по передаче прав и обязанностей.
Из записи, содержащейся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что земельный участок, включающий, в том числе, квартал 2 Соддерского (Эссойльского по лесоустройству) участкового лесничества, находится в аренде ООО «Лесэко Норд».
Пунктом 4.4.13. договора аренды предусмотрена обязанность арендатора на лесном участке, переданном в аренду осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства, с учетом положений ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 3, 4, 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 51, 55, 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Pоссийской Федерации», а также Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, принимая во внимание, что наличие несанкционированной свалки нарушает права населения на благоприятную окружающую среду, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, правильно при этом определив надлежащих ответчиков по делу в лице ООО «Лесэко Норд» и администрации Эссойльского сельского поселения. При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения городских, сельских поселений, сам по себе факт передачи в аренду лесного участка не освобождает муниципальные органы от обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов. ООО «Лесэко Норд», являясь арендатором указанного участка, обязано принимать меры санитарной безопасности, в т.ч. осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, на лесном участке, предоставленном в аренду.
Доводы жалобы ООО «Лесэко Норд» относительно того, что сам по себе факт нахождения участка лесного фонда в аренде у Общества не является основанием для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на арендатора, в связи с чем Общество является ненадлежащим ответчиком по делу, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления. Указанные обстоятельства не имеют правового значения применительно к рассматриваемой ситуации с учетом обозначенных выше законоположений, принимая во внимание, что обязанность арендатора лесного участка (как лица, ответственного за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке) принимать меры, в том числе и к ликвидации несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов, предусмотрена действующим законодательством, вытекает из смысла вышеобозначенных норм.
Иные доводы жалобы также не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не являются основанием к отмене по сути правильного судебного постановления.
Выводы суда полно указаны в решении и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 09 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Лесэко Норд» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи