Дело № 2-1036/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Винниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
15 февраля 2016 года гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к Ремез Д.С. о признании действия незаконным, возложении обязанности по прекращению деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми обратилось в суд с иском к Ремез Д.С. о признании незаконными действий по эксплуатации углетомильных печей, расположенных по адресу: ..., возложении обязанности по прекращению деятельности по эксплуатации углетомильных печей,. В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Управления поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на задымленность воздуха от углетомильных печей по производству древесного угля, эксплуатируемых на земельном участке, расположенном по адресу: ..., собственником которого является Ремез Д.С.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик с иском не согласился, подтвердил, что земельный участок, расположенный по адресу: ... принадлежит ему на праве собственности, на указанном участке он для личных нужд использует углетомильные печи, производится березовый уголь. Полагает. Что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Иные участники процесса в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: ..., в отдельном закрытом помещении – пристройке к ангару, располагаются углетомильные печи.
Из представленных материалов следует, что при эксплуатации данной печи содержание (концентрация) загрязняющих веществ, в атмосферном воздухе промышленной зоны у строений ... по ул. ..., г. ... не соответствует установленным гигиеническим нормативам по содержанию фенола и диоксиду азота.
Земельный участок, общей площадью ... кв. м, кадастровый номер ..., расположенный по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Ремез Д.С. (свидетельством о государственной регистрации права от ** ** ** года, выписка из ЕГРП от ** ** ** г.).
В связи с многочисленными обращениями граждан, работающих по ул. ... г. ..., с жалобами с жалобами на задымленность воздуха от углетомильных печей по производству древесного угля, эксплуатируемых на земельном участке, расположенном по адресу: ..., была произведена проверка деятельности ответчика, который организовал выжиг древесного угля с использованием углевыжигательных печей.
Постановлением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года Ремез Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Постановлением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года Ремез Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 11 ч. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 39 ч. 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 24 названного Закона, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Требования по установлению санитарно-защитной зоны и разработке соответствующего проекта установлено Федеральным законом РФ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ, которым предусматривается, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливается санитарно-защитная зона.
СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная, классификация предприятий, сооружений и иных объектов" определены условия, при которых осуществляется эксплуатация объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с п. п. 2.1, 2.2, 7.1.12 которых в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, автомобильные мойки от двух до пяти постов отнесены к объектам 4 класса опасности, для которого санитарно-защитная зона составляет 100 метров.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
При этом частью 7 статьи 15 названного Закона установлен запрет на выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
Согласно ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В результате эксплуатации печей при сжигании древесины происходит выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела: экспертным заключением № ... от ** ** ** г., экспертным заключением от ** ** ** г.
Осуществление деятельности подтверждено показаниями свидетелями, фотоматериалами, материалами дел об административных правонарушениях
Поскольку эксплуатация печей по выжигу древесного угля осуществляется ответчиком без получения необходимой документации по установлению фактической степени опасности выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на строительство, суд приходит к выводу о признании деятельность Ремез Д.С. незаконной и прекращению до устранения нарушений санитарного законодательства.
С учетом изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования.
Руководствуясь ст.194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Ремез Д.С..
Возложить на Ремез Д.С. обязанность по прекращению деятельности по эксплуатации углетомильных печей, расположенных по адресу: ..., до устранения нарушений норм санитарного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд.
Судья О.С. Некрасова.