№ 2а-715/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2018 года ст. Вешенская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тютюнникова А.С.,
при секретаре Шаповаловой Е.И.,
с участием помощника прокурора Шолоховского района Ростовской области Топоркова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Шолоховского района Ростовской области к администрации Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области о признании незаконным бездействия администрации Меркуловского сельского поселения и обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился в суд с административным иском к администрации Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области о признании незаконным бездействия администрации Меркуловского сельского поселения и обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами.
В исковом заявлении прокурор указывает, что прокуратурой Шолоховского района во исполнение задания прокуратуры области от 01.04.2015 №7/2-8-2015 проведена проверка исполнения федерального законодательства в отношении распоряжения земельными участками расположенными на территории Шолоховского района.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории Меркуловского сельского поселения, а именно напротив домовладения № 10 ул. Центральная х. Затонский Шолоховского района Ростовской области, в нарушение требований ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03 выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью примерно 20 кв.м.
Администрация поселения на землях, находящихся в границах МО «Меркуловское сельское поселение», допустила загрязнение вышеуказанного земельного участка твердыми бытовыми отходами.
В соответствии с Уставом сельского поселения предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация по сбору и транспортированию бытовых отходов, создание благоприятных условий для проживания населения.
Глава администрации Меркуловского сельского поселения М.Е.А.., опрошенная 24.08.2018 в рамках проверки, пояснил, что удовлетворить требования прокуратуры в части надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрация Поселения не может, так как финансовые средства на эти цели в бюджете поселения израсходованы, иных средств нет.
Как показала проверка, администрацией поселения эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей в полной мере не принимаются. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, как того требует ст. 74 Федерального закона «Об охране окружающей среды», уполномоченными лицами администрации в достаточной мере не проводится. Вследствие неэффективной работы администрации Поселения по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и интересы не только жителей Меркуловского сельского поселения Шолоховского района, но и других лиц, круг которых в силу объективных причин не может быть определен.
Администрация поселения не обеспечивает выполнение требования законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что является недопустимым.
Таким образом, деятельность администрации поселения, осуществляемая с нарушениями требований природоохранного законодательства, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, т.к. эксплуатация данных свалок может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний, бесконтрольным возгораниям и другим чрезвычайным последствиям.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность администрации поселения в решении вопросов исполнения требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение ее в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц администрации Меркуловского сельского поселения, поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу.
Прокурор просит суд признать бездействие администрации Меркуловского сельского поселения незаконным.
Обязать администрацию Меркуловского сельского поселения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать последствия загрязнения (свалку) земель твердыми бытовыми отходами, находящихся в границах сельского поселения: напротив домовладения № 10 х.Затонский Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района Топорков М.М. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Меркуловского сельскогопоселения Шолоховского района Ростовской области, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. От главы администрации Меркуловского сельского поселения М.Е.А. поступило ходатайство, в котором указано, что она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, исковые требования признает в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено, что прокуратурой Шолоховского района проведена проверка исполнения федерального законодательства в отношении распоряжения земельными участками, расположенными на территории Шолоховского района.
В ходе проверки на территории Меркуловского сельского поселения, а именно напротив домовладения № 10 ул. Центральная, х. Затонский Шолоховского района Ростовской области выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью примерно 20 кв.м.
Данная свалка находится на территории поселения в нарушение требований ст. 51 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 13 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», ч. 3 СанПиН 2.1.7.132.03.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалы, обосновывающие размещение вышеуказанного места хранения ТБО на землях МО «Меркуловское сельское поселение» отсутствуют. В частности земельный участок, на котором размещена свалка ТБО, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам. Разрешение на образование полигона (свалки) твердых бытовых отходов на указанный земельный участок администрация Поселения не имеет, что является нарушением требований ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Уставом МО «Меркуловское сельское поселение» предусмотрено, что к вопросам местного значения Поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Проверкой проведенной прокуратурой Шолоховского района Ростовской области выявлено, что администрацией поселения эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей в полной мере не принимаются. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, как того требует ст.74 Федерального закона «Об охране окружающей среды», уполномоченными лицами администрации в достаточной мере не проводится. Вследствие неэффективной работы администрации поселения по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и интересы не только жителей Калининского сельского поселения Шолоховского района, но других лиц, круг которых в силу объективных причин не может быть определен.
Администрация поселения не обеспечивает выполнение требования законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды, что является не допустимым.
Таким образом, деятельность администрации поселения, осуществляемая с нарушениями требований природоохранного законодательства, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, т.к. эксплуатация данных свалок может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний, бесконтрольным возгораниям и другим чрезвычайным последствиям. Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ и ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42 Конституции РФ).
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность администрации поселения в решении вопросов исполнения требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, доводы прокурора Шолоховского района Ростовской области нашли свое подтверждение в суде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Шолоховского района Ростовской области к администрации Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области о признании незаконным бездействия администрации Меркуловского сельского поселения и обязании ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области.
Обязать администрацию Меркуловского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать (свалку) последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, находящихся в границах сельского поселения: напротив домовладения № 10 ул. Центральная х.Затонский Шолоховского района Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья: подпись А.С. Тютюнников