№
№РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2024г. г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Дорохиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Воронцовой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Форт Нокс» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «Форт Нокс» о возложении обязанности на ООО « Форт Нокс» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несакционированное (захоронение) отходов производства и потребления на почве земельного участка.
Требования мотивированы тем, что Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - министерство) рассмотрено обращение сопредседателя ООД « Народный фронт « За Россию» Я, о наличии несанкционированной свалки отходов по ул. Рязанская г. Красноярска на земельном участке с кадастровым номером № В рамках обращения министерством проведено выездное обследование, в ходе которого установлено несанкционированное размещение (захоронение) твердных коммунальных отходов, отходов строительства и ремонта (мусор от сноса и разборки здания, несортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий) на почве земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу г. Красноярск ул. Рязанская. На указанной территории выявлено размещение (захоронение) отходов строительства и ремонта с целью выравнивания рельефа местности, произведены работы по уплотнению отходов и грунта. Местами, на уплотненном земельном участке, просматриваются отходы строительства и ремонта на поверхности распланированной площадки. Общая площадь несанкционированного размещения отходов строительства и ремонта составляет около 14000,0 кв. м. Объем отходов составляет около 10000,0 куб. м (определено визуально). Таким образом, на почве земельного участка с кадастровым номером № расположенного по ул. Рязанская г. Красноярска, установлено размещение (захоронение) отходов строительства и ремонта. Учитывая, что с помощью отходов от строительства и ремонта происходит выравнивание рельефа местности земельного участка с кадастровым номером № расположенного по ул. Рязанская г. Красноярска, произведены работы по уплотнению отходов и грунта, имеет место захоронение отходов, то есть их изоляция, не предполагающая дальнейшее их использование для производства товаров (продукции), выполнении работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500408:72 находится в аренде ООО «Форт Нокс» (ИНН 2400278862), категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение промышленных коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности (государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ №, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, в действиях ООО «Форт Нокс» выявлено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации. В связи с чем просит обязать ООО «Форт Нокс», ИНН 2400278862, 660013, <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированное размещение (захоронение) отходов производства и потребления на почве земельного участка с кадастровым номером № расположенного по ул. Рязанская г. Красноярска, в границах координат: №
В судебное заседание представитель истца Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Мазго А. Р (полномочия подтверждены), не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, на заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Форт Нокс» Жургенбаева М.В. (полномочия подтверждены доверенностью) не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, с заявленными исковыми требования не согласилась, указав, что ответчик в добровольном порядке осуществил меры по ликвидации свалки, однако зафиксировать данный факт не представляется возможным.
Представители третьих лиц не заявляющее самостоятельных исковых требований Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в настоящем Федеральном законе используются, в том числе следующие понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Частью 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади в недра и на почву.
Частью 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно требованиям части 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ запрещается.
Согласно части 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно требованиям части 2 статьи 12 Закона № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Закона № 89-ФЗ требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно приказу Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации, не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно сведениям с официального сайта сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (https://uoit.fsrpn.ru/groro) земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500408:72 не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно части 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Положение о министерстве утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п (далее — Положение). Согласно пункту 2.1 Положения министерство осуществляет обеспечение создания условий, направленных на охрану, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, удовлетворение потребности края в природных ресурсах.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения министерство осуществляет обеспечение рационального природопользования, в том числе восстановление возобновляемых природных ресурсов, полного и многократного использования отходов производства и потребления.
Пункт 2.5 Положения предусматривает, что министерство осуществляет обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах, в областях охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 19.06.2023г. №, проведено выездное обследование в рамках подтверждения достоверности поступивших сведений о причинении вреда ( ущерба) либо об угрозе причинения вреда ( ущерба) охраняемым законом ценностям по обращению сопредседателя ООД «Народный фронт» Я от 25.05.2023г. вх. №, а также поступившего из Красноярской природоохранной прокуратуры от 13.06.2023г. вх. № 77-695ог.
Согласно акту выездного обследования от 19.06.2023г. установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500408:72, расположенного по ул. Рязанская г. Красноярска, выявлено несанкционированное размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов, отходов строительства и ремонта (мусор от сноса и разборки зданий не сортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий и пр). Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500408:72, огорожен забором, въезд на территорию ограничен, заблокирован бетонными плитами. На указанной территории выявлено размещение (захоронение) отходов строительства и ремонта с целью выравнивания рельефа местности, произведены работы по уплотнению отходов и грунта. Местами, на уплотненном земельном участке, просматриваются отходы строительства и ремонта на поверхности распилированной площадке. Учитывая, что с помощью отходов от строительства происходит выравнивание рельефа местности земельного участка, произведены работы по уплотнению отходов и грунта, имеет место захоронение отходов, то есть их изоляция, не предполагающая дальнейшее их использование для производства товаров (продукции), выполнение работ, оказание услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерации), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается, Сброс отходов производства и потребления в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно протокола осмотра от 19.06.2023г., составленного главным специалистом – государственным инспектором отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО5, при проведении выездного обследования на основании задания на проведение контрольного ( надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролирующим лицом от 19.06.2023г. №, проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500408:72, расположенного по ул. Рязанская г. Красноярска, где на указанной территории выявлен факт несанкционированного размещения (захоронение) отходов строительства и ремонта (мусор от сноса и разборки зданий не сортированный, лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий и пр) к протоколу осмотра приложена, план- схема и фототаблица.
Проведены замеры географических координат крайних точек несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, отходов строительства и ремонта, отходов разборки и сноса зданий с помощью GPS/ГЛОНАСС навигатора Garmin GPS Map 64 (сертификат о калибровке № Общая площадь несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, отходов строительства и ремонта, отходов разборки и сноса зданий составляет около 14000,0 кв. м. Объем отходов составляет около 10000,0 куб. м (определено визуально).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500408:72 находится в аренде ООО «Форт Нокс» (ИНН 2460027862), категория земель: категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение промышленных коммунальных и складских объектов IV-V классов вредности (государственная регистрация от 30.11.2015 № 24-24/001-24/001/020/2015-7776/1, договор аренды земельного участка от 09.11.2015 № 1688 срок действия до 19.10.1964 г.).
Таким образом, судом установлено, что в действиях ООО «Форт Нокс» выявлено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированного размещения (захоронения) отходов, расположенного на территории земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500408:72, возлагается на собственника/ арендатора земельного участка.
При этом суд не может согласиться с доводы ответчика о том, что нарушение природоохранного законодательства были устранены, поскольку согласно акта от 29.11.2023г. составленного главным специалистом – государственным инспектором отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края А совместно с представителем ООО «Форт Нокс» на момент осмотра в части земельного участка установлено наличие строительных отходов (лом бетонных изделий), а также большое количество снежного покрова, что не позволяет установить факт ликвидации несанкционированной свалки строительных отходов на земельном участке, договоры на вывоз строительных отходов со специализированной организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию, размещению. отходов IV-V классов опасности, а также акты выполненных работ стороной ответчика не представлены.
Оценивая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком доказательств в опровержение доводов истца не представлено, учитывая, что вследствие не осуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред, суд приходит к выводу, что нарушение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами нашли свое подтверждение в судебном заседании, а потому требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Форт Нокс» о возложении обязанности подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Взысканная сумма зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края было освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за подачу искового заявления неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета, в связи с чем, с ответчика ООО «Форт Нокс», по правилам подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «Форт Нокс» о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить обязанность на «Форт Нокс» ИНН 2400278862, индекс 660013 <адрес> в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированное размещение (захоронение) отходов производства и потребления на почве земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500408:72, расположенного по ул. Рязанская г. Красноярска, в границах координат: №
Взыскать с ООО «Форт Нокс» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Дорохина