Решение по делу № 3а-53/2017 от 16.11.2017

Дело № 3а-53/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2017 г. г. Элиста

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.,

при секретаре Мучкаевой Р.И.,

с участием прокурора Имкеновой Д.А.,

представителя административных истцов – Улезько А.Ю.

представителя административного ответчика - Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия – Доржиева Э.Н., действующего на основании доверенности от 27 ноября 2017 года,

представителя административного ответчика - Главы Республики Калмыкия – Семеновой З.Н.,

представителей заинтересованных лиц – Правительства Республики Калмыкия и Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия – Хулхачиевой В.С., Министерства финансов Республики Калмыкия – Батаевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абушиновой С.В., Азотовой Т.М., Акугинова В.А., Алтаевой Г.Ц., Амниновой Т.А., Баджаевой Г.А., Бакаева В.Б., Сангаджиева В.Б., Баринова В.Э., Давашкиной О.А., Габуншиной Т.Т., Габунщиной Э.Б., Габунщина В.И., Грековой О.Е., Гучиновой Л.П., Гаряевой В.Д., Дельдюгиновой Ю.Д., Дорджиевой М.К., Дробитько Т.А., Сависько В.А., Ишкеева Н.М., Кармашовой Р.Д., Карпенко В.В., Катриковой Н.О-О., Красноруцкого Б.А., Кусковой В.И., Лаковой Е.Б., Малышевой Н.Е., Манджиева А.Б., Манджиевой Е.С., Манджиковой Л.Б., Микуляевой Л.А., Мирошниченко В.Н., Налгирова В.О., Нарминовой З.Л., Очировой Г.Н., Поберей Т.Ф., Реусова П.П., Балашова В.Н., Столяровой Р.М., Ходжгоровой Р.Т., Шорваевой Е.М., Цереновой Э.Б., Шерет Н.А., Дуляевой Л.Л., Санджиева В.Х., Урусовой Л.Б., Татарко Т.А., Лазаревой Г.А., Шалхакова И.Б., Шкуровой Л.В., Куницыной Н.О., Габуншина В.И., Адучиевой Г.Х., Ользеевой Е.В. к Главе Республики Калмыкия и Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Абушинова С. В., Азотова Т.М., Акугинов В.А. и другие (всего 55 административных истцов) обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что они являются получателями пенсий за выслугу лет, назначенных им в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее – закон о пенсии за выслугу лет). Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, данный Закон Республики Калмыкия признан недействующим. Во исполнение этих судебных постановлений Народным Хуралом (парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», которым закон о пенсии за выслугу лет признан утратившим силу в полном объеме. На основании этого закона выплаты надбавок к пенсии прекращены им с 27 июля 2016 года. Полагают, что принятый ответчиками закон нарушает их права, поскольку полностью отменяет ранее установленные дополнительные гарантии без введения соответствующего компенсационного механизма и, по сути, лишает их выплат, которые были назначены и выплачивались на законных основаниях. В результате они поставлены в неравное положение с лицами, замещавшими аналогичные должности в иных субъектах Российской Федерации. Считают, что оспариваемый ими закон противоречит нормам и принципам Конституции РФ, федерального законодательства и судебной практике высших судов, согласно которым установление гарантий пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы и государственные должности субъекта РФ являются обязанностью субъекта РФ. Таким образом, при принятии оспариваемого закона ответчики превысили свои полномочия, нарушили нормы федерального законодательства и неправильно истолковали содержание судебных постановлений. В связи с этим просят суд признать Закон Республики Калмыкия от 18 ноября 2017 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия» недействующим в полном объеме, устранить неправомерные последствия его принятия и обязать Правительство Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство социального развития, труда и занятости возобновить соответствующие выплаты с 27 июля 2016 года.

