Решение по делу № 33-8643/2021 от 17.05.2021

УИД 66RS0048-01-2020-002721-28 дело № 2-137/2021 (33-8643/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 15.06.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В., Зоновой А.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонного) к Смирнову Юрию Петровичу о взыскании суммы ежемесячной денежной выплаты излишне выплаченной пенсионеру

и по исковому заявлению Смирнова Юрия Петровича к Территориальному отраслевом исполнительному органу государственной власти - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5, Государственному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонному), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, о признании права на получение денежной выплаты, выплате задолженности

по апелляционной жалобе ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 01.03.2021.

Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 Зиновьевой О.В. (по доверенности от 11.01.2021), поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя ответчика МЧС России Антошиной Н.А. (по доверенности от 12.01.2021), полагавшей решение суда законным, представителя Смирнова Ю.П. Тахматзиду О.В. (по доверенности от 11.09.2020), возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Государственное учреждение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде Свердловской области (межрайонное), далее по тексту - УПФ, обратилось с иском к Смирнову Ю.П. о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда. В обоснование иска УПФ указало, что Смирнов Ю.П. с 01.01.2005 являлся получателем ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту – ЕДВ) по категории «ликвидаторы 1986-1987» по Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», кроме того, на основании ст. 27.1 названного закона с 23.07.2007 ежемесячная денежная выплата назначена дочери Смирнова Ю.П. - С.С.Ю. 07.08.2006 года рождения. Смирнов Ю.П. состоял на учете как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 года по 31.12.2006, ему было выдано удостоверение союзного образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А № 083215 от 26.04.1994, на основании этого удостоверения производились выплаты. 13.09.2018 из Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ревде в УПФ поступили сведения о том, что удостоверение А № 083215 участника ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданное Смирнову Ю.П., с 01.01.2007 является недействительным. При получении данной информации выплаты Смирнову Ю.П. и его дочери были прекращены. Ссылаясь на то, что Смирнов Ю.П. своевременно не уведомил УПФ об отсутствии у него права на получение выплат на себя и ребенка, из-за этого произошла излишняя выплата ежемесячной денежных сумм в общем размере 397415 руб. 18 коп., в том числе Смирнову Ю.П. – 267621 руб. 26 коп. (за период с 01.01.2007 по 31.08.2018), С.С.Ю. – 129 793 руб. 92 коп. (за период с 23.07.2007 по 31.08.2018), УПФ просило взыскать со Смирнова Ю.П. 397415 руб. 18 коп.

была направлена претензия, денежные средства в Пенсионный фонд не поступили.

Смирнов Ю.П. обратился с иском к Территориальному отраслевом исполнительному органу государственной власти - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 (далее по тексту – Управление), УПФ, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту – МЧС) о признании права на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, на получение денежной выплаты, выплате задолженности. В обоснование требований указал, что был призван на срочную службу, в период прохождения которой принимал участие в работах по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС с 27.05.1987 по 15.06.1987 при войсковой части 62008. Красноуфимским горвоенкоматом 21.05.1990 ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за № 1652, удостоверение было заменено 20.04.1994 на бессрочное, которое выдано Свердловским облвоенкоматом за № 083215. УПФ с 01.01.2005 была установлена ЕДВ. 01.09.2007 его дочери С.С,Ю. также была установлена ЕДВ как ребенку первого поколения, родившегося после радиоактивного облучения отца вследствие чернобыльской катастрофы. 18.09.2019 он обратился в Управление с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, 27.11.2019 в выдаче удостоверения отказано в связи с отсутствием справки, свидетельствующей об участии в работах в пределах зоны отчуждения, УПФ предложено вернуть выплаченную ЕДВ в размере 397415 руб. 18 коп. с 01.09.2018 УПФ не производит выплату ЕДВ на него и дочь. С учетом изложенного, Смирнов Ю.П. просил признать за ним право на получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признать за ним и его дочерью С.С,Ю. право на получение льгот, обязать УПФ возобновить ежемесячные денежные выплаты ему и дочери, причитающиеся в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать УПФ выплатить задолженность по ЕДВ с 01.09.2018.

Определением суда от 12.01.2021 оба гражданских дела по указанным искам объединены в одно производство.

Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 01.03.2021 исковые требования УПФ к Смирнову Ю.П. о взыскании суммы ЕДВ, излишне выплаченной пенсионеру, оставлены без удовлетворения; иск Смирнова Ю.П. удовлетворен, на Управление возложена обязанность выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, за Смирновым Ю.П., С.С,Ю. признано право на получение льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на УПФ возложена обязанность возобновить Смирнову Ю.П., С.С,Ю.. выплату ЕДВ, причитающихся в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выплатить названным лицам задолженность по ЕДВ с 01.09.2018, в удовлетворении иска Смирнова Ю.П. к МЧС отказано.

В апелляционной жалобе представитель Управления просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Смирнова Ю.П. отказать. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что специалистами Управления истцу неоднократно разъяснялись положения приказа МЧС России, Министерства здравоохранения социального развития России и Минфина России от 08.12.2006 № 727/831/165н о том, что удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца действительно лишь до 01.01.2007. Для оформления и получения удостоверения, в соответствии с приказом МЧС России, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2020 «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», необходимы оригиналы либо заверенные копии документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения. Перечень таких документов является исчерпывающим. Судом ошибочно принято во внимание решение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2004 № ГКПИ 03-1519. Считает, что архивная справка Львовского территориального архива Министерства обороны Украины, на которой основывает свои выводы суд, не имеет информации о том, осуществлял ли выезды Смирнов Ю.П. из войсковой части 62008, расположенной в с. Новая Радча, при том, что данный населенный пункт относится к зоне проживания с правом на отселение, а не к зоне отчуждения. Отсутствие в архиве в/ч 62008 сведений о направлении Смирнова Ю.П. в зону отчуждения свидетельствует о том, что работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС он в этой зоне не выполнял, а потому не имеет права на выдачу удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС.

В заседание судебной коллегии Смирнов Ю.П. и представитель УПФ не явились, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела (истец – почтой 28.05.2021, ответчик – размещением 19.05.2021 на сайте Свердловского областного суда информации о рассмотрении дела и по электронной почте), доказательств уважительных причин неявки в процесс не представили, об отложении судебного заседания не просили. С учетом положений ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, т.к. судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о правомерности иска Смирнова Ю.П. и несостоятельности требований УПФ.

Как следует из материалов дела, данных военного билета Смирнова Ю.П. (т. 1 л.д. 48), истец в период прохождения срочной военной службы по призыву в период с 27.05.1987 по 15.06.1987 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, эта запись в военном билете скреплена печатью войсковой части 62008. За время участия в этих работах Смирнов Ю.П. получил дозу облучения 0,026 рентген (л.д. 49, т. 1).

В архивных справках, выданных в том числе украинскими архивами, отмечено, что обоснованны сведения о направлении истца в названный период в войсковую часть 62008, дислоцированную в п. Новая Радча, получении им указанной дозы облучении, участии в ликвидации последствий аварий на ЧАЭС, однако выезды истца в зоны, на объекты в архивных документах не отражены.

Именно из-за отсутствия документов об участии истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30-км. зоне отчуждения Управление отказало истцу в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

При этом истцу дважды (в 1990 и в 1994 г.г.) уполномоченными органами выдавались удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС. В выданном 20.04.1994 Свердловским облвоенкоматом удостоверении (т. 1 л.д. 50) указано на то, что истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, удостоверение бессрочно и действительно на территории Союза ССР.

По этому документу истцу УПФ с 01.01.2005 назначена ЕДВ, дочери истца с 2007 г. – выплата как ребенку лица, принимавшего участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Указом Президента Российской Федерации от 19.08.2009 № 949 Смирнов Ю.П. за мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (т. 1 л.д. 39), основанием к награждению послужил наградной лист (т. 1 л.д. 41), где отмечено, что истец с 27.05.1987 по 15.06.1987 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-км. зоне.

Из этих документов следует, что Российская Федерация, как минимум, дважды подтверждала право истца на льготы как лица, принимавшего участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: в 1994 г. (в период, когда уже существовала Российская Федерация) истцу выдано удостоверение, подтверждающее его статус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в 2009 г. высшим должностным лицом исполнительной власти государства подтвержден этот статус в Указе.

Поскольку в силу п. 1 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08.12.2006, удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01.01.2007, истец 18.09.2019 обратился в Управление по вопросу замены удостоверения.

Ответчик отказал в выдаче удостоверения из-за отсутствия справки, подтверждающей участие истца в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30-км зоне отчуждения (п.п. 4, 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных приказом МЧС России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 727/831/165н). Этим нормативным актом регламентировались вопросы выдачи удостоверения в 2019 г., поэтому суд правомерно учитывал содержание данного документа.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 N АКПИ19-97 абз. 4 п. 4 названного Порядка признан частично не действующим со дня вступления в силу решения суда.

При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в его действующей редакции не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом. Приведенным законом не предусмотрена обязанность граждан, указанных в его пунктах 3 и 4 части первой статьи 13, получившим ранее удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, которые не признаны недействующими или недействительными, при замене таких удостоверений на предусмотренные Порядком удостоверения нового образца повторно представлять иные документы, подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения, в связи с отсутствием в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему соответствующее удостоверение, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.

Подобные положения Порядка без законных оснований могут возлагать на участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, статус которых ранее признан и не требует изменения, обозначенную выше обязанность в том числе, например, и при утрате уполномоченным органом личного дела или имевшихся в нем документов, подлежащих постоянному хранению.

Статья 47 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривая контроль органов исполнительной власти за исполнением указанного закона, включая возможную проверку правомерности выдачи гражданам удостоверений и нагрудных знаков участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не наделяет эти или иные упоминаемые в данной норме органы полномочиями возлагать на гражданина обязанность по доказыванию обоснованности получения ранее оформленного и выданного ему в установленном порядке удостоверения.

Подобный контроль должен осуществляться непосредственно субъектами, реализующими соответствующие функции, в частности путем проверки и анализа материалов по учету оформленных и выданных удостоверений, а также документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений, которые в силу пункта 16 Порядка хранятся в уполномоченных органах постоянно.

Уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина, норма, вводящая такое ограничение, должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (постановления от 30.10.2003 № 15-П, от 30.06.2011 № 14-П, от 30.10.2014 № 26-П и др.).

При данных обстоятельствах абзац четвертый пункта 4 Порядка признан не действующим в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной поддержки.

С учетом изложенного, отказ Управления в выдаче истцу удостоверения (в порядке замены ранее выданного удостоверения, не признанного недействительным) незаконен, равно как и незаконно прекращение предоставления льгот, положенных истцу как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

С 29.08.2020 вступили в силу Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные приказом МЧС России № 253, Минтруда России № 207н, Минфина России № 73н от 21.04.2020 (далее по тексту – Порядок), утратил силу приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 727/831/165н, в т.ч. и норма о признании недействительным с 01.01.2007 удостоверения союзного образца. Новым Порядком не предусмотрено, что удостоверения союзного образца являются недействительными.

Порядком установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающие обязательность предоставления документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 Порядка.

Вместе с тем, при толковании в совокупности п.п. 1, 4, 6, 12 Порядка следует вывод, что оформление удостоверения, предусмотренное нормами п. 1, 2, 4, регламентирует вопросы выдачи удостоверения впервые, тогда как вопросы переоформления удостоверения урегулированы п. 12 Порядка.

В силу п. 12 Порядка граждане имеют право на переоформление удостоверения при наличии оснований, подтверждаемых документами, указанными в пункте 7 Порядка и условий, для установления им статуса, дающего право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки в большем объеме, а также на получение дубликата удостоверения в случае его порчи либо утраты.

Вопрос о переоформлении удостоверения гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не по объекту «Укрытия», не регламентирован. В ситуации, когда у гражданина есть ранее выданное удостоверение участника работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, требование при переоформлении удостоверения документов, названных в п. 6 Порядка, не может быть признано правомерным.

Доводы жалобы Управления основаны на неверном толковании приведенных выше норм, приведены без учета правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 № АКПИ19-97 по порядку переоформления удостоверений участников работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Ссылка в жалобе на недоказанность истцом факта прохождения службы в 30-км. зоне указанной в п. 6 Порядка справкой отклоняется, учитывая, что такая справка не может быть признана единственно возможным допустимым доказательством, поскольку законом это не установлено (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), Порядок является подзаконным актом. Ранее выданными истцу удостоверениями, Указом Президента Российской Федерации от 19.08.2009 № 949, военным билетом истца подтвержден факт участия истца в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30-км. зоне отчуждения.

При изложенных обстоятельствах суд принял законное и обоснованное решение.

Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене судебного акта нет, равно как и нет названных в ч. 4 этой же статьи безусловных оснований к отмене решения суда.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 01.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 – без удовлетворения.

Председательствующий Я.Ю. Волкова

Судьи А.Е. Зонова

С.В. Сорокина

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

33-8643/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ревде Свердловской области (межрайонное)
Ответчики
Управление социальной политики Свердловской области по г.Ревде
Смирнов Юрий Петрович
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Волкова Яна Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
18.05.2021Передача дела судье
15.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2021Передано в экспедицию
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее