№ 2-1616/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 24 июня 2015 года.
Мотивированное решение составлено 26 июня 2015 года.
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ильиной О.И., при секретаре Голубевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Алексеевой ФИО5, Левина ФИО6 к администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области, МУП «ПТО ЖКХ» городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области, ОУФМС России по Московской области в Ступинском районе о возложении обязанности по регистрации по месту жительства, о признании незаконным отказа о вселении,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском, в котором просят суд возложить обязанность на ОУФМС России по Московской области в Ступинском районе зарегистрировать Алексееву С.В. по месту жительства Левина В.В. по адресу: <адрес>, и признать незаконным отказ администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области о вселении в жилое помещение.
Свои требования обосновывают тем, что с момента заключения брака с Левиным В.В., Алексеева С.В. проживает по указанному адресу, где Левин В.В. является нанимателем, однако зарегистрироваться Алексеева С.В. по месту фактического жительства не может, поскольку администрацией г/п Ступино отказано было в удовлетворении заявления по причине ухудшения жилищных условий, в связи с чем вынуждены обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истцов подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика МУП «ПТО ЖКХ» г/п Ступино возражений по иску не высказала.
Представители администрации г/п Ступино и ОУФМС России по Московской области в Ступинском районев судебное заседание не явились; о дне, времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушанием дела или возражений суду не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав мнение участвующих лиц; оценив письменные доказательства в их совокупности, пришел к следующему выводу.
В силу ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федерального закона, ограничивающего право гражданина на выбор места жительства в Ступинском районе, не существует.
На основании ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-I от 25 июня 1993 года, с изменениями от 25 декабря 2008 года в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-I от 25 июня 1993 года, с изменениями от 25 декабря 2008 года, регистрация гражданина по месту жительства определена как уведомительная процедура: гражданин обязан сообщить о перемене места жительства, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать по месту жительства не позднее трех дней после подачи документов на регистрацию.
Аналогичная позиция предусмотрена п.п.16-18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, в редакции от 28 марта 2008 года. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия). В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является коммунальной; в жилой комнате жилой площадью № кв.м. зарегистрирован Левин В.В., являющийся нанимателем указанной комнаты; с которым Алексеева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке.
На обращение Алексеевой С.В. о вселении к мужу Левину В.В. в указанную комнату решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г/п Ступино от 25.03.2015г отказано по причине ухудшения жилищных условий.
В силу ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке, в числе прочего вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов.
В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В силу ст.70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Согласно Решению Верховного суда РФ от 16.01.2008 г. N ГКПИ07-1022, из приведенного законоположения следует, что законодатель, определяя право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи, разграничил их на две категории: 1) супруг, дети и родители нанимателя; 2) другие граждане, вселяемые в качестве проживающих совместно с нанимателем его семьи.
Таким образом, право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей не постановлено в зависимость от согласия наймодателя и не ограничено требованием о соблюдении учетной нормы общей площади соответствующего жилого помещения.
Таким образом, истец Алексеева С.В. фактически осуществляет право пользования спорным жилым помещением, проживая в нем и неся обязательства по бремени содержания и сохранности, что является безусловным признаком договора социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ могут быть оспорены решения, действия (бездействие), в частности, органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.18 указанного Постановления, к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).
Учитывая вышеизложенные нормы Закона, доводы администрации г/п Ступино признаются необоснованными, в связи с чем отказ Алексеевой С.В. в удовлетворении заявления о вселении к Левину В.В., не является законным.
В соответствии со ст.7 ФЗ РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в том числе, в случаях изменения места жительства.
В этой связи требования истцов о регистрации по месту жительства подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым отказать истцам в части требований заявленных к МУП «ПТО ЖКХ» городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области, как к ненадлежащему ответчику.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Алексеевой ФИО7, Левина ФИО8 удовлетворить частично:
- Возложить обязанность на ОУФМС России по Московской области в Ступинском районе зарегистрировать Алексееву ФИО9 по месту жительства в комнате жилой площадью № кв.м. по адресу: <адрес>.
- Признать незаконным отказ администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области о вселении Алексеевой ФИО10 к мужу Левину ФИО11 в комнату жилой площадью № кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В части заявленных требований к МУП «ПТО ЖКХ» городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течении месяца.
Федеральный судья: Ильина О.И.