Судья Разина О.С. Дело № 33-4988/2022 (№2-1084/2023)
УИД 86RS0004-01-2021-006986-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего судьи Мочегаева Н.П.,
судей Евтодеевой А.В., Ишимова А.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Бессарабовым Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фролова Олега Владимировича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о восстановлении срока для применения переходных положений закона в целях рассмотрения документов для назначения на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации, возложении обязанности направления документов для разрешения вопроса о назначении на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2023.
Заслушав доклад судьи Евтодеевой А.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Орлова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Фролова О.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фролов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФССП России по ХМАО-Югре) о восстановлении нарушенного права на переход в органы принудительного исполнения.
В обоснование требований указывал, что с 22.06.2009 по 18.12.2019 проходил государственную гражданскую службу в УФССП России по ХМАО-Югре в различных должностях, с 13.07.2015 занимал должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Сургуту. На основании приказа УФССП России по ХМАО-Югре от 18.12.2019 № 1426-к он был уволен с федеральной государственной гражданской службы на основании пункта 11 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.10.2020 увольнение признано незаконным, он восстановлен в ранее занимаемой должности. В период рассмотрения в суде гражданского дела о восстановлении на службе 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому предусмотрено отнесение службы в Федеральной службе судебных приставов к государственной службе нового вида - государственная служба в органах принудительного исполнения. Также предусмотрен упрощенный (льготный) порядок перехода на службу в органы принудительного исполнения. В установленный законом срок по причине незаконного увольнения он был лишен возможности подать заявление и поступить на службу в органы принудительного исполнения. Полагал, что в связи с восстановлением на службе у него возникло право на переход в органы принудительного исполнения в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также указывал, что после восстановления на службе в отдел кадров УФССП России по ХМАО-Югре им был подан пакет документов и заявление о желании продолжить службу в органах принудительного исполнения, по результатам рассмотрения которого ему было предложено предоставить иное заявление по форме о приеме на службу для вновь поступающих. Данные действия ответчика истец считал незаконными, так как он является не вновь поступающим на службу, а действующим гражданским служащим.
Просил суд признать за истцом право на переход в органы принудительного исполнения в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на должности вакантные на момент возникновения права на 01.01.2020.
В возражениях на исковое заявление УФССП России по ХМАО-Югре с исковыми требованиями не согласилось и указало, что в целях реализации Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФССП России издан приказ от 01.01.2020 № 74 «Об утверждении и введении в действие структуры штатного расписания УФССП России по ХМАО-Югре», согласно которому 01.05.2020 должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Сургуту сокращена и 11.11.2020 истец уведомлен о сокращении замещаемой им должности и ему предложены имеющиеся вакантные должности. На основании заявления истца от 23.11.2020 он принят на должность заместителя начальника отдела правового обеспечения с заключением служебного контракта от 23.11.2020 № 67. Ответчик полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку мероприятия перехода ФССП на иной вид государственной службы и на основании распоряжения Директора ФССП от03.07.2020 № 46-р, оперативный штаб Управления 20.07.2020 упразднен. Кроме того, частью 3 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен предельный срок, установленный для назначения государственных гражданских служащих службы судебных приставов, успешно прошедшие предусмотренные законом процедуры на должности органа принудительного исполнения, который в настоящее время истек. Ответчик полагал, что к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы права, существовавшие на момент обращения истца в УФССП России по ХМАО-Югре с заявлением о принятии на службу в органы принудительного исполнения, поскольку на указанную дату переходный период в службу судебных приставов завершен, возможность его продления или возобновления законом не предусмотрена, положения статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не применимы. Предусмотренное статьей 14 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право истца на поступление на службу в органы принудительного исполнения не утрачено, однако не реализовано истцом по независящим от Управления причинам.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2022 исковые требования Фролова О.В. удовлетворены. За Фроловым О.В. признано право на переход в органы принудительного исполнения в порядке, предусмотренном статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на вакантную по состоянию на 01.01.2020 должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сургуту ХМАО-Югры, утвержденную приказом Федеральной службы судебных приставов России от (дата) (номер), на момент возникновения права, равнозначную ранее замещаемой должности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.05.2022, решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2022 изменено, из резолютивной части решения исключено указание на город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В остальной части решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.10.2022 решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.05.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции Фролов О.В. исковые требования изменил, просил суд восстановить срок для применения переходных положений, предусмотренный статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях рассмотрения документов для назначения на должность в органах принудительного исполнения в Российской Федерации и возложить на УФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанность направить в ФССП России для разрешения вопроса о его назначении на должность начальника отделения судебных приставов по г. Сургуту УФССП по ХМАО-Югре, а в случае отсутствия вакантной должности начальника отделения судебных приставов по г. Сургуту УФССП по ХМАО-Югре - на аналогичную должность УФССП России по ХМАО-Югре, вакантную на момент вступления решения суда в законную силу: заявление о изъявлении желании поступить на службу в органы принудительного исполнения; результаты проверки достоверности сообщенных гражданином сведений: о наличии (отсутствии) судимости, о привлечении к уголовной и административной ответственности, о проверке сведений, препятствующих поступлению гражданина в органы принудительного исполнения Российской Федерации, сведения о проверки подлинности диплома; результаты химико-токсикологических исследований; результаты проверки уровня физической подготовки; результаты медицинского освидетельствования (обследования); результаты профессионального психологического отбора; перечисленные документы направить в течение 30 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2023 исковые требования Фролова О.В. к УФССП России по ХМАО-Югре удовлетворены частично. Восстановлен срок для применения переходных положений, предусмотренный статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях рассмотрения документов Фролова О.В. для назначения на должность в органах принудительного исполнения в Российской Федерации; на УФССП России по ХМАО-Югре возложена обязанность осуществить комплекс действий на I и II этапах переходного периода согласно разработанному алгоритму действий (за исключением пункта 44 алгоритма действий II этапа), в течение трех месяцев десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в том числе направить в ФССП России подготовленные в рамках комплекса действий заявление об изъявлении желания Фролова О.В. поступить на службу в органы принудительного исполнения на вакантную должность начальника отделения судебных приставов УФССП России по ХМАО-Югре, согласно штатному расписанию, актуальному на период с течение 20 календарных дней, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В апелляционной жалобе УФССП России по ХМАО-Югре просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Фролова О.В. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд, удовлетворяя требования Фролова О.В. принял решение за пределами своих полномочий, поскольку продление срока действия статьи 92 Федерального закона о 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормами права не предусмотрено. Считает, что продление срока переходного периода, предусмотренного частью 3 статьи 92 указанного Федерального закона по сути сводится к решению вопроса об осуществлении нормативно-правового регулирования, что не отнесено к компетенции суда. Обращает внимание на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам ответчика, изложенным в письменном возражении и озвученным в судебном заседании, в связи с чем, нарушен принцип состязательности сторон.
Представитель ответчика Орлов И.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Истец Фролов О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что с заявлением о назначении на должность на службу в органы принудительного исполнения на вакантную должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сургуту ХМАО-Югры к ответчику не обращался, профессиональный психологический отбор и медицинское обследование не проходил.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, а также с учетом указаний суда кассационной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и судом установлено, что истец Фролов О.В. с 22.06.2009 проходил федеральную государственную гражданскую службу в должности заместителя начальника отдела - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по городу Лянтору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
На основании приказа УФССП по ХМАО-Югре от 13.07.2015 № 1341-к Фролов О.В. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Приказом УФССП по ХМАО-Югре от 18.12.2019 № 1426-к Фролов О.В. уволен с федеральной государственной гражданской службы на основании пункта 11 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.10.2020, с учетом определения суда об исправлении описки от 03.09.2021, приказ УФССП по ХМАО-Югре от 18.12.2019 № 1426-к признан незаконным, Фролов О.В. восстановлен на работе в должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 23.10.2020.
На основании приказа УФССП по ХМАО-Югре от 26.10.2020 Фролов О.В. восстановлен в должности государственного гражданского служащего начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В период рассмотрения в суде указанного гражданского дела, с 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
01.01.2020 Федеральной службой судебных приставов утверждено новое штатное расписание, которое вступило в действие с 01.05.2020. Ранее действовавшие должности государственной гражданской службы, в том числе и занимаемая истцом должность, сокращены.
11.12.2020 и 10.03.2021 Фроловым О.В. на имя директора ФССП (ФИО)6 написаны заявления об изъявлении желания поступления на службу в органы принудительного исполнения на должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Покачи ХМАО-Югры и начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Мегиону ХМАО-Югры с приложенным пакетом документов.
По результатам рассмотрения заявления УФССП России по ХМАО-Югре 02.04.2021 в адрес Фролова О.В. направлено письмо о представлении заявления по приложенной форме.
С иными заявлениями о приеме на службу в органы принудительного исполнения Фролов О.В. не обращался.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Фролова О.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.10.2019 N 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к выводу о том, что в связи с незаконностью произведенного увольнения УФССП России по ХМАО-Югре нарушены права Фролова О.В. на упрощенный порядок в органы принудительного исполнения в связи с невозможность подачи заявления о назначении на должность в органы принудительного исполнения. Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о предоставлении Фролову О.В. возможности реализовать свое право на поступление на службу в органы принудительного исполнения в рамках реализуемой ответчиком процедуры сокращения должности гражданской службы в государственном органе в связи с переходом на новый вид службы и восстановлении срока для применения переходных положений, предусмотренного статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также в связи с нарушением прав истца, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности осуществить комплекс действий на I и II этапах переходного периода согласно разработанному алгоритму действий (за исключением пункта 44 алгоритма действий II этапа), поскольку они по своему смыслу и содержанию дублируют требования истца.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у истца права на поступления в службу органов принудительного исполнения в порядке, установленном статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принципами службы в органах принудительного исполнения являются: единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах принудительного исполнения; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника; взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах принудительного исполнения и социальных гарантий сотрудника.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должности в органах принудительного исполнения учреждаются в целях реализации полномочий органов принудительного исполнения.
В число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности. Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности. Квалификационные требования к стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения, устанавливаются: Президентом Российской Федерации - в отношении должностей высшего начальствующего состава; руководителем федерального органа принудительного исполнения - в отношении должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения. Порядок прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, поступающими на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудниками и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации. В отношении отдельных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа принудительного исполнения могут устанавливаться квалификационные требования к уровню физической подготовки (статья 9 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения.
Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя (часть 3 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения. Порядок прохождения медицинского освидетельствования и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1891 утверждены Правила медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих федеральной службы судебных приставов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Исходя из изложенных норм права следует, что гражданский служащий вправе поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации после прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования, при этом перечень оснований для отказа в принятии на службу, установленный частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку после восстановления на работе Фролов О.В. выразил желание проходить службу в органах принудительного исполнения, однако не смог реализовать его в связи с окончанием срока действия принятия кадровых решений, который был ограничен 30.06.2020, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на истца распространяются действия переходных положений, установленных статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и он вправе поступить на службу в органы принудительного исполнения в упрощенном порядке.
Доводы ответчика о том, что к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы права, существовавшие на момент обращения истца в УФССП России по ХМАО-Югре с заявлением о принятии на службу в органы принудительного исполнения, в связи с тем, что на указанную дату переходный период в службу судебных приставов завершен, возможность его продления или возобновления законом не предусмотрена, положения статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не применимы, отклоняются судебной коллегией, поскольку истец, будучи восстановленным на работе после окончания срока действиях переходных положений закона, не может быть поставлен в неравные права с теми сотрудниками, которые на момент вступления в силу указанного Федерального закона проходили службу в УФССП по ХМАО-Югре.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что принятие судом первой инстанции решения об удовлетворении исковых требований о восстановлении Фролову О.В. срока для применения переходных положений, предусмотренный статьей 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях рассмотрения его документов для назначения на должность в органах принудительного исполнения в Российской Федерации не основано на законе, поскольку данный Федеральный закон не содержит положений о возможности продления таких сроков.
Кроме того, судебная коллегия считает, что возлагая на УФССП России по ХМАО-Югре обязанность осуществить комплекс действий на I и II этапах переходного периода согласно разработанному алгоритму действий (за исключением пункта 44 алгоритма действий II этапа), в течение трех месяцев десяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в том числе направить в ФССП России подготовленные в рамках комплекса действий заявление об изъявлении желания Фролова О.В. поступить на службу в органы принудительного исполнения на вакантную должность начальника отделения судебных приставов УФССП России по ХМАО-Югре, согласно штатному расписанию, актуальному на период с течение 20 календарных дней, со дня вступления настоящего решения в законную силу суд первой инстанции фактически предрешил результаты прохождения истцом профессионального психологического отбора, медицинского освидетельствования и всех проверочных мероприятий, тогда как из материалов дела следует, что ни один из критериев отбора, необходимого для поступления на службу в органы принудительного, Фроловым О.В. до настоящего времени не пройден.
Доказательств чинения ответчиком препятствий в поступлении на службу в органы принудительного исполнения, в том числе, в порядке статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истцом не представлено и материалы дела не содержат.
Судебная коллегия отмечает, что Фролов О.В. по сути не реализовал свое право назначения на должность в органах принудительного исполнения на основании части 2 статьи 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку с соответствующим заявлением о приеме на службу в начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сургуту ХМАО-Югры не обращался.
Доводы истца о том, результат рассмотрения данного заявления будет идентичный результату рассмотрения заявлений о назначении на должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Покачи ХМАО-Югры и начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Мегиону ХМАО-Югры судебной коллегией не принимаются, поскольку доказательствами по делу не подтверждены.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств обращения истца в УФССП по ХМАО-Югре о выдаче направления для прохождения профессионального психологического отбора и отказа ответчика в его выдаче.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с тем, что решение о частичном удовлетворении исковых требований принято судом первой инстанции без учета изложенных выше обстоятельств, судебная коллегия на основании статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об отмене решения суда и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Фролова О.В. к УФССП России по ХМАО-Юрге о восстановлении срока для применения переходных положений закона Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях рассмотрения документов для назначения на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации и возложении на УФССП по России по ХМАО-Югре обязанности направления документов Фролова О.В. для разрешения вопроса о назначении на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2023 отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Фролова Олега Владимировича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о восстановлении срока для применения переходных положений закона в целях рассмотрения документов для назначения на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации, возложении обязанности направления документов для разрешения вопроса о назначении на должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.07.2023.
Председательствующий Мочегаев Н.П.
Судьи коллегии Евтодеева А.В.
Ишимов А.А.