Решение по делу № 33-8192/2023 от 23.08.2023

Судья Агеева Е.Г. Дело № 33-8192/2023

№ 2-1-145/2023

64RS0042-01-2022-010087-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2023 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Брандт И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Юдниковым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абушаева Р.Х. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» о взыскании заработной платы,

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023 года, которым исковые требования удовлетворены,

заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика и третьего лица Мурзаевой Д.В., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,

установила:

Абушаев Р.Х. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области) о взыскании заработной платы.

Требования истца мотивированы тем, что он проходил службу в должности начальника отдела по воспитательной работе с осужденными в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области. Приказом от 01 августа 2022 года истец уволен из ФКУИК-2 УФСИН России по Саратовской области по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». На 01 августа 2022 года выслуга лет составила: в календарном исчислении - 15 лет 02 месяца 19 дней, в льготном исчислении - 21 год 07 месяцев 17дней. Перед увольнением Абушаеву Р.Х. выдан денежный аттестат в соответствии с которым произведены денежные выплаты: материальная помощь в 2022 году – 31286 руб.; единовременное пособие при увольнении – 62572 руб.; компенсация за неиспользованный отпуск 2022 год – 36708 руб. 37 коп.; денежная компенсация вещевого имущества – 52011 руб. В период прохождения службы, истец согласно графиков дежурств и в соответствии с другими нормативно-правовыми актами исполнял служебные обязанности в ночное время, в выходные и праздничные дни. В выходные дни, которые должны были быть предоставлены после дежурств, истец периодически выходил на работу, а руководство обещало компенсировать переработку денежными выплатами при увольнении. Отгулы за сверхурочно отработанные дни на протяжении всего времени работы не предоставлялись. При увольнении пояснили, что никаких выплат денежной компенсации за сверхурочно отработанные дни и за работу в выходные, праздничные дни производить не будут.

Считая свои права нарушенными, Абушаев Р.Х. с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать невыплаченную заработную плату за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, в ночное время, за переработку (денежное довольствие) в размере 165205 руб. 93коп.

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023года исковые требования удовлетворены.

Ответчик, не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебное заседание явилась представитель ответчика и третьего лица Мурзаева Д.В., поддержавшая доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Абушаев Р.Х. проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области.

01 августа 2022 года истец уволен из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

На 01 августа 2022 года выслуга лет составила: в календарном исчислении – 15лет 02 месяца 19 дней, в льготном исчислении - 21 год 07 месяцев 17 дней.

Перед увольнением Абушаеву Р.Х. выдан денежный аттестат , в соответствии с которым произведены денежные выплаты: материальная помощь в 2022 году – 31286 руб.; единовременное пособие при увольнении – 62572 руб.; компенсация за неиспользованный отпуск 2022 год – 36708 руб. 37 коп.; денежная компенсация вещевого имущества – 52011 руб.

Поскольку заработная плата за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и праздники Абушаеву Р.Х. не выплачивалась, он обратился в суд.

Ответчик выражает несогласие с доводами Абушаева Р.Х., указывая, что задолженности по заработной плате перед истцом не имеется.

Определением Энгельсского районного суда Саратовской области от
29 марта 2023 года по делу назначена судебная бухгалтерская экспертиза, проведение которой судом поручено ООО «<данные изъяты>».

Перед экспертами поставлен вопрос об определении размера недоплаченной заработной платы Абушаеву Р.Х. за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, в ночное время, за переработку за период работы с августа 2020 года по 01 августа 2022 года в ФКУИК-2 УФСИН России по Саратовской области.

Заключением эксперта от 26 мая 2023 года размер недоплаченной заработной платы Абушаеву Р.Х. за выполнение служебных обязанностей за период работы с августа 2020 года по 01 августа 2022 года в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области составил 189891руб. 87 коп. (без учета НДФЛ 13 %), в том числе:

за работу в выходные дни – 17173 руб. 32 коп.;

за работу в нерабочие праздничные дни – 40998 руб. 27 коп.;

доплата за работу в ночное время 4183 руб. 59 коп.;

за переработку 127536 руб. 78 коп.

