Дело № 2-347/2021
44RS0014-01-2021-000658-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года
Островский районный суд (пос. Судиславль) Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
с участием помощника прокурора Судиславского района Михайловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Судиславль-Водоканал» о возложении обязанности принять комплекс мер направленных на осуществление производственного и технологического контроля на комплексе очистных сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Судиславского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Судиславль Водоканал» о возложении обязанности принять комплекс мер, направленных на осуществление производственного и технологического контроля на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> обеспечить соответствие микробиологических показателей качества сточных вод установленных нормативам.
Определением Островского районного суда от 14.09.2021 года в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района.
Определением Островского районного суда от 26.10.2021 года произведена замена ответчика с администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района на администрацию Судиславского муниципального района, в связи с ликвидацией юридического лица – администрации городского поселения поселок Судиславль.
Из искового заявления следует, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоотведения, законодательства об охране окружающей среды в деятельности муниципального унитарного предприятия «Судиславль-Водоканал» (далее МУП «Судиславль Водоканал»), в ходе которой выявлены нарушения закона.
В нарушение требований законодательства МУП «Судиславль-Водоканал» на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> не организован и не осуществляется производственный и технологический контроль, а также не обеспечено соответствие микробиологических показателей качеств а сточных вод установленным нормативам.
Прокуратурой района в целях устранения выявленных нарушений
директору МУП «Судиславль-Водоканал» 17.05.2021 внесено представление об
устранении выявленных нарушений законодательства, которое рассмотрено 15.06.2021.
Однако до настоящего времени, выявленные нарушения законодательства
не устранены.
Просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие «Судиславль-Водоканал» принять комплекс мер, направленных на осуществление производственного и технологического контроля на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> обеспечить соответствие микробиологических показателей качества сточных вод установленных нормативам.
В судебном заседании помощник прокурора Михайлова И.В., исковые требования поддержала, по изложенным в нем доводам, и уточнила, просит обязать ответчика разработать и утвердить программу (план) производственного контроля на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001г. в срок до 31.12.2023 года. От остальных требований отказывается.
Представитель ответчика - директор МУП «Судиславль-Водокана» Пухов Е.П., в судебном заседании уточненные исковые требования признал, однако, пояснив, что комплекс очистных сооружений требует капитального ремонта.
Представитель соответчика – администрации Судиславского муниципального района по доверенности Быстрова А.А., в судебном заседании уточненные исковые требования признала.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 №7 –ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить в организации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2).
В соответствии со ст. 52 Закона, в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Пунктом 1.1 СанПиН 1.1.1058-016, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 мая 2001 года № 18 «О введении в действие санитарных правил», установлено, что Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.
В силу пункта 1.5 данных правил, Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Как следует из материалов дела, на основании Договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Судиславль-Водоканал» сверх уставного фонда от 01.04.2021 года предприятию передано здание очистных сооружений, общей площадью 826,4 м2, по адресу: <адрес> (л.д.31).
Согласно Акта проверки от 16.08.2021, и фототаблицы к нему, (л.д.21-24), на очистных сооружениях, расположенных по адресу: <адрес>, не организован и не осуществляется производственный и технологический контроль, не обеспечено соответствие микробиологических показателей качества сточных вод установленным нормативам.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что вышеуказанные нарушения не устраняются длительное время, собственником сооружения - организацией, на праве хозяйственного ведения которой находятся сооружения - МУП «Судиславль-Водоканал» конкретных мер по устранению нарушений не принимается. Бездействие приводящее к несоответствию по составу и свойствам сточных вод нормативным требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания неопределенного круга лиц, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В связи со сбросом неочищенных сточных вод на рельеф в черте населенного пункта п. Судиславль подвергается отрицательному воздействию качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц. Нарушаются права граждан на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их жизни и здоровью, а, следовательно, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что обязанность по содержанию очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, должна возлагаться на МУП «Судиславль-Водоканал», администрация Судиславского муниципального района, в данном случае, исходя из заявленных прокурором требований, не является надлежащим ответчиком.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями…
С учетом тяжелого финансового положения, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Судиславского района удовлетворить.
Обязать МУП «Судиславль - Водоканал» разработать и утвердить программу (план) производственного контроля на комплексе очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001г. в срок до 31.12.2023 года..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий С.Е. Затынин