В судебном заседании представитель административных истцов Улезько А.Ю. уточнила заявленные требования и по изложенным в исковом заявлении основаниям просила суд признать оспариваемый Закон Республики Калмыкия недействующим в полном объеме с момента его принятия и обязать административных ответчиков восстановить права административных истцов с момента их нарушения путем возобновления соответствующих выплат. В обоснование требований дополнительно пояснила, что ответчики были не вправе полностью отменять закон о пенсии за выслугу лет, так как это противоречит содержанию судебных постановлений, а также судебной и законодательной практике других субъектов Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в его постановлениях и определениях. Административными истцами не ставится вопрос о понуждении ответчиков к принятию нового закона, восполняющего данный пробел, поскольку их право в данном случае может быть восстановлено лишь сохранением действовавшего правового регулирования. Учитывая, что административные истцы неправомерно были лишены ответчиками права на дополнительное пенсионное обеспечение, это право подлежит восстановлению путем признания недействующим оспариваемого закона с момента его принятия и возобновления ответчиками отмененных выплат с даты их прекращения.

Административный истец Шалхаков И.Б. пояснил суду, что в силу ранее занимаемой должности в 2007 году принимал непосредственное участие в разработке и принятии закона Республики Калмыкия «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия». Данный законопроект принимался с соблюдением всех законодательных процедур и получил положительные экспертные заключения во всех ведомствах – Министерстве юстиции РК, Министерстве финансов РК, Прокуратуре РК и других. Причиной признания не действующим этого закона в 2016 году послужил дефицит республиканского бюджета, а не его несоответствие федеральному законодательству. Других оснований для принятия оспариваемого закона у ответчиков не было. Полагает, что отсутствие финансовых средств не позволяет ответчикам отменять прежнее правовое регулирование и лишать государственных служащих Республики Калмыкия гарантированного им дополнительного пенсионного обеспечения.

Представитель Народного Хурала (Парламента) РК Доржиев Э.Н. иск не признал, указав, что оспариваемый истцами Закон РК 18 ноября 2016 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия» принят во исполнение решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года. Данный закон принят в полном соответствии с нормами действующего федерального и республиканского законодательства, в пределах полномочий Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и с соблюдением законодательной процедуры. В связи с этим полагает, что оснований для признания его недействующим и возложения на ответчиков обязанности по возобновлению выплат не имеется.

Представитель административного ответчика - Главы Республики Калмыкия – Семенова З.Н. также не признала заявленные требования, пояснив, что оспариваемый истцами закон Республики Калмыкия принят Народным Хуралом (Парламентом) РК и подписан Главой Республики Калмыкия в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах установленных полномочий и во исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений. Доводы истцов о необходимости обязательного установления гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, несостоятелен, поскольку предоставление таких гарантий в силу закона является правом субъекта, а не его обязанностью. Требование истцов о возобновлении выплат также необоснованно, поскольку указанные выплаты производились не ответчиками, а органами социальной защиты и прекращены им с 27 июля 2016 года не на основании оспариваемого закона, а во исполнение вступившего в законную силу судебного постановления.

Представители заинтересованных лиц - Правительства Республики Калмыкия и Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия – Хулхачиева В.С., Министерства финансов Республики Калмыкия – Батаева Е.С. выразили согласие с позицией административных ответчиков и также просили отказать в удовлетворении иска.

Прокурор Имкенова Д.А. в своем заключении высказала мнение об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями закона и во исполнение вступившего в законную силу судебного постановления, которым закон о пенсии за выслугу лет признан недействующим в полном объеме.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта.

При этом согласно части 8 названной статьи Кодекса административного судопроизводства РФ суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования, предъявляемые к порядку, форме, процедуре принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта; соответствие этого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административными истцами оспаривается в полном объеме Закон Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», вступивший в силу 22 ноября 2016 года.

Данный Закон принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года № 489-V, в тот же день подписан временно исполняющим обязанности Главы Республики Калмыкия и опубликован в официальном печатном средстве массовой информации – газете «Хальм Унн» № 216 (17538) от 22 ноября 2016 года и на официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) 25 ноября 2016 года за № 0800201611250010 в соответствии с компетенцией административных ответчиков по принятию, подписанию и опубликованию оспариваемого нормативного правового акта, установленной пунктом 1 статьи 34, частями 2,3 статьи 35 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, главой III Закона Республики Калмыкия «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» от 27 сентября 2001 года № 133-II-З и Законом Республики Калмыкия «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Калмыкия и постановлений Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» от 25 апреля 2003 года № 320-II-З (в редакции от 23 мая 2014 года).

Факт принятия оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом с соблюдением установленной процедуры его принятия и опубликования подтвержден представленными сторонами документами и лицами, участвующими в деле, под сомнение не ставился.

Оспариваемым законом признан утратившим силу Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» со всеми внесенными в него по состоянию на 14 мая 2016 года изменениями.

В преамбуле оспариваемого закона указано, что он принят во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года № 42-АПГ16-6.

Как следует из имеющихся в деле материалов, решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (в редакции от 14 мая 2016 года) признан не действующим со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Таким образом, оспариваемым административными истцами нормативным правовым актом был признан утратившим силу закон, который уже был признан не действующим вступившим в законную силу решением суда и не подлежал применению с 27 июля 2016 года – момента вступления в силу решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания нормативного правового акта не действующим полностью этот акт не может применяться с указанной судом даты.

В силу прямого указания приведенных норм законодательства Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года № 335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» не подлежал применению в полном объеме с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Калмыкия о признании его не действующим, т.е. с 27 июля 2016 года.

Следовательно, оспариваемый административными истцами закон, признающий утратившим силу закон о пенсии за выслугу лет, не устанавливает самостоятельного нового правового регулирования, а принят лишь во исполнение вступившего в законную силу судебного решения уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Доводы административных истцов и их представителя о том, что закон о пенсии за выслугу лет подлежал отмене лишь в части, противоречащей федеральному законодательству, и не мог быть признан утратившим силу в полном объеме, противоречит содержанию резолютивной части решения Верховного Суда РК от 21 марта 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, согласно которым данный нормативный правовой акт признан не действующим полностью, а не в части.

Ссылки представителя административных истцов на то, что принятие оспариваемого закона от 18 ноября 2016 года послужило основанием для прекращения назначенных истцам выплат также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку из содержания искового заявления, объяснений административных истцов и их представителя, следует, что выплаты истцам были прекращены уже с 27 июля 2016 года, т.е. с даты вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый административными истцами Закон Республики Калмыкия принят Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия в пределах его полномочий в установленной законом форме, с соблюдением регламентированной законом процедуры его принятия и введения в действие и в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

При таких данных оснований для удовлетворения требования истцов о признании Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2017 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия» недействующим не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Абушиновой С.В., Азотовой Т.М., Акугинова В.А, Алтаевой Г.Ц., Амниновой Т.А., Баджаевой Г.А., Бакаева В.Б., Сангаджиева В.Б., Баринова В.Э., Давашкиной О.А., Габуншиной Т.Т., Габунщиной Э.Б., Габунщина В.И., Грековой О.Е., Гучиновой Л.П., Гаряевой В.Д., Дельдюгиновой Ю.Д., Дорджиевой М.К., Дробитько Т.А., Сависько В.А., Ишкеева Н.М., Кармашовой Р.Д., Карпенко В.В., Катриковой Н.О-О., Красноруцкого Б.А., Кусковой В.И., Лаковой Е.Б., Малышевой Н.Е., Манджиева А.Б., Манджиевой Е.С., Манджиковой Л.Б., Микуляевой Л.А., Мирошниченко В.Н., Налгирова В.О., Нарминовой З.Л., Очировой Г.Н., Поберей Т.Ф., Реусова П.П., Балашова В.Н., Столяровой Р.М., Ходжгоровой Р.Т., Шорваевой Е.М., Цереновой Э.Б., Шерет Н.А., Дуляевой Л.Л., Санджиева В.Х., Урусовой Л.Б., Татарко Т.А., Лазаревой Г.А., Шалхакова И.Б., Шкуровой Л.В., Куницыной Н.О., Габуншина В.И., Адучиевой Г.Х., Ользеевой Е.В. к Главе Республики Калмыкия и Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании не действующим Закона Республики Калмыкия от 18 ноября 2017 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия» недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Б.Т. Сангаджиева

3а-53/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Абушинова С.В., Азотова Т.М., Акугинов В.А., Алтаева Г.Ц., Амнинова Т.А.,Баджаева Г.А., Бакаев В.Б., Сангаджиев В.Б., Ба
Ответчики
Глава Республики Калмыкия
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия
Другие
Правительство Республики Калмыкия
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
16.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
17.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2017[Адм.] Судебное заседание
07.12.2017[Адм.] Судебное заседание
11.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2017[Адм.] Дело оформлено
24.01.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее