Решение по делу № 33-10980/2024 от 11.07.2024

Судья Плеханов А.В.                                                  Дело [номер]

Дело [номер]                                 УИД [номер]

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                                     13 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи                                                Фролова А.Л.

судей                                                            Леонтенковой Е.А., Тюгина К.Б.

при секретаре судебного заседания                                 Ширенковой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области

на решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2024 года

по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о признании решения пенсионного органа незаконным, назначении досрочной страховой пенсии,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Фролова А.Л., объяснения представителя истца – Июдиной А.А.

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском о признании решения пенсионного органа незаконным, назначении досрочной страховой пенсии указав, что она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области, Управления установления пенсий от [дата] [номер] ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с тем, что на дату обращения за досрочной страховой пенсией она, как мать ребенка-инвалида не достигла возраста, дающего ей, как лицу, занимающему муниципальную должность, право на досрочную страховую пенсию по старости. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.

Просила суд: признать решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области от [дата] [номер] об отказе в назначении ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным; обязать ответчика – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05 августа 2022 года.

Решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2024 года иск удовлетворен, постановлено:

Признать решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области от [дата] [номер] об отказе в назначении ФИО1 досрочной пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области назначить ФИО1, [дата] года рождения, уроженке [адрес] (паспорт [номер], выдан отделением [адрес] [дата]) досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от [дата] № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как матери инвалида с детства, воспитавшей его до достижения им возраста 8 лет, с 5 августа 2022 года.

В апелляционной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается, что судом неправильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – Июдина А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, не отрицает того факта, что на момент обращения в пенсионный орган истец являлась муниципальным служащим.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание в не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания не просили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Постановленное по делу решение суда вышеприведенным требованиям не соответствует.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как следует из материалов дела, [дата] ФИО1, [дата] года рождения, обратилась в ОПФР по Нижегородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно по п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ как мать ребенка – инвалида с детства, воспитавшая его до достижения возраста 8 лет, достигшая возраста 50 лет и имеющая необходимый страховой стаж.

Решением пенсионного органа от [номер] от [дата] ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку у истца право на пенсию возникнет не ранее 22.07.2026 (22.07.2022 + 48 месяцев), о чем ей сообщено письмом [номер] от [дата].

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указала, что решение пенсионного органа является незаконным и необоснованным.

Принимая оспариваемое решение, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что истец, как мать ребенка – инвалида детства – и воспитавшая его до возраста 8 лет, достигла возраста 50 лет и имеет страховой стаж не менее 15 лет, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение пенсии пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вне зависимости от того, что она является муниципальным служащим. Суд первой инстанции также исходил из того, что положения части 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона и положения Приложения №5 к Федеральному закону, к спорным правоотношениям не применимы.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, сделанными с существенным нарушением норм материального права, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно ч. 1 ст. 8 которого право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 1 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Вместе с тем, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении N 5 к настоящему Федеральному закону.

Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.

Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с Приложением N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона (по состоянию на 31 декабря 2016 года), а именно: V + 48 месяцев (для 2022 года), где V - возраст истца на момент возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.1 ст.1 ст.32 Закона «О страховых пенсиях».

Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 19 декабря 2019 года N 3370-О, 28 января 2021 года N 59-О, 25 марта 2021 года N 462-О, такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных соответствующим законоположением.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является матерью ребенка-инвалида детства, воспитавшего его до возраста 8 лет.

[дата] ФИО1 достигла возраста 50 лет и имеет страховой стаж более 15 лет.

[дата] ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Начиная с [дата] и по день рассмотрения дела судом первой инстанции ФИО1 является муниципальным служащим, занимающим в соответствии с реестром должностей муниципальной службы старшую должность муниципальной службы – главного специалиста управления образования администрации городского округа [адрес].

Таким образом, с учетом положений части 1.1 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе положений Приложения N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости может быть назначена ФИО1 как муниципальному служащему не ранее чем через 48 месяцев с момента достижения истцом возраста 50 лет – т.е. не ранее 22.07.2026.

При таких обстоятельствам, каких-либо правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решением суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.

Разрешая спор по существу и принимая новое решение по делу, судебная коллегия приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных по делу требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 22 февраля 2024 года отменить принять по делу новое решение, которым

в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение изготовлено в окончательной форме 13 августа 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-10980/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Соломанина Марина Дмитриевна
Ответчики
Фонд пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области
Другие
Июдина Анастасия Аркадьевна
Управление образования администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области
ГКУ Нижегородской области Управление социальной защиты населения г.о.г.Чкаловск
Администрация г.о.г. Чкаловск Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
16.07.2024Передача дела судье
13.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024Передано в экспедицию
13.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее