Дело № 2а-814/2022
91RS0024-01-2021-007665-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2022 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Абрамовой Ирины Васильевны к Администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным, заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым,
установил:
Абрамова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) со следующими требованиями: признать незаконным и отменить постановление Администрации от 27.09.2021 года №<номер>-п «Об отказе Абрамовой Ирине Васильевне в перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 23 кв.м., и земельного участка, находящегося в частной собственности, кадастровый номер №<номер>, площадью 293 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>»; обязать ответчика повторно рассмотреть ее заявление о перераспределении земельного участка. В обоснование своих требований истец указала, что 06.11.2020 года она обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка площадью 293 кв.м, кадастровый номер №<номер>, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Гурзуф, ул.Ленинградская, в районе дома №14, с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности. Однако постановлением Администрации от 27.09.2021 года №3170-п ей было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.п. 3, 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Истец считает данное постановление незаконным, нарушающим ее права, свободы и законные интересы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее – Департамент).
В судебное заседание истец Абрамова И.В. не явилась, представитель истца Мартынюк О.В. направил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик и заинтересованное лицо надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что истцу Абрамовой И.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 293 кв.м., вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №<номер> на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 26.06.2008 года серии ЯД №<номер>.
06.11.2020 года Абрамова И.В. обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с земельным участком площадью 23 кв.м., находящимся в муниципальной собственности.
Оспариваемым постановлением Администрации от 27.09.2021 года №<номер>-п Абрамовой И.В. отказано в перераспределении земельного участка со ссылкой на п.п. 3, 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд не может согласиться с данным решением органа местного самоуправления по следующим основаниям.
Основания и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, кроме прочего, в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подп. 3 п.1).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (п.2).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (п.5).
Согласно статье 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (ч.1).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (ч.8).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц (подп.3 п.9);
- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекс (подп.9 п.9).
В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В рассматриваемом случае Администрация отказала истцу Абрамовой И.В. в перераспределении земельного участка на основании подпунктов 3, 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем Администрация не доказала наличие фактических обстоятельств, которые в силу указанных норм закона являются препятствием для перераспределения земельного участка. Каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность принятого решения, в том числе по запросам суда, Администрация не представила.
Наличие в пределах земельного участка, испрашиваемого истцом, объектов недвижимости, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, материалами дела не подтверждается. Соответственно, отсутствуют основания для применения подпункта 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 23 кв.м., что значительно меньше предельного (минимального) размера, установленного статьей 61 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (утверждены решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19.07.2019 года №16), для земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (300 кв.м.). В этой связи отсутствуют основания для применения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление нельзя признать законным.
Таким образом, суд удовлетворяет требование истца Абрамовой И.В. о признании незаконным постановления Администрации от 27.09.2021 года №3170-п-
Вместе с тем суд отклоняет требование истца об отмене постановления.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Указанной нормой закона не предусмотрено в качестве последствия принятия решения о признании ненормативного акта незаконным необходимость его отмены судом.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на Администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление истца о перераспределении земельного участка.
В силу ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Администрации в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последней при подаче иска, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Абрамовой Ирины Васильевны – удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 27.09.2021 года №3170-п «Об отказе Абрамовой Ирине Васильевне в перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 23 кв.м., и земельного участка, находящегося в частной собственности, кадастровый номер №<номер>, площадью 293 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>».
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Абрамовой Ирины Васильевны от 27.09.2020 года о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 23 кв.м., и земельного участка площадью 293 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №<номер>
В остальной части требований – отказать.
Взыскать с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу Абрамовой Ирины Васильевны расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 21 января 2022 года.