СудьяСперанская Е.А. Дело№33а-1181/2021
(УИД 37RS0015-01-2020-002454-50)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2021года г.Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,
судей Егоровой Е.Г., Запятовой Н.А.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Е.Г., дело по апелляционной жалобе Ларина Евгения Юрьевича на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 9 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ивановской области к Ларину Евгению Юрьевичу о взыскании налогов,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Ивановской области (далее – Инспекция) обратилась с административным иском к Ларину Е.Ю., в котором с учетом уточнения исковых требований просила взыскать с административного ответчика земельный налог за 2018 год в размере 24 819 рублей и пени в размере 93,12 рублей, начисленные за период с 03.12.2019 года по 18.12.2019 год.
Требования мотивированы тем, что 16.06.2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Ивановского судебного района в Ивановской области вынесен судебный приказ по административному делу № № о взыскании с Ларина Е.Ю. задолженности по налогам и пени в размере 27151,12 рублей. Судебный приказ был отменен 02.07.2020 года определением мирового судьи судебного участка № 4 Ивановского судебного района в Ивановской области. Ларин Е.Ю. как владелец земельных участков на территории Ивановской области обязан уплачивать земельный налог. Вместе с тем указанную обязанность по уплате земельного налога за 2018 год на основании направленного в его адрес налогового уведомления в установленный законом срок административный ответчик не исполнил.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 9 февраля 2021 года административные исковые требования удовлетворены; с Ларина Е.Ю. взыскана недоимка по земельному налогу за 2018 год в размере 24819 рублей, пени в размере 93,12 рублей за период с 03.12.2019 года по 18.12.2019 года, всего взыскано 24912,12 рублей.
С решением суда Ларин Е.Ю. не согласился, в апелляционной жалобе просил решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Ларин Е.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца МИФНС России №6 по Ивановской области по доверенности ФИО9 возражала по доводам апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Выслушав стороны, проверив административное дело в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового Кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Статьей 394 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ларин Е.Ю. является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 147736 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: <адрес>
- земельного участка с кадастровым номером 37:09:030816:139 площадью 144282 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Ивановская область, Лежневский район, 0,9 км восточнее д. Волотово;
- земельного участка с кадастровым номером № площадью 1728 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Ивановская область, <адрес>
Кроме того, с ноября 2014 года Ларину Е.Ю. на праве собственности принадлежат 28761901 / 160209173 доли (46 паев по 7,3 га каждый) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: <адрес> ЗАО Агрофирма «Растилково», что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Для уплаты земельного налога за 2018 год за указанные земельные участки в адрес Ларина Е.Ю. административным истцом направлялось налоговое уведомление № № от 26.09. 2019 года на сумму 27058 рублей (срок уплаты до 02.12.2019 года).
Обязанность по уплате земельного налога Лариным Е.Ю. не исполнена, на задолженность по налогу начислены пени, административному ответчику направлено требование № № об уплате налога и пени в срок до 21.01.2020 года.
Административным ответчиком в добровольном порядке требование не исполнено, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Ивановского судебного района в Ивановской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогу.
16.06.2020 года был вынесен судебный приказ о взыскании с
Ларина Е.Ю. задолженности по налогу и пени.
Определением мирового судьи от 02.07.2020 года данный судебный приказ был отменен.
01.10.2020 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Ивановской области обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу и пени.
12.01.2021 года ответчиком оплачена задолженность в сумме 2239 рублей, административный истец уменьшил заявленные требования на указанную сумму.
Удовлетворяя иск о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом соблюдены процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, порядок и сроки обращения в суд, размер задолженности по земельному налогу и пени является правильным и административным ответчиком не оспорен.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на обстоятельствах административного дела, подтвержденных представленными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ. Судом при разрешении заявленных требований правильно применены нормы материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате земельного налога в связи с тем, что он является собственником доли в праве собственности на земельный участок, а не собственником земельного участка, его земельная доля не выделена основан на неправильном толковании норм закона.
Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон об обороте) было введено унифицированное понятие земельной доли.
Согласно статье 15 Федерального закона N 101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Определение размеров долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Законом об обороте (статья 13 Федерального закона N 101-ФЗ).
Исходя из вышеприведенных положений Закона, земельная доля - это доля в праве общей собственности на участок, права на которую возникли при приватизации сельхозугодий до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. При этом, это доля в праве общей собственности на любые участки из земель сельхозначения, предназначенные для сельскохозяйственного использования, независимо от того произведен ли в результате приватизации выдел участка из первоначальных земель сельхозпредприятия.
Следовательно, Ларин Е.Ю. как собственник доли в праве общей долевой собственности на земельный участок земель сельхозначения, обоснованно признан плательщиком земельного налога.
Вопреки доводам апеллянта, предусмотренная статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы не может быть поставлена в зависимость от реализации участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права выдела земельного участка в счет своей земельной доли. Иное противоречило бы принципам всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57).
Налог рассчитан административному ответчику в отношении объекта налогообложения, принадлежащего ему на праве собственности и указанного в Едином государственном реестре недвижимости. Предусмотренных законом (статьями 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации) оснований для освобождения ответчика от уплаты земельного налога не имеется.
Довод апеллянта о несогласии с кадастровой стоимостью земельного участка, примененной Инспекцией при исчислении ему земельного налога, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Кадастровая стоимость земельного участка истцом была определена согласно представленным сведениям Росреестра, земельный налог рассчитан налоговым органом в соответствии с требованиями пункта 1 ст.390 и пункта 1 ст.392 НК РФ. Доказательств иной стоимости земельного участка в спорный период суду не представлено.
По существу доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены на несогласие с выводами суда, но их не опровергают, а потому не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения, перечисленных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского районного суда Ивановской области от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ларина Евгения Юрьевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г. Москва) в течение 6 месяцев со дня принятия.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Егорова Е.Г.
Запятова Н.А.