№ 88-16455/2023
72RS0025-01-2022-007164-22
мотивированное определение
составлено 06 октября 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 05 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А.,
судей Ишимова И.А., Родиной А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-9352/2022 по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Россети Тюмень» о возложении обязанности оборудовать птицезащитными устройствами линии электропередач
по кассационной жалобе акционерного общества «Россети Тюмень» на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 03 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя акционерного общества «Россети Тюмень» - Дегтярева А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Павловой О.А. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Россети Тюмень» о возложении обязанности по оборудованию линий электропередачи птицезащитными устройствами.
В обоснование требования указано, что на территории государственного комплексного природного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» находятся линии электропередачи, принадлежащие ответчику, используемые для электроснабжения населения. На указанных линиях отсутствуют специальные птицезащитные устройства, исключающие вызываемое птицами короткое замыкание и предотвращающие их гибель. Эксплуатация данных линий электропередачи без изолирующих птицезащитных устройств приводит к гибели и снижению численности птиц, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 16 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тюменского областного суда от 03 мая 2023 года, требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе АО «Россети Тюмень» просит отменить судебные постановления. Указывает, что право собственности на электросетевой комплекс возникло у общества раньше, чем было принято постановление Правительства РФ, устанавливающее обязанность по оборудованию линий электропередач птицезащитными устройствами. Таким образом, полагает, что данное постановление не распространяется на объекты, созданные до его принятия. Считает, что судом неверно применены нормы материального права о действии закона во времени, в связи с чем вывод суда о наличии у ответчика обязанности обеспечить линии электропередач птицезащитными устройствами является ошибочным. Указывает, что судами не установлено нарушение градостроительных и строительных норм и правил при проектировании/строительстве спорных объектов. Также полагает, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие зависимость изменения или ухудшения среды обитания объектов животного мира и (или) гибель таких объектов от наличия на территории природного заказника электросетевого комплекса, не оборудованного птицезащитными устройствами. Фактов, свидетельствующих о травмировании и гибели птиц, причинения или возможности возникновения иного ущерба для животного мира в связи с эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства на территории природного заказника не установлено. Не соглашается с выводом суда о том, что эксплуатация линий электропередач в отсутствие специальных птицезащитных устройств создает угрозу гибели и снижения численности птиц, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) является общеизвестным обстоятельством, не подлежащим доказыванию.
Прокуратура Тюменской области в возражениях на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Представитель Госохотдепартамента Тюменской области в судебное заседание кассационной инстанции не явился, извещен, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомил, не просил об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Судами установлено, что на территории государственного комплексного природного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» в Тобольском муниципальном районе находятся линии электропередач ЭСК ВЛ 10 кВ фидер Пушнятские, ВЛ-10 кВ фидер Санниково, ВЛ-10 кВ фидер Маслово, ВЛ, расположенные в д. Араповская, ЭСК ВЛ 10 кВ Полуяново, ВЛ, расположенные в д. Епанчина, д. Мостовая, д. Полуянова, д. Шамша, д. Байгора, ВЛ 10 кВ Преображенка, ВЛ в д. Абалак, ВЛ 10 кВ Абалак, ВЛ в с. Преображенка, д. Загваздина, д. Вахрушева, ВЛ 10 кВ Чукманка, ВЛ в с. Верхние Аремзяны, ВЛ 10 кВ Поселок, ВЛ, в п. Сибиряк, принадлежащие АО «Россети Тюмень» и используемые для электроснабжения населения.
Указанные линии электропередач птицезащитными устройствами не оборудованы.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции с учетом положений ст.ст. 3, 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», чч. 1, 3 ст. 22, чч. 1, 6 ст. 28 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», пп. 33, 34 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997, исходил из того, что АО «Россети Тюмень», как собственник линий электропередач, в силу закона обязано оборудовать данные линии птицезащитными устройствами независимо от того, что они введены в эксплуатацию до принятия постановления Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997,
Суд апелляционной инстанции поддержал данный вывод районного суда. При этом судебная коллегия областного суда со ссылкой на преамбулу, пп. 1, 5 ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отметила, что само по себе создание особо охраняемых природных территорий, в том числе государственных природных заказников свидетельствует о значении соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания. Данное обстоятельство возлагает на собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязанности по соблюдению и обеспечению установленных в государственных природных заказниках и памятниках природы режимов особой охраны, включающую в себя запрет или ограничение любой деятельности, причиняющей вред природным комплексам. Таким образом, приняв во внимание особый статус государственных природных заказников, суд апелляционной инстанции признал, что АО «Россети Тюмень», как пользователь земельного участка в указанной зоне, обязано обеспечить безопасность эксплуатируемых линий электропередачи вне зависимости от даты их возведения, введения в эксплуатацию и принятия на баланс, поскольку данная обязанность касается не вещных отношений, а экологических и является длящейся. Данные требования подлежат исполнению не только при проектировании и строительстве линий электропередачи, но и при их эксплуатации. Доказательств, свидетельствующих о том, что конструкции спорных линий электропередачи являются безопасными для жизни объектов животного мира, в материалах дела не имеется и АО «Россети Тюмень» не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пп. 2 и 5 ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
На основании ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 6 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Настоящие Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; строительства промышленных и других объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации; технологических процессов животноводства и растениеводства.
В соответствии с п. 2 Требований они подлежат выполнению при осуществлении производственных процессов в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, на производственных площадках с открыто размещенным оборудованием, гидросооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и вспомогательных материалов, на водных транспортных путях и магистралях автомобильного, железнодорожного транспорта и аэродромах, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
Требования при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи предусмотрены в главе VII упомянутых выше требований. Так, при проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета (п. 33). Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам (п. 34).
Поскольку судами на основании оценки представленных в материалы дела доказательств установлено, что линии электропередачи, расположенные на территории Абалакского природно-исторического комплекса, эксплуатируются ответчиком с нарушением требований ст. 28 Федерального закона «О животном мире» и Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 997, ввиду отсутствия птицезащитных устройств, предотвращающих гибель объектов животного мира, у судов в силу приведенных требований действующего законодательства вопреки доводам заявителя жалобы имелись правовые основания для удовлетворения иска Тюменского межрайонного природоохранного прокурора.
Указание в жалобе на необязательность выполнения мероприятий по установке птицезащитных устройств на уже введенных в эксплуатацию до 1996 года линиях электропередач не принимается во внимание, как противоречащее п. 2 упомянутых выше Требований.
Главой VII названных Требований предусматривается обязательное их исполнение не только при проектировании и строительстве, но и при эксплуатации линий связи и электропередачи. Пункт 34 Требований не содержит указания на то, что требования об оснащении специальными птицезащитными устройствами применяются только к вновь возводимым линиям электропередачи.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурором не представлено доказательств гибели либо снижения численности птиц ввиду отсутствия птицезащитных устройств, что суд апелляционной инстанции необоснованно сослался на то, что такая гибель является общеизвестным обстоятельством, не подлежащим доказыванию, отмену обжалуемых судебных акта не влекут.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Требования безопасности эксплуатируемых линий по отношению к животному миру имеют цель охрану птиц и распространяются на предотвращение их гибели в будущем. Как верно указано судом апелляционной инстанции, особый статус государственных природных заказников возлагает на ответчика обязанность по обеспечению безопасности эксплуатируемых линий электропередачи вне зависимости от даты их возведения, введения в эксплуатацию и принятия на баланс, поскольку данная обязанность касается не вещных отношений, а экологических. Правоотношения, связанные с эксплуатацией линий электропередачи, носят длящийся характер.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию ответчика, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, им дана оценка судами двух инстанций, они не опровергают правильности выводов судов, не указывают на обстоятельства, которые не были исследованы при разрешении спора по существу, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств, в связи с чем не принимаются во внимание как необоснованные.
При таких обстоятельствах Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 03 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Россети Тюмень» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи