УИД 60RS0020-01-2024-000181-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2024 года город Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе судьи Федоровой В.Н., при секретаре Сидельниковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Псковского района в интересах Российской Федерации к Администрации сельского поселения «Середкинская волость» об обязании принять предусмотренные законом меры по регистрации права муниципальной собственности и постановке на кадастровый учет автомобильную дорогу общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Зам.прокурора Псковского района, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Середкинская волость» об обязании принять предусмотренные законом меры по регистрации права муниципальной собственности и постановке на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, автомобильную дорогу общего пользования местного значения с. Cередка «<адрес>-стадион», с идентификационным номером № технической категории.
В обоснование иска указано, что по результатам проведённой Прокуратурой района проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства в сфере имущественных правоотношений, было установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> «<адрес>-стадион», с идентификационным номером № технической категории, которая постановлением Администрации сельского поселения «Середкинская волость» от ДД.ММ.ГГГГ № включена в перечень автомобильных дорог муниципального значения сельского поселения «Середкинская волость», на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, не поставлена, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано. На основании изложенного, заявлены настоящие исковые требования.
В судебном заседании помощник прокурора Псковского района Иванов В.В. поддержал доводы и требования искового заявления в полном объеме.
Представитель ответчика Администрация сельского поселения «Середкинская волость», в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, против удовлетворения требований не возражает.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В то же время, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Пунктом 4 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закреплен в числе прочих вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 14 статьи 5 Устава муниципального образования «Середкинская волость», принятого решением Собрания депутатов сельского поселения «Середкинская волость» от 10.12.2009 № 11, предусматривающего и осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Исходя из положений статьи Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом в соответствии со статьей 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе с указанием кадастрового номера муниципального недвижимого имущества.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) закреплено, что государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что на органе местного самоуправления лежит обязанность по осуществлению кадастрового учета и оформлению права муниципальной собственности как на объект недвижимости в виде автомобильной дороги, представляющей собой самостоятельный объект недвижимости в виде сооружения, так и на земельный участок, в пределах которого находится объект недвижимости в виде автомобильной дороги.
Из материалов дела установлено, что согласно перечня автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах сельского поселения «Середкинская волость», утвержденного постановлением Администрации сельского поселения «Середкинская волость» от ДД.ММ.ГГГГ. № в муниципальную собственность дорог местного значения принята автомобильная дорога общего пользования местного значения <адрес> «<адрес>-стадион», с идентификационным номером № технической категории (л.д. 20-21).
Судом установлено, что прокуратурой Псковского района в адрес Администрации сельского поселения «Середкинская волость» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, бюджетного законодательства и законодательства в сфере имущественных правоотношений в связи с тем, что спорная дорога на кадастровый учет не поставлена, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на нее и земельные участки, на которых располагается автомобильная дорога, не зарегистрировано, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (л.д. 11-16).
Из информационного письма Администрации сельского поселения «Середкинская волость» от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что Администрацией сельского поселения представление прокуратуры рассмотрено на заседании администрации сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ и представление признано обоснованным и подлежащим удовлетворению (л.д. 17, 18).
На запрос прокуратуры <адрес> глава сельского поселения «Середкинская волость» ДД.ММ.ГГГГ. указала, что в собственности муниципального образования в <адрес> находится автомобильная дорога общего пользования № категории «улично-дорожная сеть <адрес>-стадион», которая на государственный кадастровый учет не поставлена, границы земельного участка, занятого автомобильной дорогой, не определены», денежные средства для проведения соответствующих мероприятий отсутствуют и бюджетом муниципального образования такие расходы не предусмотрены (л.д. 19).
Отсутствие надлежаще оформленного права собственности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае их несоответствия к предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и, как следствие, влияет на безопасность дорожного движения, на возмещение вреда здоровью и имуществу при пользовании автомобильными дорогами. При этом ненадлежащее исполнение указанной выше обязанности создает угрозу жизни и (или) здоровью человека, ставит под угрозу повреждения принадлежащего ему имущества, негативно отражается на содержании автомобильных дорог, в том числе при решении вопроса о предоставлении земельных участков гражданам и иным образом способно повлечь наступление негативных последствий для охраняемых законом интересов, что не соответствует принципам правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора Псковского района подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения судебного акта, суд соглашается с предложенным прокурором сроком - 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Псковского района в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Середкинская волость» в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять предусмотренные законом меры по регистрации права муниципальной собственности и постановке на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, на автомобильную дорогу общего пользования местного значения <адрес> «<адрес>-стадион», с идентификационным номером № технической категории.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья /подпись/ В.Н. Федорова
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2024 года
Копия верна
Судья В.Н. Федорова