К выплате Абушаеву Р.Х. подлежит сумма 165205 руб. 93 коп. из расчета 189891руб. 87 коп. -13%.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из доказанности того факта, что ответчиком заработная плата выплачена не в полном объеме, поскольку в соответствии с заключением судебной экспертизы от 26 мая 2023 года имеется задолженность по выплате денежных средств за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие и праздничные дни, а также в ночное время.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда о необходимости взыскания с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области в пользу Абушаева Р.Х. задолженности по заработной плате, не может согласиться с размером взыскиваемой задолженности, при этом исходит из следующего.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.

На основании ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Таким образом, по настоящему делу юридически значимым обстоятельством являются вопрос о режиме рабочего времени истца, о порядке оплаты труда, в том числе, отличия от общих правил, установленных правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области, ФСИНРоссии.

Статьей 86 ГПК РФ установлено, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ч. 2).

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда (ч. 3).

Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря
2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ).

Согласно заключению эксперта при проведении экспертизы эксперт руководствовался Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказами ФСИН России от 16 августа 2021 года № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ», от 16 августа 2021 года № 702 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы РФ», от 26 сентября 2013 года № 533 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»,
от 31 марта 2023 № 194 «Об утверждении Порядка утверждения правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы РФ», Приказом Минюста России от 05 августа 2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе РФ», Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2019 года № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ», ТК РФ, ГК РФ.

Вместе с тем, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012года № 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года «О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а его порядок определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч.ч. 2, 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
№ 283-ФЗ).

По смыслу ч. 2 ст. 3 и ч. 7 ст. 11 ТК РФ, на федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы (сотрудников) действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными указанными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в случаях, не урегулированных ими.

Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ (ст. 68). Таким законом является Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ.

Из анализа приведенных норм федеральных законов в их системной взаимосвязи следует, что нормы ТК РФ, регулирующие оплату труда работников, не применимы к сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 197-ФЗ), Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года №269, которым утвержден «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы» (действовавшим до 22 августа 2021 года), Приказами ФСИН России от 16 августа 2021 года №№ 701, 702, 703 (действовавшими по настоящее время), а трудовые отношения - трудовым законодательством РФ.

В силу частей 1, 2, 5, 6, 10 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к служебному времени (ч. 1).

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях - 36 часов в неделю. Для сотрудников устанавливается пятидневная служебная неделя (ч. 2).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 6 ст. 60 настоящего Федерального закона (ч. 5).

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 56 Федерального закона № 197 режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством РФ, должностной инструкцией и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Статьей 101 ТК РФ установлено, что ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

В заявленный в иске период действовал, в том числе, «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно исполнительной системы», утвержденный Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 (до 22 августа 2021года) (далее – Порядок).

Пунктом 16 Порядка установлено, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22:00 часов до 06:00 часов) производится доплата из расчета 20 % должностного оклада, рассчитанного за час работы в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.

В п. 17 Порядка закреплено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с
п. 16 Порядка (подп. 1); сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы – в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с п. 16 Порядка (подп. 2).

Вместе с тем, в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области
до 01 января 2022 года действовали Приказы № 168 от 27 сентября 2020 года, №360 от 14 октября 2021 года « Об утверждении правил внутреннего служебного распорядка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области», согласно которым сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22:00 часов до 06:00 часов) производится доплата из расчета 35 % часовой ставки, а за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада.

Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсации для каждого сотрудника (п. 19 Порядка).

Положениями п. 20 Порядка предусмотрено, что служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.

Таким образом, в соответствии с данным приказом сотрудники уголовно-исполнительной системы в случае привлечения к службе сверх установленной в законе продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, имеют право на получение дополнительных дней отдыха или на получение денежной компенсации.

Приказом Минюста России от 05 августа 2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе РФ», утвержден новый Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (вступил в силу с 22 августа 2021 года).

Для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, также для сотрудников, замещающих иные должности, устанавливается ненормированный служебный день.

Сотрудники привлекаются к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя (начальника) учреждения или органа УИС либо руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа УИС. Приказ доводится до сведения сотрудников под подпись.

В случаях обострения оперативной обстановки в учреждениях и органах УИС и прилегающих к ним территориях решение о привлечении сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительное служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность.

В силу п. 7 Приложения № 11 приказа Минюста России от 05 августа 2021года № 132 сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона № 197-ФЗ.

На момент увольнения истца действовали Приказы ФСИН России
от 16 августа 2021 года № 701, 702, 703, однако, в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку на момент спорных правоотношений, то есть с августа 2020 года по 21 августа 2021 года, действовал приказ ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269, который утратил силу
с 03 октября 2021 года, правовых оснований для расчета задолженности по выплатам за указанный период по нормам нового законодательства у эксперта не имелось.

Кроме того, при производстве судебной экспертизы, назначенной судом первой инстанции, экспертом не учтено Постановление Правительства РФ
от 21 апреля 2022 года № 719 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти», а также Правила внутреннего служебного распорядка, утвержденные 14октября 2021 года № 360, устанавливающие время отдыха и приема пищи.

В нарушение приведенных выше норм материального и процессуального права суд указанным обстоятельствам и доводам ответчика о немотивированности выводов эксперта оценки не дал, противоречия между заключением эксперта и представленными письменными доказательствами, в том числе, возражениями ответчика, не устранил.

Согласно ч. 2 ст. 87 ГПК РФ в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.

Судебная коллегия сочла, что такие сомнения имеются, в связи с чем определением от 21 сентября 2023 года судом апелляционной инстанции назначена повторная судебная бухгалтерская экспертиза.

Исходя из заключения эксперта от 20 октября 2023 года, которое в соответствии с положениями ст. 327 ГПК РФ и разъяснениями, данными в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16, принято судебной коллегией в качестве нового доказательства, общая сумма недоплаченной Абушаеву Р.Х. за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие праздничные дни, ночное время, а также за переработку в период работы
в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области с августа 2020 года
по 01 августа 2022 года, с учетом табелей учета рабочего времени, при расчете задолженности исходя из часовой ставки по окладам, действовавшим в спорный период, составляет 101038 руб. 90 коп., в том числе:

3374 руб. 55 коп. – по оплате за работу в ночные часы;

96294 руб. 28 коп. – по оплате за часы, отработанные в выходные и праздничные дни;

1370 руб. 07 коп. – по оплате за сверхурочно отработанные часы, не вошедшие в начисления за сверхурочно отработанные выходные и праздничные дни.

Изложенные в заключении повторной судебной бухгалтерской экспертизы выводы каких-либо сомнений у судебной коллегии не вызывают. Данная экспертиза проведена в соответствии с требованиями ст.ст. 79, 80, 84, 85,
86 ГПК РФ, основана на нормах действующего законодательства. Содержание ст.307 УК РФ эксперту разъяснено, о чем дана подписка.

Судебной коллегией принимаются во внимание вышеуказанные выводы повторной судебной экспертизы, оснований не доверять которым у судебной коллегии не имеется, поскольку они согласуются с фактическими обстоятельствами дела и представленными доказательствами, являются мотивированными и логически обоснованными, не содержат каких-либо противоречий, эксперт обладает специальными познаниями в экономической сфере, в установленном законом порядке был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, судебная коллегия полагает целесообразным определить размер задолженности ответчика перед Абушаевым Р.Х. по заработной плате за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, ночное время, а также за переработку в период работы с 01 августа 2020 года
по 01 августа 2022 года в размере в 101038 руб. 90 коп.

При таких обстоятельствах, решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023года подлежит изменению в части размера взысканной с ответчика в пользу Абушаева Р.Х. задолженности по заработной плате.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по ходатайству стороны ответчика была назначена повторная судебная бухгалтерская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «<данные изъяты>».

Директором ООО «<данные изъяты>» по <адрес> заявлено ходатайство о распределении судебных расходов, согласно которому он просит распределить расходы по оплате экспертного заключения в размере 96000 руб.

Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в ст. 393 ТК РФ установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.

В соответствии с указанной нормой ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ» разъяснено, что, по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 333.36 части второй НК РФ и ст. 393 ТК РФ, работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 постановления от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» разъяснил, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ работники, работающие (работавшие) у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, при обращении в суд с требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов независимо от результатов рассмотрения судом их требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении.

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, учитывая не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя, в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу, предоставил дополнительную гарантию гражданам при обращении их в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых трудовых прав, освободив их от уплаты судебных расходов, перечень которых определен ст.ст. 88 и 94 ГПК РФ.

Таким образом, на истца, обратившегося в суд с требованием, вытекающим из трудовых отношений, не может быть возложена обязанность по оплате судебных расходов, включая оплату расходов на экспертизу.

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 2 ст. 46 ГПК РФ предусмотрено, что лица, подавшие заявления в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно положениям ст. 6 Федерального Конституционного закона от
07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции» финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года № 30-ФЗ «О финансировании судов РФ» суды РФ финансируются за счет средств федерального бюджета.

По смыслу указанных законоположений в их системной взаимосвязи возмещение расходов по проведению экспертизы по настоящему делу должно быть осуществлено пропорционально удовлетворенным требованиям – с ответчика, в остальной части – за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы ООО «<данные изъяты>» выставило счет о 05 октября 2023года на сумму 96000 руб.

В связи с изложенным расходы по проведению повторной судебной бухгалтерской экспертизы подлежат взысканию с ответчика в размере 58560руб., исходя из расчета 165205 руб. 93 коп. сумма заявленных требований /100% = 1652руб. 06 коп., 101038 руб.90 коп. сумма удовлетворенных требований / 1652руб. 06 коп. = 61 % требований удовлетворен.

На Саратовский областной суд (<данные изъяты>) возлагается обязанность возместить ООО «<данные изъяты>» за счет средств федерального бюджета расходы за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы в размере 37 440 руб. (поскольку в удовлетворении 39% требований отказано).

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ,

определила:

Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023года – изменить.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

«Взыскать в пользу Абушаева Р.Х. (паспорт серии ) с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (ИНН 6449027087) недоплаченную заработную плату за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, ночное время, а также за переработку в период работы с 01 августа 2020 года по 01 августа 2022 года в размере 101038 руб. 90 коп.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (ИНН 6449027087) в пользу общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» <адрес> () расходы за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы в размере 58560руб.

Возложить на Саратовский областной суд (<данные изъяты>) обязанность возместить за счет средств федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» <адрес> (<данные изъяты>) расходы за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы в размере 37 440 руб.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Агеева Е.Г. Дело № 33-8192/2023

№ 2-1-145/2023

64RS0042-01-2022-010087-58

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 ноября 2023 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Брандт И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Юдниковым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абушаева Р.Х. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» о взыскании заработной платы,

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023 года, которым исковые требования удовлетворены,

заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика и третьего лица Мурзаевой Д.В., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,

установила:

Абушаев Р.Х. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области) о взыскании заработной платы.

Требования истца мотивированы тем, что он проходил службу в должности начальника отдела по воспитательной работе с осужденными в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области. Приказом от 01 августа 2022 года истец уволен из ФКУИК-2 УФСИН России по Саратовской области по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». На 01 августа 2022 года выслуга лет составила: в календарном исчислении - 15 лет 02 месяца 19 дней, в льготном исчислении - 21 год 07 месяцев 17дней. Перед увольнением Абушаеву Р.Х. выдан денежный аттестат в соответствии с которым произведены денежные выплаты: материальная помощь в 2022 году – 31286 руб.; единовременное пособие при увольнении – 62572 руб.; компенсация за неиспользованный отпуск 2022 год – 36708 руб. 37 коп.; денежная компенсация вещевого имущества – 52011 руб. В период прохождения службы, истец согласно графиков дежурств и в соответствии с другими нормативно-правовыми актами исполнял служебные обязанности в ночное время, в выходные и праздничные дни. В выходные дни, которые должны были быть предоставлены после дежурств, истец периодически выходил на работу, а руководство обещало компенсировать переработку денежными выплатами при увольнении. Отгулы за сверхурочно отработанные дни на протяжении всего времени работы не предоставлялись. При увольнении пояснили, что никаких выплат денежной компенсации за сверхурочно отработанные дни и за работу в выходные, праздничные дни производить не будут.

Считая свои права нарушенными, Абушаев Р.Х. с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать невыплаченную заработную плату за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, в ночное время, за переработку (денежное довольствие) в размере 165205 руб. 93коп.

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023года исковые требования удовлетворены.

Ответчик, не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебное заседание явилась представитель ответчика и третьего лица Мурзаева Д.В., поддержавшая доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Абушаев Р.Х. проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области.

01 августа 2022 года истец уволен из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

На 01 августа 2022 года выслуга лет составила: в календарном исчислении – 15лет 02 месяца 19 дней, в льготном исчислении - 21 год 07 месяцев 17 дней.

Перед увольнением Абушаеву Р.Х. выдан денежный аттестат , в соответствии с которым произведены денежные выплаты: материальная помощь в 2022 году – 31286 руб.; единовременное пособие при увольнении – 62572 руб.; компенсация за неиспользованный отпуск 2022 год – 36708 руб. 37 коп.; денежная компенсация вещевого имущества – 52011 руб.

Поскольку заработная плата за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и праздники Абушаеву Р.Х. не выплачивалась, он обратился в суд.

Ответчик выражает несогласие с доводами Абушаева Р.Х., указывая, что задолженности по заработной плате перед истцом не имеется.

Определением Энгельсского районного суда Саратовской области от
29 марта 2023 года по делу назначена судебная бухгалтерская экспертиза, проведение которой судом поручено ООО «<данные изъяты>».

Перед экспертами поставлен вопрос об определении размера недоплаченной заработной платы Абушаеву Р.Х. за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, в ночное время, за переработку за период работы с августа 2020 года по 01 августа 2022 года в ФКУИК-2 УФСИН России по Саратовской области.

Заключением эксперта от 26 мая 2023 года размер недоплаченной заработной платы Абушаеву Р.Х. за выполнение служебных обязанностей за период работы с августа 2020 года по 01 августа 2022 года в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области составил 189891руб. 87 коп. (без учета НДФЛ 13 %), в том числе:

за работу в выходные дни – 17173 руб. 32 коп.;

за работу в нерабочие праздничные дни – 40998 руб. 27 коп.;

доплата за работу в ночное время 4183 руб. 59 коп.;

за переработку 127536 руб. 78 коп.

К выплате Абушаеву Р.Х. подлежит сумма 165205 руб. 93 коп. из расчета 189891руб. 87 коп. -13%.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из доказанности того факта, что ответчиком заработная плата выплачена не в полном объеме, поскольку в соответствии с заключением судебной экспертизы от 26 мая 2023 года имеется задолженность по выплате денежных средств за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие и праздничные дни, а также в ночное время.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда о необходимости взыскания с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области в пользу Абушаева Р.Х. задолженности по заработной плате, не может согласиться с размером взыскиваемой задолженности, при этом исходит из следующего.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.

На основании ст. 100 ТК РФ, режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Таким образом, по настоящему делу юридически значимым обстоятельством являются вопрос о режиме рабочего времени истца, о порядке оплаты труда, в том числе, отличия от общих правил, установленных правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области, ФСИНРоссии.

Статьей 86 ГПК РФ установлено, что заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение (ч. 2).

Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда (ч. 3).

Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря
2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ).

Согласно заключению эксперта при проведении экспертизы эксперт руководствовался Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказами ФСИН России от 16 августа 2021 года № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ», от 16 августа 2021 года № 702 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы РФ», от 26 сентября 2013 года № 533 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»,
от 31 марта 2023 № 194 «Об утверждении Порядка утверждения правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы РФ», Приказом Минюста России от 05 августа 2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе РФ», Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2019 года № 1440 «Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ», ТК РФ, ГК РФ.

Вместе с тем, отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012года № 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года «О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а его порядок определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч.ч. 2, 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
№ 283-ФЗ).

По смыслу ч. 2 ст. 3 и ч. 7 ст. 11 ТК РФ, на федеральных государственных служащих уголовно-исполнительной системы (сотрудников) действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными указанными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в случаях, не урегулированных ими.

Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ (ст. 68). Таким законом является Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ.

Из анализа приведенных норм федеральных законов в их системной взаимосвязи следует, что нормы ТК РФ, регулирующие оплату труда работников, не применимы к сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 197-ФЗ), Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года №269, которым утвержден «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы» (действовавшим до 22 августа 2021 года), Приказами ФСИН России от 16 августа 2021 года №№ 701, 702, 703 (действовавшими по настоящее время), а трудовые отношения - трудовым законодательством РФ.

В силу частей 1, 2, 5, 6, 10 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к служебному времени (ч. 1).

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях - 36 часов в неделю. Для сотрудников устанавливается пятидневная служебная неделя (ч. 2).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 6 ст. 60 настоящего Федерального закона (ч. 5).

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 56 Федерального закона № 197 режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством РФ, должностной инструкцией и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Статьей 101 ТК РФ установлено, что ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

В заявленный в иске период действовал, в том числе, «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно исполнительной системы», утвержденный Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 (до 22 августа 2021года) (далее – Порядок).

Пунктом 16 Порядка установлено, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22:00 часов до 06:00 часов) производится доплата из расчета 20 % должностного оклада, рассчитанного за час работы в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.

В п. 17 Порядка закреплено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с
п. 16 Порядка (подп. 1); сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы – в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с п. 16 Порядка (подп. 2).

Вместе с тем, в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области
до 01 января 2022 года действовали Приказы № 168 от 27 сентября 2020 года, №360 от 14 октября 2021 года « Об утверждении правил внутреннего служебного распорядка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области», согласно которым сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22:00 часов до 06:00 часов) производится доплата из расчета 35 % часовой ставки, а за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада.

Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсации для каждого сотрудника (п. 19 Порядка).

Положениями п. 20 Порядка предусмотрено, что служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.

Таким образом, в соответствии с данным приказом сотрудники уголовно-исполнительной системы в случае привлечения к службе сверх установленной в законе продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, имеют право на получение дополнительных дней отдыха или на получение денежной компенсации.

Приказом Минюста России от 05 августа 2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе РФ», утвержден новый Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (вступил в силу с 22 августа 2021 года).

Для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, также для сотрудников, замещающих иные должности, устанавливается ненормированный служебный день.

Сотрудники привлекаются к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя (начальника) учреждения или органа УИС либо руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа УИС. Приказ доводится до сведения сотрудников под подпись.

В случаях обострения оперативной обстановки в учреждениях и органах УИС и прилегающих к ним территориях решение о привлечении сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительное служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность.

В силу п. 7 Приложения № 11 приказа Минюста России от 05 августа 2021года № 132 сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона № 197-ФЗ.

На момент увольнения истца действовали Приказы ФСИН России
от 16 августа 2021 года № 701, 702, 703, однако, в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку на момент спорных правоотношений, то есть с августа 2020 года по 21 августа 2021 года, действовал приказ ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269, который утратил силу
с 03 октября 2021 года, правовых оснований для расчета задолженности по выплатам за указанный период по нормам нового законодательства у эксперта не имелось.

Кроме того, при производстве судебной экспертизы, назначенной судом первой инстанции, экспертом не учтено Постановление Правительства РФ
от 21 апреля 2022 года № 719 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти», а также Правила внутреннего служебного распорядка, утвержденные 14октября 2021 года № 360, устанавливающие время отдыха и приема пищи.

В нарушение приведенных выше норм материального и процессуального права суд указанным обстоятельствам и доводам ответчика о немотивированности выводов эксперта оценки не дал, противоречия между заключением эксперта и представленными письменными доказательствами, в том числе, возражениями ответчика, не устранил.

Согласно ч. 2 ст. 87 ГПК РФ в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.

Судебная коллегия сочла, что такие сомнения имеются, в связи с чем определением от 21 сентября 2023 года судом апелляционной инстанции назначена повторная судебная бухгалтерская экспертиза.

Исходя из заключения эксперта от 20 октября 2023 года, которое в соответствии с положениями ст. 327 ГПК РФ и разъяснениями, данными в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16, принято судебной коллегией в качестве нового доказательства, общая сумма недоплаченной Абушаеву Р.Х. за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие праздничные дни, ночное время, а также за переработку в период работы
в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области с августа 2020 года
по 01 августа 2022 года, с учетом табелей учета рабочего времени, при расчете задолженности исходя из часовой ставки по окладам, действовавшим в спорный период, составляет 101038 руб. 90 коп., в том числе:

3374 руб. 55 коп. – по оплате за работу в ночные часы;

96294 руб. 28 коп. – по оплате за часы, отработанные в выходные и праздничные дни;

1370 руб. 07 коп. – по оплате за сверхурочно отработанные часы, не вошедшие в начисления за сверхурочно отработанные выходные и праздничные дни.

Изложенные в заключении повторной судебной бухгалтерской экспертизы выводы каких-либо сомнений у судебной коллегии не вызывают. Данная экспертиза проведена в соответствии с требованиями ст.ст. 79, 80, 84, 85,
86 ГПК РФ, основана на нормах действующего законодательства. Содержание ст.307 УК РФ эксперту разъяснено, о чем дана подписка.

Судебной коллегией принимаются во внимание вышеуказанные выводы повторной судебной экспертизы, оснований не доверять которым у судебной коллегии не имеется, поскольку они согласуются с фактическими обстоятельствами дела и представленными доказательствами, являются мотивированными и логически обоснованными, не содержат каких-либо противоречий, эксперт обладает специальными познаниями в экономической сфере, в установленном законом порядке был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, судебная коллегия полагает целесообразным определить размер задолженности ответчика перед Абушаевым Р.Х. по заработной плате за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, ночное время, а также за переработку в период работы с 01 августа 2020 года
по 01 августа 2022 года в размере в 101038 руб. 90 коп.

При таких обстоятельствах, решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023года подлежит изменению в части размера взысканной с ответчика в пользу Абушаева Р.Х. задолженности по заработной плате.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по ходатайству стороны ответчика была назначена повторная судебная бухгалтерская экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «<данные изъяты>».

Директором ООО «<данные изъяты>» по <адрес> заявлено ходатайство о распределении судебных расходов, согласно которому он просит распределить расходы по оплате экспертного заключения в размере 96000 руб.

Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям в ст. 393 ТК РФ установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.

В соответствии с указанной нормой ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ» разъяснено, что, по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 333.36 части второй НК РФ и ст. 393 ТК РФ, работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 постановления от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» разъяснил, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ работники, работающие (работавшие) у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, при обращении в суд с требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов независимо от результатов рассмотрения судом их требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении.

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению законодатель, предопределяя обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, учитывая не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя, в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу, предоставил дополнительную гарантию гражданам при обращении их в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых трудовых прав, освободив их от уплаты судебных расходов, перечень которых определен ст.ст. 88 и 94 ГПК РФ.

Таким образом, на истца, обратившегося в суд с требованием, вытекающим из трудовых отношений, не может быть возложена обязанность по оплате судебных расходов, включая оплату расходов на экспертизу.

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Частью 2 ст. 46 ГПК РФ предусмотрено, что лица, подавшие заявления в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно положениям ст. 6 Федерального Конституционного закона от
07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции» финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года № 30-ФЗ «О финансировании судов РФ» суды РФ финансируются за счет средств федерального бюджета.

По смыслу указанных законоположений в их системной взаимосвязи возмещение расходов по проведению экспертизы по настоящему делу должно быть осуществлено пропорционально удовлетворенным требованиям – с ответчика, в остальной части – за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы ООО «<данные изъяты>» выставило счет о 05 октября 2023года на сумму 96000 руб.

В связи с изложенным расходы по проведению повторной судебной бухгалтерской экспертизы подлежат взысканию с ответчика в размере 58560руб., исходя из расчета 165205 руб. 93 коп. сумма заявленных требований /100% = 1652руб. 06 коп., 101038 руб.90 коп. сумма удовлетворенных требований / 1652руб. 06 коп. = 61 % требований удовлетворен.

На Саратовский областной суд (<данные изъяты>) возлагается обязанность возместить ООО «<данные изъяты>» за счет средств федерального бюджета расходы за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы в размере 37 440 руб. (поскольку в удовлетворении 39% требований отказано).

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ,

определила:

Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 июня 2023года – изменить.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

«Взыскать в пользу Абушаева Р.Х. (паспорт серии ) с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (ИНН 6449027087) недоплаченную заработную плату за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие, праздничные дни, ночное время, а также за переработку в период работы с 01 августа 2020 года по 01 августа 2022 года в размере 101038 руб. 90 коп.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (ИНН 6449027087) в пользу общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» <адрес> () расходы за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы в размере 58560руб.

Возложить на Саратовский областной суд (<данные изъяты>) обязанность возместить за счет средств федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» <адрес> (<данные изъяты>) расходы за проведение повторной судебной бухгалтерской экспертизы в размере 37 440 руб.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-8192/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Абушаев Ринат Харрясович
Ответчики
ФКУ ИК-2 УФСИН РОссии
Другие
Маков Дмитрий Вячеславович
УФСИН России по Саратовской области
Суд
Саратовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
24.08.2023Передача дела судье
21.09.2023Судебное заседание
22.11.2023Производство по делу возобновлено
23.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Передано в экспедицию
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее