Судья первой инстанции Авдеев К.В. №22-3987/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 декабря 2018 года г. Иркутск
Суд апелляционной инстанции Иркутского областного суда в составе председательствующего Батановой Е.В.,
при секретаре Мархееве А.М.,
с участием прокурора Жертаковой В.А.,
обвиняемого ФИО-1., посредством использования системы видеоконференц-связи,
защитника обвиняемого ФИО-1. - адвоката Шангина А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал судебного производства по апелляционной жалобе защитника обвиняемого ФИО-1 - адвоката Шангина А.Ю. на постановление Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 декабря 2018 года, которым продлён срок содержания под стражей
ФИО-1, <данные изъяты> ранее не судимому, обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 6 ст. 327.1 УК РФ, п. «а» ч. 6 ст. 171.1 УК РФ,
на 2 месяца 22 суток, а всего до 9 месяцев 23 суток, то есть до 9 марта 2019 года.
Заслушав обвиняемого ФИО-1 и его защитника адвоката Шангина А.Ю., поддержавших изложенные в апелляционной жалобе доводы, прокурора Жертаковой В.А., возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
в производстве старшего следователя отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО-2. находится уголовное дело № <Номер изъят> возбужденное 31 июля 2017 года следователем СО-8 по расследованию преступлений на территории Ленинского района г. Иркутска, обслуживаемой ОП-8 СУ МУ МВД России «Иркутское» в отношении неустановленного лица, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 327.1 УК РФ.
Кроме того, 30 мая 2018 года следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области возбуждено уголовное дело № <Номер изъят> в отношении ФИО-1, ФИО-3, ФИО-4, ФИО-5, ФИО-6 и неустановленных лиц, по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 6 ст. 171.1 УК РФ.
Кроме того, 31 июля 2018 года следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области возбуждено уголовное дело № <Номер изъят> в отношении неустановленного лица, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 327.1 УК РФ.
Кроме того, 28 сентября 2018 года следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области возбуждено уголовное дело № <Номер изъят> в отношении ФИО-1, ФИО-3 и неустановленных лиц, по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 171.3 УК РФ.
Кроме того, 28 сентября 2018 года следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области возбуждено уголовное дело № <Номер изъят> в отношении ФИО-1, ФИО-3 и неустановленных лиц, по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 4 ст. 180 УК РФ.
В ходе предварительного расследования уголовные дела №№ <Номер изъят>, <Номер изъят>, <Номер изъят>, <Номер изъят>, <Номер изъят> соединены в одно производство и присвоен общий № <Номер изъят>.
Проведенным расследованием по уголовному делу установлена причастность к совершению указанных преступлений ФИО-1., Дата изъята года рождения, который был задержан 15 мая 2018 года в порядке ст.91 УПК РФ.
17 мая 2018 года Октябрьским районным судом г. Иркутска в отношении подозреваемого ФИО-1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
23 мая 2018 года ФИО-1 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 6 ст. 327.1 УК РФ.
13 июня 2018 года ФИО-1 предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 6 ст.327.1 и п. «а» ч. 6 ст. 171.1 УК РФ.
10 июля 2018 года, 11 октября 2018 года Октябрьским районным судом г. Иркутска срок содержания под стражей обвиняемому ФИО-1 продлен до 14 декабря 2018 года.
4 декабря 2018 года срок предварительного следствия по уголовному делу продлен руководителем следственного органа - начальником ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО-7 до 12 месяцев 00 суток, то есть до 9 марта 2019 года.
Старший следователь отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО-2 с согласия руководителя обратилась в суд с ходатайством о продлении обвиняемому Коростелеву И.Н. срока содержания под стражей на 2 месяца 23 суток, а всего до 9 месяцев 23 суток, то есть по 9 марта 2019 года.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 декабря 2018 года продлен срок содержания под стражей обвиняемому ФИО-1 на 2 месяца 22 суток, а всего до 9 месяцев 23 суток, то есть до 9 марта 2019 года.
В апелляционной жалобе защитник обвиняемого ФИО-1 адвокат Шангин А.Ю. выражает несогласие с постановлением суда, считает его незаконным и необоснованным.
Не согласен с выводом суда о том, что ФИО-1., находясь вне изоляции от общества, продолжит заниматься преступной деятельностью, а также уничтожит доказательства, учитывая то, что все вещественные доказательства изъяты, осмотрены и приобщены к материалам дела.
Основания продления срока содержания под стражей не изменились и уже были предметом рассмотрения в Октябрьском районном суде г. Иркутска, при этом органы предварительного следствия вновь на них ссылаются, что свидетельствует о неэффективности проведения расследования.
Суд соглашается с доводами следствия о том, что обвиняемый, находясь на свободе, может скрыться от органов следствия и мотивирует это только тяжестью предъявленного обвинения, не учитывая при этом наличие у обвиняемого устойчивых социальных связей с семьей, которая проживает в <адрес изъят> и <адрес изъят>.
Просит изменить ФИО-1 меру пресечения на домашний арест либо на запрет определенных действий.
В возражениях на апелляционную жалобу адвоката Шангина А.Ю. помощник прокурора Супонькина А.Н. полагает постановление суда законным, обоснованным и мотивированным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции обвиняемый ФИО-1 и его защитник адвокат Шангин А.Ю. поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просили их удовлетворить.
Прокурор Жертакова В.А. по доводам апелляционной жалобы возражала, просила постановление суда оставить без изменения.
Изучив материал судебного производства, выслушав мнения сторон, проверив изложенные в апелляционной жалобе доводы, возражения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении обвиняемых в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
Согласно ст. 109 УПК РФ, содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.
При этом положения ч. 2 ст. 109 УПК РФ предусматривают возможность продления срока содержания лица под стражей свыше 6 месяцев в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ, иного приравненного к нему руководителя следственного органа, до 12 месяцев.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление суда должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Данные требования закона при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Решение о продлении Коростелеву И.Н. срока содержания под стражей принято судом в соответствии с положениями ст. ст. 97, 99, 108, 109 и 110 УПК РФ, со ссылкой на конкретные факты и обстоятельства, подтвержденные достоверными сведениями.
Выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения ходатайства следователя и продлении срока содержания обвиняемого под стражей суд апелляционной инстанции находит обоснованными.
Срок предварительного следствия по уголовному делу продлён уполномоченным на это должностным лицом.
Ходатайство о продлении срока содержания обвиняемому ФИО-1 под стражей возбуждено следователем в рамках расследования уголовного дела, в пределах его компетенции с согласия уполномоченного должностного лица и отвечает требованиям, предусмотренным ст. 109 УПК РФ.
Материалы, представленные следователем в обоснование ходатайства о продлении срока содержания обвиняемому ФИО-1 под стражей, являются достаточными для его разрешения судом, в том числе для того, чтобы сделать вывод об обоснованности подозрения его в причастности к инкриминируемым преступлениям. Каких-либо оснований не доверять сведениям, содержащимся в представленных следователем материалах, не имеется.
Проверив обоснованность ходатайства следователя, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для изменения ранее избранной в отношении обвиняемого ФИО-1 меры пресечения и необходимости продления срока содержания его под стражей до 9 месяцев 23 суток, который основан на объективных данных и соответствует требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований с данным выводом не согласиться.
Суд оценил обстоятельства, послужившие основанием для избрания в отношении ФИО-1 меры пресечения в виде заключения под стражу. Выводы суда о том, что на момент рассмотрения ходатайства следователя о продлении срока содержания данного обвиняемого под стражей указанные обстоятельства не изменились и не отпали, являются обоснованными и не вызывают сомнений у суда апелляционной инстанции.
Судом были исследованы причины, по которым органу предварительного расследования не представилось возможным окончить производство по данному уголовному делу, который пришёл к выводу о том, что продление срока содержания под стражей вызвано объективными причинами, а именно необходимостью проведения по делу необходимых следственных и процессуальных действий, направленных на сбор доказательств. В частности, необходимо приобщить заключение судебной экспертизы товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, окончание производства которой запланировано не ранее 14.12.2018; ознакомить всех заинтересованных лиц с ее заключением; по материалам оперативно-розыскной деятельности дополнительно допросить в качестве обвиняемых ФИО-4., ФИО-5, ФИО-6., в качестве подозреваемых ФИО-1., ФИО-8., с учетом полученных результатов провести дополнительные следственные и процессуальные действия, направленные на установление истины по уголовному делу, после чего, с учетом добытых доказательств, предъявить фигурантам обвинение в полном объеме.
Судом также учтено, что дело представляет особую сложность в его расследовании, в связи с большим объемом следственных действий, носит многоэпизодный характер преступлений, преступления совершены группой лиц в разные периоды времени, на территории разных районов Иркутской области
Учитывая изложенное, и данные о личности ФИО-1., который <данные изъяты>, ранее не судимый, суд обоснованно согласился с доводами следователя о том, что находясь свободе, ФИО-1 под тяжестью предъявленного обвинения, может скрыться от органов следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, уничтожить доказательства по уголовному делу, чем воспрепятствовать производству по уголовному делу, в связи с чем, не усмотрел оснований для изменения ему меры пресечения на иную, не связанную с содержанием под стражей.
Обоснованность данного вывода также не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что расследование дела и содержание обвиняемого ФИО-1. под стражей осуществляется в предусмотренные нормами уголовно-процессуального закона сроки.
Вывод суда о невозможности избрания в отношении обвиняемого ФИО-1 иной меры пресечения, в том числе в виде домашнего ареста и запрета определенных действий, также были предметом исследования в заседании суда первой инстанции и, вопреки доводам жалобы, обоснованно отвергнуты в постановлении с приведением убедительных мотивов принятого решения, с чем соглашается суд апелляционной инстанции и также не усматривает оснований для изменения меры пресечения на иную, не связанную с заключением под стражу.
В постановлении изложены мотивы и конкретные обстоятельства, по которым суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований предусмотренных ст. 97 УПК РФ для продления срока содержания под стражей, с чем соглашается и апелляционная инстанция.
Принимая решение по ходатайству следователя, суд строго руководствовался требованиями уголовно-процессуального закона. В постановлении дана должная оценка доводам сторон, выводы суда о необходимости продления ФИО-1 срока содержания под стражей и невозможности изменения ему меры пресечения должным образом мотивированы и, вопреки доводам жалобы основаны на объективных обстоятельствах дела, каких-либо домыслов и предположений не содержат. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности суда первой инстанции не имеется.
Вопреки доводам жалобы, суд, продлевая срок содержания под стражей ФИО-1., располагал данными о его личности в полном объеме, включая наличие у обвиняемого устойчивых социальных связей с семьей, однако пришел к правильному выводу о необходимости избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, поскольку данные сведения не влияют на существо принятого решения и не влекут его отмену.
Доводы жалобы о невозможности уничтожения доказательств по делу ФИО-1. в виду их изъятия и приобщения к материалам уголовного дела, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку производство по уголовному делу в настоящее время не окончено и приобщенные к материалам уголовного дела вещественные доказательства не являются исчерпывающими.
Вопреки доводам жалобы о неэффективности ведения расследования по уголовному делу, судом не было установлено признаков волокиты или неэффективной организации предварительного следствия. Не усматривает таковых и суд апелляционной инстанции и отмечает, что все доводы стороны защиты были предметом исследования в суде первой инстанции и получили оценку в постановлении, которую суд апелляционной инстанции считает убедительной.
Каких-либо данных, свидетельствующих о наличии у ФИО-1 заболеваний, входящих в утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года № 3 «Перечень тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», суду первой инстанции представлено не было, не поступило таковых и в суд апелляционной инстанции.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену постановления суда в части меры пресечения в отношении ФИО-1 не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 38920, 38928, 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░-1 ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 47.1 ░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░