Решение по делу № 33-2917/2023 от 26.05.2023

Докладчик Нестерова Л. В. Дело № 2- 381/ 2023

Апелляц. дело № 33- 2917- 23 г.

УИД 21RS0023- 01- 2022- 005403- 90

Судья Шопина Е. В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июня 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,

судей Агеева О. В., Александровой А. В.,

при секретаре Семеновой Н. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой М. Н. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о взыскании денежной компенсации и др., поступившее по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Чувашской Республике- Муравьева А. А., поддержавшего апелляционную жалобу, Ивановой М. Н., представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии- Козловой И. И., возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Иванова М. Н. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике ( далее также- Министерство), в котором с учетом уточнения просила взыскать денежную компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования за периодс февраля 2009 года до августа 2020 года в размере 78405 рублей 79 коп., единовременное пособие в размере 59660 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Требования мотивировала тем, что с февраля 2009 года до августа 2020 года она ( истец) проходила службу на различных должностях в органах внутренних дел Чувашской Республики. На основании приказа Министерства от 9 июля 2020 года переведена для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в которой проходит службу по настоящее время.

Компенсацию за предметы вещевого имущества, не полученные в период службы в органах внутренних дел, равно как и единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, состоящего из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных на день убытия со службы из органов внутренних дел, ответчик при переводе не выплатил.

А от должностных лиц Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии ( далее также- Управление) она ( Иванова М. Н.) узнала, что компенсацию за предметы вещевого имущества должно выплатить Министерство.

После этого обратилась к ответчику с просьбой перечислить ей ( истцу) вышеуказанные денежные суммы, в чем Министерство отказало, указывая, что правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку при переводе сотрудника из органов внутренних дел на службу в другой орган с исключением из списков ему выдается аттестат на предметы вещевого имущества, который является основанием для зачисления данного сотрудника на вещевое довольствие по новому месту службы. При переводах сотрудников по службе в иные подразделения обеспечение предметами вещевого имущества, положенными на день убытия, производится по прежнему месту службы.

Такой отказ является незаконным, т. к. по смыслу норм права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, обязанность выплатить денежную компенсацию за вещевое довольствие, не полученное в период службы в органах внутренних дел, возлагается именно на Министерство, а не на Управление, поскольку на последнего не возложена обязанность выплачивать такую компенсацию за период службы в органах, не относящихся к войскам национальной гвардии.

Ввиду того, что после ее ( истца) перевода из органов внутренних дел в войска национальной гвардии правоотношения с ответчиком фактически прекратились, ответчик должен произвести полный расчет, в том числе выплатить вышеуказанные денежную компенсацию и единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

В судебном заседании Иванова М. Н., представитель третьего лица- Управления требования поддержали в уточненном варианте.

Представитель Министерства иск не признал, ссылаясь на необоснованность, в том числе на пропуск срока для обращения в суд.

Представитель третьего лица- Федерального казенного учреждения « Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике» в судебное заседание не явился, но в письменных объяснениях в иске просил отказать, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.

Судом принято указанное решение, которым постановлено взыскать с Министерства в пользу Ивановой М. Н. компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования за периодслужбы в органах внутренних дел в размере 78405 рублей 79 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей;

в удовлетворении исковых требований Ивановой М. Н. к Министерству о взыскании единовременного пособия, остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Это решение обжаловано ответчиком на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Взыскивая денежную компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования, районный суд среди прочего исходил из того, что такая компенсация полагается сотрудникам органов внутренних дел при их увольнении, а обязанность выплатить ее лежит на органе внутренних дел, из которого уволился сотрудник.

Поскольку при переводе Ивановой М. Н. из органов внутренних дел и заключении нового контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии его отношения по службе с Министерством фактически прекращены, то с ней ( истцом) ответчик должен был произвести полный расчет, в том числе выплатить денежную компенсацию за вещевое обеспечение за период службы в органах внутренних дел.

В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что на момент возникновения спорных правоотношений денежная компенсация за предметы вещевого имущества выплачивалась только сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, тогда как Иванова М. Н. перешла на службу в войска национальной гвардии в порядке перевода. В связи с этим ей выдан аттестат на предметы вещевого имущества, который является основанием для зачисления на вещевое довольствие по новому месту службы и принят Управлением в качестве такового.

Однако суд первой инстанции, удовлетворяя иск в части взыскания спорной компенсации, данные положения во внимание не принял и не учел, что перевод сотрудника органов внутренних дел для прохождения дальнейшей службы в Управление и увольнение сотрудника со службы тождественными понятиями не являются. Соответственно, Иванову М. Н. нельзя считать уволенной из органов внутренних дел.

Данные доводы отмену решения не влекут. Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел установлены в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342- ФЗ " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее- Федеральный закон № 342- ФЗ).

Из него видно, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 342- ФЗ, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3- ФЗ " О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247- ФЗ " О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами в сфере внутренних дел ( ч. 1 ст. 3 Федерального закона от № 342- ФЗ).

В частности, как следует из п. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 342- ФЗ, одним из оснований для прекращения службы в органах внутренних дел его сотрудником является увольнение. Такое увольнение может последовать и в связи с расторжением контракта, в том числе по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342- ФЗ, а именно ввиду перевода сотрудника на государственную службу иного вида.

Возможность перевода сотрудника на государственную службу иного вида законодатель предусмотрел в специальной норме, а именно в ч. 1, 2 ст. 30. 1 Федерального закона № 342- ФЗ, из которых следует, что сотрудник органов внутренних дел или сотрудник федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, с его согласия или по его просьбе может быть переведен для дальнейшего прохождения службы соответственно из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере внутренних дел.

Данный перевод сотрудника согласовывается руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или должностными лицами, уполномоченными ими.

Применительно к настоящему делу указанные нормы, подлежащие применению в их взаимосвязи и системном толковании, означают, что перевод сотрудника органа внутренних дел для дальнейшего прохождения службы в войска национальной гвардии Российской Федерации влечет расторжение контракта с сотрудником органа внутренних дел и его увольнение со службы в органах внутренних дел на основании положений п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342- ФЗ ( в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида).

Соответственно, в силу ч. 8 ст. 89 Федерального закона № 342- ФЗ в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо помимо прочего обязаны осуществить с увольняющимся сотрудником окончательный расчет.

Положения ч. 8 ст. 89 Федерального закона № 342- ФЗ о необходимости окончательного расчета с сотрудником в полной мере распространяются и на случаи, если этим сотрудникам при увольнении должна быть выплачена денежная компенсация за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования в период службы в органах внутренних дел.

При этом вопросы, связанные с вещевым обеспечением сотрудника органов внутренних дел, регулируются ч. 1- 4 ст. 69 Федерального закона № 342- ФЗ, ч. 5 ст. 25, ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3- ФЗ « О полиции», по смыслу которых сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел также устанавливаются Правительством Российской Федерации, а порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества- федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Во исполнение данных законоположений Министерство внутренних дел Российской Федерации издало соответствующие приказы: от 26 июля 2012 года № 725, которым утвердило Порядок выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации;

от 10 января 2013 года № 8, которым утвердило Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования.

По смыслу положений, содержащихся в данных нормативных правовых актах ( в редакциях, действующих на дату перехода истца на государственную службу в войска национальной гвардии), сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, производится выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.

В частности сотрудникам, увольняемым с правом ношения форменной одежды, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования или выплачивается денежная компенсация, а сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация.

При этом денежная компенсация выплачивается за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения.

Применительно к лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 580 помимо прочего утверждено описание форменной одежды согласно присвоенным им специальным званиям.

Из приведенных положений следует, что в случае увольнения сотрудника органов внутренних дел, а, как указывалось выше, перевод сотрудника органа внутренних дел для дальнейшего прохождения службы в войска национальной гвардии Российской Федерации является ничем иным, как увольнением со службы в органах внутренних дел на основании положений п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342- ФЗ ( в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида), такому сотруднику, увольняемому без права ношения форменной одежды сотрудника органов внутренних дел, производится выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.

Как видно из настоящего дела, Иванова М. Н., являвшаяся сотрудником органов внутренних дел Чувашской Республики с февраля 2009 года по 31 июля 2020 года ( в последние годы проходившая службу в должности ... Государственной инспекции безопасности дорожного движения), имеющая звание капитана полиции, для дальнейшего прохождения службы в соответствии со ст. 30. 1 Федерального закона № 342- ФЗ с 1 августа 2020 года переведена в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

15 февраля 2022 года она обратилась в Министерство с заявлением, в котором просила выплатить компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества за период службы в органах внутренних дел.

Письмом № ... от 22 февраля 2022 года в удовлетворении данной просьбы ответчик отказал, указывая, что федеральные законы, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, действовавшие на момент его ( истца) перехода в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствующих редакциях, возможность выплаты такой компенсации не предусматривали. В связи с этим ей ( Ивановой М. Н.) выписан вещевой аттестат на предметы вещевого имущества для зачисления на вещевое довольствие по новому месту службы.

Между тем, установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности ( ст. 67 ГПК РФ), правильно применив нормы вышеуказанного законодательства, районный суд пришел к правомерным выводам о том, что в спорной ситуации компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества за период службы в органах внутренних дел следует взыскать с ответчика. При этом объяснения ответчика об отсутствии у истца такого права основаны на неправильном толковании указанных норм.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на это решение- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Докладчик Нестерова Л. В. Дело № 2- 381/ 2023

Апелляц. дело № 33- 2917- 23 г.

УИД 21RS0023- 01- 2022- 005403- 90

Судья Шопина Е. В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июня 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,

судей Агеева О. В., Александровой А. В.,

при секретаре Семеновой Н. В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой М. Н. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о взыскании денежной компенсации и др., поступившее по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Чувашской Республике- Муравьева А. А., поддержавшего апелляционную жалобу, Ивановой М. Н., представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии- Козловой И. И., возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Иванова М. Н. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике ( далее также- Министерство), в котором с учетом уточнения просила взыскать денежную компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования за периодс февраля 2009 года до августа 2020 года в размере 78405 рублей 79 коп., единовременное пособие в размере 59660 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Требования мотивировала тем, что с февраля 2009 года до августа 2020 года она ( истец) проходила службу на различных должностях в органах внутренних дел Чувашской Республики. На основании приказа Министерства от 9 июля 2020 года переведена для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в которой проходит службу по настоящее время.

Компенсацию за предметы вещевого имущества, не полученные в период службы в органах внутренних дел, равно как и единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, состоящего из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных на день убытия со службы из органов внутренних дел, ответчик при переводе не выплатил.

А от должностных лиц Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике- Чувашии ( далее также- Управление) она ( Иванова М. Н.) узнала, что компенсацию за предметы вещевого имущества должно выплатить Министерство.

После этого обратилась к ответчику с просьбой перечислить ей ( истцу) вышеуказанные денежные суммы, в чем Министерство отказало, указывая, что правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку при переводе сотрудника из органов внутренних дел на службу в другой орган с исключением из списков ему выдается аттестат на предметы вещевого имущества, который является основанием для зачисления данного сотрудника на вещевое довольствие по новому месту службы. При переводах сотрудников по службе в иные подразделения обеспечение предметами вещевого имущества, положенными на день убытия, производится по прежнему месту службы.

Такой отказ является незаконным, т. к. по смыслу норм права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, обязанность выплатить денежную компенсацию за вещевое довольствие, не полученное в период службы в органах внутренних дел, возлагается именно на Министерство, а не на Управление, поскольку на последнего не возложена обязанность выплачивать такую компенсацию за период службы в органах, не относящихся к войскам национальной гвардии.

