Решение по делу № 2-373/2013 от 17.07.2013

Дело № 2-373/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2013 г. г.Петухово

Петуховский районный суд Курганской области в составе судьи Мокиной И.В.,

при секретаре Портнягине Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Васильева И.А. к администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петуховского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Васильева И.А. к администрации Петуховского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, указывая в обоснование, что в Петуховскую районную прокуратуру поступило заявление Васильева И.А. о нарушении его жилищных прав. Проверкой установлено, что на основании приказа № от дд.мм.гг. МКУ «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта администрации Петуховского района» Васильев И.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Петуховского района Курганской области. Васильев И.А. относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО1 лишена родительских прав решением суда от дд.мм.гг.., отца – нет, в справке о рождении записан со слов матери. На данный момент Васильев И.А. относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилья у него не имеется и он нуждается в жилье.

С учётом изложенных обстоятельств, просит суд обязать администрацию Петуховского района Курганской области предоставить Васильеву И.А. вне очереди по договору найма специализированных жилых помещений на территории Петуховского района благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв.м., соответствующее санитарно-техническим требованиям в срок до дд.мм.гг.., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Васильеву И.А. указанного жилья.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Петуховского района Тронин А.Ю. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Истец Васильев И.А. исковые требования прокурора Петуховского района поддержал, пояснил, что в собственности жилого помещения не имеет, окончил в дд.мм.гг. <данные изъяты>, в настоящее время проживает в доме своей бабушки по <адрес>.

Представитель ответчика администрации Петуховского района Курганской области Головин В.С., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Петуховского района в части требований о возложении на администрацию района обязанности по предоставлению жилого помещения Васильеву И.А. размером не менее 18 кв.м., не согласен с предоставлением жилого помещения вне очереди и в срок до дд.мм.гг.., решение по вопросу возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления указанного жилого помещения оставил на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что в 2013 г. бюджету Петуховского района предусмотрена финансовая помощь из областного бюджета в виде субвенции на обеспечение предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств федерального бюджета в сумме 2899000 руб. На сегодняшний день из областного бюджета в районный бюджет указанные субвенции не поступали.

Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежаще. В ранее представленном отзыве представитель ответчика Баландина Л.А. просила о рассмотрении дела без её участия, считая Правительство Курганской области ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель привлечённого судом к участию в деле в качестве третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание также не явился, от представителя управления Заверняевой А.В. поступил письменный отзыв, в котором она просит о рассмотрении дела без участия их представителя, указывая, что требования прокурора Петуховского района необоснованны, в связи с чем, в иске надлежит отказать.

Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам образования, молодёжи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» Зайкова Л.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора Петуховского района в полном объёме.

Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежаще. В ранее представленном заявлении представитель третьего лица Бобкова Л.Г. просила о рассмотрении дела без участия их представителя.

Суд, с учётом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Петуховского района в части.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильём, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), в приёмной семье».

Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 г. глава 10 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 109.1, согласно которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г.) с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 г.).

Установлено, что матерью Васильева И.А. является ФИО1. Отец ребёнка ФИО2 вписан в свидетельство о рождении со слов матери, что подтверждается справкой о рождении №, выданной по форме №, справкой МКУ «Управление по делам образования, молодёжи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» № от дд.мм.гг. г.

Решением Петуховского районного суда Курганской области от дд.мм.гг. мать Васильева И.А. – ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Васильева И.А.

Васильев И.А. пояснял в ходе судебного заседания, что в настоящее время зарегистрирован по <адрес>, но фактически проживает в доме своей бабушки по <адрес>, в собственности жилья не имеет и никакое другое жилое помещение за ним не закреплялось.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой администрации г.Петухово № от дд.мм.гг.., из которой следует, что Васильев И.А., дд.мм.гг. г.р. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и информацией, представленной ГУП «Кургантехинвентаризация» от дд.мм.гг.., согласно которой за Васильевым И.А. недвижимого имущества не зарегистрировано (не учтено).

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области № от дд.мм.гг. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений информация о правах Васильева И.А. на имеющиеся у него объекты отсутствует.

Постановлением администрации Петуховского района № от дд.мм.гг. несовершеннолетний Васильев И.А. был помещён в <данные изъяты> детский дом, в связи с тем, что его мать ФИО1 была лишена родительских прав, жилое помещение за ним не закреплялось на том основании, то мать в собственности жилья не имеет.

На основании приказа МКУ «Управление по делам образования, молодёжи, культуры и спорта Администрации Петуховского района», исполняющего функции по опеке и попечительству от дд.мм.гг. № Васильев И.А., дд.мм.гг. года рождения включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Петуховского района Курганской области.

Как следует из Свидетельства № выданного дд.мм.гг. Васильев И.А. окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования <данные изъяты> в <адрес>, по профессии «токарь второго разряда».

Таким образом, установлено, что Васильев И.А. своего жилого помещения в собственности не имеет, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это подтверждается решением суда о лишении родительских прав его матери, приказом начальника МКУ «Управление по делам образования, молодёжи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» о включении Васильева И.А. в список детей и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Петуховского района Курганской области.

Во внеочередном порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г., Васильев И.А. жилым помещением обеспечен не был.

Постоянным местом жительства Васильева И.А. в силу ст.20 ГК РФ является Петуховский район Курганской области, где он зарегистрирован и постоянно проживает, что подтверждается штампом в паспорте о регистрации, адресной справкой ТП УФМС России по Курганской области в Петуховском районе от дд.мм.гг.

По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Петуховской городской Думы Курганской области от дд.мм.гг. № «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде, установлена в размере не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от дд.мм.гг. № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.

Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 г. № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2013 г. органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждён порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного найма.

Согласно п.1 ч.2 ст.4 Закона № 288 органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по опеке и попечительству обязаны осуществлять полномочия по опеке и попечительству надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом.

В силу п.1, п.2 ч.2 ст.6 Закона № 288 органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны: обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству, оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением ими полномочий по опеке и попечительству.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона № 288 финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

Распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2013 г. утверждено приложением 11 к Закону Курганской области от 05.12.2012 г. № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Таким образом, администрация Петуховского района Курганской области обязана приобрести за счёт субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования Петуховского района и предоставить Васильеву И.А. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, размером не менее установленной социальной нормы 18 кв.м. в Петуховском районе Курганской области.

Обращаясь в суд с заявлением о предоставлении Васильеву И.А. жилого помещения, прокурор Петуховского района просит возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию данного мероприятия.

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются Бюджетным кодексом РФ (статья 1 Бюджетного кодекса РФ).

В силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

На основании части 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.

Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счёт субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.

Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. Закона Курганской области от 1 апреля 2013 года № 24) предусмотрено выделение субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования Петуховский район в 2013 году на однократное предоставление детям-сиротам, лицам их числа детей-сирот благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета 2899 тыс. руб., за счет средств областного бюджета 4 885,7 тыс. руб.

Поскольку согласно справке начальника МКУ «Финансовый отдел Администрации Петуховского района» по состоянию на дд.мм.гг. из областного бюджета в районный бюджет субвенции на указанные цели не поступали, суд приходит к выводу о том, что обязательства по финансированию переданных государственных полномочий органу местного самоуправления на указанные цели не исполнены.

Вместе с тем суд приходит к выводу об отказе в части удовлетворения требований прокурора о внеочередном предоставлении жилого помещения Васильеву И.А., как не основанное на законе, поскольку ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более, от времени включения в список вне очередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд, либо по обращению гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Петуховского района предоставить Васильеву И.А. на территории Петуховского района Курганской области по договору найма специализированное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м.

Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Васильеву И.А. указанного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 21.08.2013 г.

Судья И.В.Мокина

Решение вступило в законную силу 17.10.2013 года, коллегией по гражданским делам Курганского областного суда решение оставлено без изменений, жалоба без удовлетворения.

2-373/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор в инт. Васильева И.А.
Васильев И.А.
Ответчики
Администрация района
Правительство Курганской области
Суд
Петуховский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
petuhovsky.krg.sudrf.ru
17.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2013Передача материалов судье
19.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2013Подготовка дела (собеседование)
29.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2013Судебное заседание
21.08.2013Судебное заседание
21.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2013Дело сдано в канцелярию
28.10.2013Дело оформлено
28.10.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее