Судья Плеханов А.В. Дело [номер]
Дело [номер] УИД [номер]
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 13 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фролова А.Л.
судей Леонтенковой Е.А., Тюгина К.Б.
при секретаре судебного заседания Ширенковой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области
на решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2024 года
по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о признании решения пенсионного органа незаконным, назначении досрочной страховой пенсии,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Фролова А.Л., объяснения представителя истца – Июдиной А.А.
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании решения пенсионного органа незаконным, назначении досрочной страховой пенсии указав, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области, Управления установления пенсий от [дата] [номер] ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что на дату обращения за досрочной страховой пенсией она, как мать ребенка-инвалида не достигла возраста, дающего ей, как лицу, занимающему муниципальную должность, право на досрочную страховую пенсию по старости. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.
Просила суд: признать решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области от [дата] [номер] об отказе в назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным; обязать ответчика – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05 августа 2022 года.
Решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2024 года иск удовлетворен, постановлено:
Признать решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области от [дата] [номер] об отказе в назначении ФИО1 досрочной пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области назначить ФИО1, [дата] года рождения, уроженке [адрес] (паспорт [номер], выдан отделением [адрес] [дата]) досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от [дата] № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как матери инвалида с детства, воспитавшей его до достижения им возраста 8 лет, с 5 августа 2022 года.
В апелляционной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается, что судом неправильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – Июдина А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, не отрицает того факта, что на момент обращения в пенсионный орган истец являлась муниципальным служащим.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание в не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания не просили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Постановленное по делу решение суда вышеприведенным требованиям не соответствует.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как следует из материалов дела, [дата] ФИО1, [дата] года рождения, обратилась в ОПФР по Нижегородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно по п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ как мать ребенка – инвалида с детства, воспитавшая его до достижения возраста 8 лет, достигшая возраста 50 лет и имеющая необходимый страховой стаж.
Решением пенсионного органа от [номер] от [дата] ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку у истца право на пенсию возникнет не ранее 22.07.2026 (22.07.2022 + 48 месяцев), о чем ей сообщено письмом [номер] от [дата].
Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указала, что решение пенсионного органа является незаконным и необоснованным.
Принимая оспариваемое решение, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что истец, как мать ребенка – инвалида детства – и воспитавшая его до возраста 8 лет, достигла возраста 50 лет и имеет страховой стаж не менее 15 лет, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение пенсии пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вне зависимости от того, что она является муниципальным служащим. Суд первой инстанции также исходил из того, что положения части 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона и положения Приложения №5 к Федеральному закону, к спорным правоотношениям не применимы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, сделанными с существенным нарушением норм материального права, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно ч. 1 ст. 8 которого право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 1 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Вместе с тем, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении N 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с Приложением N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона (по состоянию на 31 декабря 2016 года), а именно: V + 48 месяцев (для 2022 года), где V - возраст истца на момент возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.1 ст.1 ст.32 Закона «О страховых пенсиях».
Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 19 декабря 2019 года N 3370-О, 28 января 2021 года N 59-О, 25 марта 2021 года N 462-О, такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных соответствующим законоположением.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью ребенка-инвалида детства, воспитавшего его до возраста 8 лет.
[дата] ФИО1 достигла возраста 50 лет и имеет страховой стаж более 15 лет.
[дата] ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Начиная с [дата] и по день рассмотрения дела судом первой инстанции ФИО1 является муниципальным служащим, занимающим в соответствии с реестром должностей муниципальной службы старшую должность муниципальной службы – главного специалиста управления образования администрации городского округа [адрес].
Таким образом, с учетом положений части 1.1 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе положений Приложения N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости может быть назначена ФИО1 как муниципальному служащему не ранее чем через 48 месяцев с момента достижения истцом возраста 50 лет – т.е. не ранее 22.07.2026.
При таких обстоятельствам, каких-либо правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решением суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Разрешая спор по существу и принимая новое решение по делу, судебная коллегия приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных по делу требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2024 года отменить принять по делу новое решение, которым
в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение изготовлено в окончательной форме 13 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи