РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2018 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Богдановой С.С., с участием истца Старовойтовой А.А., представителя ответчика Забельниковой Н.Ю., действующей на основании доверенности от Дата, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-579/2018 по исковому заявлению Старовойтовой Александры Александровны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что Старовойтова А.А. Дата (приказ № от Дата) принята на государственную гражданскую службу Российской Федерации и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Ангарского районного отдела судебных приставов № Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области.
Дата (приказ № от Дата) расторгнут служебный контракт, освобождена от замещаемой должности судебного пристава-исполнителя и уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего, п. 3 части первой статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Дата принята в Иркутское отделение № ПАО Сбербанк на должность старшего экономиста Управления по работе с проблемными активами юридических лиц (приказ № от Дата).
Согласно ст. 12 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодателем ПАО Сбербанк в десятидневный срок направлено уведомление в УФССП России по Иркутской области о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим. Дата УФССП по Иркутской области получено данное уведомление. Комиссией УФССП России по Иркутской области нарушение законодательства в части конфликта интересов и нарушения ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» не усматривалось.
Дата трудовой договор между ПАО Сбербанк и истцом расторгнут по личной инициативе, на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации (приказ № от Дата).
Дата истец вновь принята в Иркутское отделение № ПАО Сбербанк отдел упрощенной модели сбора проблемных активов Управления по работе с проблемными активами юридических лиц на должность старшего экономиста (приказ № от Дата).
Согласно ст. 12 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодателем ПАО Сбербанк в десятидневный срок направлено уведомление в УФССП по Иркутской области о заключении трудового договора с бывшим государственным гражданским служащим. Дата данное уведомление получено УФССП по Иркутской области.
В связи с чем, на основании пп. «д» п. 16, п. 18.2 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее - Положение) Дата состоялось заседание комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия).
По итогам рассмотрения Комиссия установила, что заключение трудового договора от Дата между Иркутским отделением № ПАО Сбербанк (приказ № от Дата) и истцом нарушает требования ст. 12 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». А также установлено, что отдельные функции по государственному управлению организации ПАО Сбербанк входили в ее должностные обязанности.
Считает, что решение Комиссии от Дата УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, по рассмотрению уведомления о заключении трудовых отношений с ПАО Сбербанк от Дата незаконно, нарушает ее права и подлежит отмене по следующим основаниям.
Нарушены конституционные права истца.
Ссылаясь на ст.ст. 2, 17, ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, истец указывает, что не дача согласия на замещение должности в ПАО Сбербанк (выполнение работы условиях гражданско-правового договора) нарушает права истца, установленные Конституцией Российской Федерации, лишает ее возможности зарабатывать. Доход, получаемый за выполнение работы является для нее единственным источником средств к существованию.
Замещая должность судебного пристава-исполнителя, истец была прикреплена к определенной юридической группе, которая занималась исполнением требований исполнительных документов в отношении организаций Адрес. Из этого следует, что на протяжении двух лет с даты прекращения трудовых отношений с УФССП России по Иркутской области истец не сможет работать не только в ПАО Сбербанк, но и в других многих организациях города, что явно нарушает ее конституционное право на труд.
Должностная инструкция старшего экономиста упрощенной модели сбора проблемных активов Управления по работе с проблемными активами юридических лиц Иркутского отделения № ПАО Сбербанк, УФССП России по Иркутской области ни у истца, ни у ПАО Сбербанк не запрашивалась и не исследовалась.
2. Нарушена процедура проведения Комиссии.
Уведомление о заключении трудового договора получено УФССП по Иркутской области Дата. На основании п. 18 Положения председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии назначает дату заседания комиссии. Полученное уведомление, указанное в пп. "д" п.а 16 Положения, рассматривается на очередном (плановом) заседании комиссии.
Согласно информации с официального сайта УФССП России по Иркутской области www.r38.fssprus.ru очередное (плановое) заседание проведено Дата и на данном заседании комиссией не рассмотрено вышеуказанное уведомление, а рассмотрено лишь Дата, что нарушает п. 18.2 Положения о сроках рассмотрения.
Кроме того, нарушен п. 19 Положения, которым предусмотрено, что заседание комиссии проводится, в присутствии гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе. О времени и месте его проведения, ни почтой России ни посредствам сотовой связи истца никто надлежащим образом не уведомил. Тем самым работодатель с предыдущего места работы лишил ее возможности воспользоваться правом, предусмотренным п. 20 Положения, а именно заслушать ее пояснения по существу вынесенного на данное заседание вопроса.
Истец соблюдает все требования законодательства, касающиеся бывших государственных служащих. До Дата в соответствии ст. 12 Федерального закона РФ от 25.12.2008. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в УФССП России по Иркутской области, ею направлена декларация о доходах физического лица за 2016 год.
На личном приеме Дата в отделе противодействия коррупции УФССП России по Иркутской области, истцу устно пояснили о том, что функции по государственному управлению ПАО Сбербанк входили в ее должностные (служебные) обязанности, о чем УФССП России по Иркутской области уведомили Прокуратуру Иркутской области. В выдаче каких-либо документов по данному вопросу, выдаче выписок из протокола Комиссии ей отказали, а также отказали дать более подробные пояснения.
Дата истцом в УФССП России по Иркутской области направлено обращение о даче согласия на замещение должности в ПАО Сбербанк (выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации). Дата от начальника отдела противодействия коррупции УФССП России по Иркутской области Т.О.В. получено письмо № о рассмотрении обращения. Данное письмо не содержит конкретного ответа на обращение, а именно не содержит сведений о даче согласия, либо об отказе в трудоустройстве.
Дата истцом направлено повторное обращение в УФССП по Иркутской области о даче согласия, а также обращение содержало просьбу о направлении выписки по итогам рассмотрения комиссии от Дата.
От начальника отдела противодействия коррупции Дата Т.О.В. получено письмо № от Дата о рассмотрении обращения, а выписка из протокола не предоставлена. Данное письмо так же, не содержит конкретного ответа на обращение, а именно не содержит сведений о даче согласия, либо об отказе в трудоустройстве.
Отсутствие конфликта интересов.
Анализ содержащихся в нормативно-правовых актах определений конфликта интересов позволяет сделать вывод о том, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами других субъектов права.
Таким образом, категория конфликта интересов раскрывается через понятие личной заинтересованности, под которой понимается возможность получения государственным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Не имея возможности знать о членах Комиссии, допущен факт нарушения п.12 Положения, которым предусмотрено, что состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. Из этого следует, что Комиссия могла бы принять и другое решение на основании пп. «а» п. 26.1 Положения, в пользу истца и дать согласие на замещение должности в ПАО Сбербанк, даже если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в ее должностные (служебные) обязанности. Поэтому, истцу не известна причина отказа в даче согласия на трудоустройство в ПАО Сбербанк.
Исполнительные производства №№, по мнению УФССП России по Иркутской области, послужившие образованию «конфликта интересов» ею окончены Дата фактическим исполнением на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» и не оказывают никакого воздействия на замещаемую ею должность в ПАО Сбербанк. Находясь на стандартной должности (не руководящей) истец не получает никаких доплат и не имеет приоритетов за то, что ранее работала в Ангарском РОСП на должности судебного пристава-исполнителя.
Вышеуказанные исполнительные производства возбуждены другими судебными приставами-исполнителями; денежные средства в счет погашения задолженности поступили от ПАО Сбербанк в срок, установленный для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе; меры принудительного исполнения согласно ст. 68 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» не применялись; денежные средства, поступившие в счет погашения задолженности, распределены и перечислены взыскателю не истцом, а другим судебным приставом-исполнителем.
Согласно понятию «конфликта интересов» с уверенностью можно сделать вывод об отсутствии конфликта интересов по следующим основаниям:
- отсутствие у истца, как у государственного служащего, на момент службы в Ангарском РОСП УФССП России по Иркутской области, личной заинтересованности, связанной с выполнением своих функций и обязанностей;
- отсутствие личной заинтересованности, которая могла бы, и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение должностных обязанностей;
- истец не занимала руководящие должности на предыдущем месте работы в УФССП России по Иркутской области;
- принята в ПАО Сбербанк на должность старшего экономиста, которая не является руководящей;
- функции, исполняемые ею ранее, в должности судебного пристава-исполнителя не пересекаются с функциями, исполняемыми в должности старшего экономиста ПАО Сбербанк;
- а так же, она не получает никаких доплат и не имеет приоритетов за то, что ранее работала в должности судебного пристава-исполнителя.
Просит суд признать незаконным и отменить решение комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от Дата в части рассмотрения уведомления Иркутского отделения № ПАО Сбербанк о заключении с истцом трудового договора.
В судебном заседании истец Старовойтова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Забельникова Н.Ю., действующая на основании доверенности от Дата, исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, в которых отражена правовая позиция по делу.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, изучив имеющиеся в деле доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. ч. 1, 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК РФ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу, прохождением и прекращением гражданской службы, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ). Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с п. 3.1 ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ следует, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.
Из приведенных нормативных положений следует, гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан получить согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае намерения замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
Судом установлено, что Старовойтова А.А. на основании приказа № от Дата была принята на государственную гражданскую службу Российской Федерации и назначена Дата на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя ........ отдела судебных приставов № УФССП по Иркутской области. На основании приказа № от Дата Старовойтова А.А. перемещена Дата на должность федеральной государственной службы судебного пристава-исполнителя ........ отдела судебных приставов № УФССП России по Иркутской области.
Дата, на основании приказа № от Дата, со Старовойтовой А.А. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности судебного пристава-исполнителя и уволена с федеральной государственной службы по инициативе гражданского служащего по п.3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
Дата приказом УФССП России № утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральный государственные служащие федеральной службы судебных приставов обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень).
В соответствии с Перечнем к данным должностям отнесены судебные приставы-исполнители структурного подразделения в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов.
В п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» понятие – функции государственного, муниципального (административного) управления организацией определено как полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Как следует из ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Аналогичные обязанности и права были отражены в должностном регламенте судебного пристава-исполнителя ........ отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области, с которым истец была ознакомлена под подпись Дата.
Дата между ПАО Сбербанк и Старовойтовой А.А. заключен трудовой договор №, по условиям которого Старовойтова А.А. принята на должность старшего экономиста отдела упрощенной модели сбора проблемных активов Управления по работе с проблемными активами юридических лиц Иркутского отделения № Иркутского отделения №. К исполнению трудовых обязанностей работник обязался приступить с Дата, что подтверждается трудовым договором № от Дата.
Как усматривается из материалов дела, а также следует из пояснений сторон, в производстве истца при исполнении ею обязанностей в должности федерального гражданского служащего судебного пристава-исполнителя ........ отдела судебных приставов № УФССП России по Иркутской области, осуществляла исполнительные действия в отношении ПАО Сбербанк.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, факт того, что истец в силу своих должностных полномочий исполняла в отношении ПАО Сбербанк функции государственного управления в виде принятия обязательных для исполнения решений по финансовым вопросам, наличие конфликта интересов предполагается. Соответственно истец Старовойтова А.А. обязана была до заключения трудового договора получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае намерения замещать на условиях трудового договора должности в ПАО Сбербанк.
Доводы истца о том, что у нее не имелось обязанности обращения к работодателю для получения согласия на замещение должности в ПАО Сбербанк, опровергаются ее действиями. Так, при устройстве на работу в ПАО Сбербанк в Дата истец обращалась к руководителю УФССП России по Иркутской области за дачей согласия на замещение должности в коммерческой структуре в ПАО Сбербанк.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Дата ПАО Сбербанк направил уведомление в УФССП по Иркутской области о приеме на работу Старовойтовой А.А., ранее замещавшую должность федеральной государственной службы – судебного пристава-исполнителя ........ отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области.
Рассмотрев поступившее от ПАО Сбербанк уведомление, и.о. начальника отдела противодействия коррупции Спиридонова О.В. пришла к выводу, что трудоустройство бывшего государственного служащего может повлечь возникновение конфликта интересов и нанесение ущерба репутации государственного органа. В связи с чем, выдала заключение, в котором полагала необходимым рассмотреть вопрос о возможном возникновении конфликта интересов, в случае заключения трудового договора ПАО Сбербанк со Старовойтовой А.А. на заседании комиссии Управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
На заседании Комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Дата, было установлено, что Старовойтова А.А. нарушили требования п. 3.1. ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ, что повлекло нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Было рекомендовано руководителю Управления проинформировать прокуратуру Иркутской области о нарушении требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Проверяя доводы истца о нарушении порядка проведения заседания комиссии при вынесении вышеуказанного решения суд приходит к следующему.
Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение).
Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии, комиссия), образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п. 1).
Из п. 3 Положения следует, что основной задачей комиссий является содействие государственным органам: а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими (далее - государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов); б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
Комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии (п. 7 Положения).
Согласно п. 12 Положения, состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.
В п. 13. Положения предусмотрено, что в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса участвуют: а) непосредственный руководитель государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, и определяемые председателем комиссии два государственных служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой государственным служащим, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос; б) другие государственные служащие, замещающие должности государственной службы в государственном органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и вопросам, рассматриваемым комиссией; должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций; представитель государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, - по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается этот вопрос, или любого члена комиссии.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо (п. 14 Положения).
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как установлено частью 1 статьи 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и иными лицами, участвующими в деле.
Истцом не указано в чем конкретно заключается нарушение порядка формирования комиссии, наличие прямой или косвенной заинтересованности членов комиссии по разрешаемому вопросу. При этом не представлено доказательств нарушения установленного ответчиком порядка формирования комиссии либо принятия решения по заявленному вопросу.
На заседании комиссии был рассмотрен вопрос о возможном возникновении конфликта интересов при заключении трудового договора ПАО Сбербанк со Старовойтовой А.А.
В соответствии с пп. д п. 16 Положения, основанием для проведения заседания комиссии является поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в государственном органе, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.
В п. 17.3 Положения предусмотрено, что уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения, рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
При подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта "б" и подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения, должностные лица кадрового подразделения государственного органа имеют право проводить собеседование с государственным служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации. Обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления представляются председателю комиссии. В случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (п. 17.5 Положения).
Согласно п. 18.2. Положения, уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения, как правило, рассматривается на очередном (плановом) заседании комиссии.
В соответствии с п. 19 Положения, заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, уведомление о заключении трудового договора между ПАО Сбербанк и Старовойтовой А.А. поступило к ответчику Дата.
Для проверки наличия конфликта интересов начальником отдела противодействия коррупции Дата была направлена в ........ РОСП служебная записка о предоставлении сведений в срок до Дата о наличии на исполнении у бывшего судебного пристава-исполнителя Старовойтовой А.А. за весь период работы, исполнительных производств в отношении ПАО Сбербанк.
Ответ на вышеуказанный запрос поступил Дата, с приложением копий исполнительных производств.
Заключение для заседания комиссии по вопросу поступления уведомления от работодателя о трудоустройстве бывшего работника службы было передано председателю комиссии Дата.
Рассмотрение данного вопроса в соответствии с п.18.2 Положения было назначено на очередное заседании комиссии состоявшееся Дата.
По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе, одно из следующих решений: а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности; б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию (п. 26.1 Положения).
Решение комиссии было принято в соответствии с п. 26.1. Положения.
Исходя из п. 19 Положения следует, что, при рассмотрении уведомления поданного работодателем в отношении принятого на работу работника, ранее замещавшего в государственном органе должность государственной службы, его обязательное участие не предусматривается, следовательно, утверждение заявителя о том, что нарушены ее права тем, что она не была извещена и не имела возможности присутствовать на заседании Комиссии и привести свои доводы и возражения, являются несостоятельными.
Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что нарушений порядка проведения заседания комиссии не допущено.
При этом исполнение гражданином, ранее замещавшим должность государственной службы, обязанности возложенные на него законом, не признанного в установленном порядке не конституционным, не могут свидетельствовать о нарушении его конституционных прав.
Анализируя вышеуказанные нормы закона, установленные по делу обстоятельства, судом не установлено нарушение прав истца при принятия решения комиссии, как и не установлено нарушения порядка проведения заседания комиссии и принятия решения, соответственно, требования истца о признании незаконным и отмене решения комиссии УФССП России по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от Дата в части рассмотрения уведомления Иркутского отделения № ПАО Сбербанк о заключении с истцом трудового договора не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Старовойтовой Александры Александровны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения комиссии Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от Дата в части рассмотрения уведомления Иркутского отделения № ПАО Сбербанк о заключении с истцом трудового договора - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда Дата.
Судья О.А. Матвиенко