Ввиду того, что после ее ( истца) перевода из органов внутренних дел в войска национальной гвардии правоотношения с ответчиком фактически прекратились, ответчик должен произвести полный расчет, в том числе выплатить вышеуказанные денежную компенсацию и единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.

В судебном заседании Иванова М. Н., представитель третьего лица- Управления требования поддержали в уточненном варианте.

Представитель Министерства иск не признал, ссылаясь на необоснованность, в том числе на пропуск срока для обращения в суд.

Представитель третьего лица- Федерального казенного учреждения « Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике» в судебное заседание не явился, но в письменных объяснениях в иске просил отказать, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.

Судом принято указанное решение, которым постановлено взыскать с Министерства в пользу Ивановой М. Н. компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования за периодслужбы в органах внутренних дел в размере 78405 рублей 79 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей;

в удовлетворении исковых требований Ивановой М. Н. к Министерству о взыскании единовременного пособия, остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Это решение обжаловано ответчиком на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Взыскивая денежную компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования, районный суд среди прочего исходил из того, что такая компенсация полагается сотрудникам органов внутренних дел при их увольнении, а обязанность выплатить ее лежит на органе внутренних дел, из которого уволился сотрудник.

Поскольку при переводе Ивановой М. Н. из органов внутренних дел и заключении нового контракта о прохождении службы в войсках национальной гвардии его отношения по службе с Министерством фактически прекращены, то с ней ( истцом) ответчик должен был произвести полный расчет, в том числе выплатить денежную компенсацию за вещевое обеспечение за период службы в органах внутренних дел.

В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что на момент возникновения спорных правоотношений денежная компенсация за предметы вещевого имущества выплачивалась только сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, тогда как Иванова М. Н. перешла на службу в войска национальной гвардии в порядке перевода. В связи с этим ей выдан аттестат на предметы вещевого имущества, который является основанием для зачисления на вещевое довольствие по новому месту службы и принят Управлением в качестве такового.

Однако суд первой инстанции, удовлетворяя иск в части взыскания спорной компенсации, данные положения во внимание не принял и не учел, что перевод сотрудника органов внутренних дел для прохождения дальнейшей службы в Управление и увольнение сотрудника со службы тождественными понятиями не являются. Соответственно, Иванову М. Н. нельзя считать уволенной из органов внутренних дел.

Данные доводы отмену решения не влекут. Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел установлены в Федеральном законе от 30 ноября 2011 года № 342- ФЗ " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее- Федеральный закон № 342- ФЗ).

Из него видно, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 342- ФЗ, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3- ФЗ " О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247- ФЗ " О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами в сфере внутренних дел ( ч. 1 ст. 3 Федерального закона от № 342- ФЗ).

В частности, как следует из п. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 342- ФЗ, одним из оснований для прекращения службы в органах внутренних дел его сотрудником является увольнение. Такое увольнение может последовать и в связи с расторжением контракта, в том числе по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342- ФЗ, а именно ввиду перевода сотрудника на государственную службу иного вида.

Возможность перевода сотрудника на государственную службу иного вида законодатель предусмотрел в специальной норме, а именно в ч. 1, 2 ст. 30. 1 Федерального закона № 342- ФЗ, из которых следует, что сотрудник органов внутренних дел или сотрудник федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, с его согласия или по его просьбе может быть переведен для дальнейшего прохождения службы соответственно из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере внутренних дел, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере внутренних дел.

Данный перевод сотрудника согласовывается руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или должностными лицами, уполномоченными ими.

Применительно к настоящему делу указанные нормы, подлежащие применению в их взаимосвязи и системном толковании, означают, что перевод сотрудника органа внутренних дел для дальнейшего прохождения службы в войска национальной гвардии Российской Федерации влечет расторжение контракта с сотрудником органа внутренних дел и его увольнение со службы в органах внутренних дел на основании положений п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342- ФЗ ( в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида).

Соответственно, в силу ч. 8 ст. 89 Федерального закона № 342- ФЗ в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо помимо прочего обязаны осуществить с увольняющимся сотрудником окончательный расчет.

Положения ч. 8 ст. 89 Федерального закона № 342- ФЗ о необходимости окончательного расчета с сотрудником в полной мере распространяются и на случаи, если этим сотрудникам при увольнении должна быть выплачена денежная компенсация за неполученные предметы вещевого имущества личного пользования в период службы в органах внутренних дел.

При этом вопросы, связанные с вещевым обеспечением сотрудника органов внутренних дел, регулируются ч. 1- 4 ст. 69 Федерального закона № 342- ФЗ, ч. 5 ст. 25, ч. 3 ст. 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3- ФЗ « О полиции», по смыслу которых сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел также устанавливаются Правительством Российской Федерации, а порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества- федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Во исполнение данных законоположений Министерство внутренних дел Российской Федерации издало соответствующие приказы: от 26 июля 2012 года № 725, которым утвердило Порядок выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации;

от 10 января 2013 года № 8, которым утвердило Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования.

По смыслу положений, содержащихся в данных нормативных правовых актах ( в редакциях, действующих на дату перехода истца на государственную службу в войска национальной гвардии), сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, производится выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.

В частности сотрудникам, увольняемым с правом ношения форменной одежды, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования или выплачивается денежная компенсация, а сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация.

При этом денежная компенсация выплачивается за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения.

Применительно к лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 580 помимо прочего утверждено описание форменной одежды согласно присвоенным им специальным званиям.

Из приведенных положений следует, что в случае увольнения сотрудника органов внутренних дел, а, как указывалось выше, перевод сотрудника органа внутренних дел для дальнейшего прохождения службы в войска национальной гвардии Российской Федерации является ничем иным, как увольнением со службы в органах внутренних дел на основании положений п. 18 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342- ФЗ ( в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида), такому сотруднику, увольняемому без права ношения форменной одежды сотрудника органов внутренних дел, производится выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования.

Как видно из настоящего дела, Иванова М. Н., являвшаяся сотрудником органов внутренних дел Чувашской Республики с февраля 2009 года по 31 июля 2020 года ( в последние годы проходившая службу в должности ... Государственной инспекции безопасности дорожного движения), имеющая звание капитана полиции, для дальнейшего прохождения службы в соответствии со ст. 30. 1 Федерального закона № 342- ФЗ с 1 августа 2020 года переведена в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

15 февраля 2022 года она обратилась в Министерство с заявлением, в котором просила выплатить компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества за период службы в органах внутренних дел.

Письмом № ... от 22 февраля 2022 года в удовлетворении данной просьбы ответчик отказал, указывая, что федеральные законы, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, действовавшие на момент его ( истца) перехода в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствующих редакциях, возможность выплаты такой компенсации не предусматривали. В связи с этим ей ( Ивановой М. Н.) выписан вещевой аттестат на предметы вещевого имущества для зачисления на вещевое довольствие по новому месту службы.

Между тем, установив данные обстоятельства, оценив представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности ( ст. 67 ГПК РФ), правильно применив нормы вышеуказанного законодательства, районный суд пришел к правомерным выводам о том, что в спорной ситуации компенсацию за неполученные предметы вещевого имущества за период службы в органах внутренних дел следует взыскать с ответчика. При этом объяснения ответчика об отсутствии у истца такого права основаны на неправильном толковании указанных норм.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на это решение- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2917/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Марина Николаевна
Ответчики
МВД по Чувашской республике
Другие
Управление Росгвардии по Чувашской Республике - чувашии
ФКУ ЦХИСО МВД по Чувашской Республике
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Нестерова Л.В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
26.05.2023Передача дела судье
19.06.2023Судебное заседание
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Передано в экспедицию
19.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее