ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 21 марта 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Самойловой Е.В. |
судей |
Беляевской О.Я., Романовой Л.В. |
при секретаре |
Берёза О.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1 о взыскании задолженности за услуги теплоснабжения,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики ФИО4 от 22 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2016 года ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» через представителя по доверенности – заместителя директора филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО4 «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9499,78 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является теплоснабжающей организацией, осуществляющей продажу потребителям произведенной тепловой энергии по магистральным, внутридомовым сетям. Квартира № в многоквартирном жилом доме, в которой проживает ответчик ФИО1 - по <адрес>А в <адрес> присоединена к системе централизованного отопления, ответчик является потребителем поставляемой тепловой энергии. На ФИО1 открыт лицевой счет №+24021. В результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей по внесению оплаты за коммунальные услуги по теплоснабжению, у ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность в сумме 9499,78 руб., которую ФИО1 добровольно не погашает.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность в указанном размере и возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в суде первой инстанции возражал против иска, считая его необоснованным, а требования истца недоказанными ввиду отсутствия договорных отношений с ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» на предоставление услуг по теплоснабжению.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2016 года исковые требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» удовлетворены. Взыскано с ФИО1 в пользу истца сумму задолженности в размере 9499,78 рублей, а также судебные расходы в сумме 400 рублей.
Считая решение суда, незаконным и необоснованным, ФИО7 подал апелляционную жалобу, просит отменить решение суда, принять новое - об отказе в удовлетворении заваленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В частности апеллянт указывает, что при принятии решения суд безосновательно не принял во внимание факт отключения квартиры ответчика от системы централизованного отопления ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что услуга по теплоснабжению ответчиком не предоставлялась и ответчиком не потреблялась.
Считает, что поскольку истец не выполнял обязательства по предоставлению качественных услуг, а также по содержанию в надлежащем состоянии наземные тепломагистрали, он был вправе отказаться от услуг истца. Кроме того, полагает, что представленные истцом недостоверные доказательства о готовности жилого <адрес>-А по <адрес> суд не должен был принимать, поскольку они не соответствуют действительности.
Представитель истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав пояснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, которые подтверждены материалами дела, что ответчик ФИО1 с 2006 г. является собственником <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес>А в <адрес> (л.д. 30), в которой зарегистрирован проживающим (л.д.27).
Указанный многоквартирный жилой дом оборудован централизованной системой отопления и обслуживается филиалом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес>.
Размер задолженности оплаты услуг по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеется задолженность в сумме 9499,78 рублей подтвержден расчетом, представленным истцом (л.д.6).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, что в <адрес> доме по <адрес>А в <адрес> отключено централизованное отопление, составлен акт (л.д.58), сообщением от ДД.ММ.ГГГГ на имя директора АП «КТКЭ» Феодосийский филиал директор ЧП «Файзуллин» сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ было произведено отключение от сетей централизованного отопления (л.д.60).
Однако данных о том, что ответчик в установленном порядке обращался в постоянно действующую межведомственную комиссию по вопросам отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения Феодосийского городского совета не представил.
Как следует из пояснений ответчика, квартира ответчика обогревается за счет электрических и газовых бытовых приборов, однако доказательств правомерности переоборудования квартиры суду не представлено.
Исследовав вышеприведенные обстоятельства, дав оценку всем доказательствам по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд исходил из того, что ответчиком не соблюден установленный порядок отключения квартиры в многоквартирном жилом доме от системы централизованного отопления, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что истцом не предоставлялись соответствующие услуги и ответчик должен быть освобожден от их оплаты.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, считает их правильными.
На период отсоединения квартиры ответчика от системы централизованного отопления (2011 г.) порядок отключения от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды многоквартирных домов по инициативе потребителей был урегулирован Правилами предоставления услуг по воде и водоотводу, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 № 630.
Специальным нормативно-правовым актом, который регулировал процедуру отключения от сетей централизованного отопления при отказе потребителей от услуг централизованного отопления, являлся Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденный приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года № 4. Для реализации права потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления органом местного самоуправления создавалась постоянно действующая межведомственная комиссия для рассмотрения указанных вопросов (пункт 1.2. Порядка).
Вопрос отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения урегулирован Правилами, в соответствии с пунктом 26 которых отключение потребителей от сети централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом Украины «О теплоснабжении» схемой теплоснабжения, при условии обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по вопросам состава, порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления.
Согласно пункту 25 Правил отключения потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Порядком установлено, что такое отключение происходит на основании решения постоянно действующей межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления или местным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 6 ноября 2007 №169 были внесены изменения, исключающие отключение от сетей центрального отопления и горячего водоснабжения отдельных квартир в многоквартирном доме и позволяющие такое отключение только дома в целом.
Согласно пункту 1.2 Порядка для реализация права потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления и снабжения горячей водой орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов по отключению потребителей от сетей по централизованному отоплению и снабжению горячей водой, назначает председателя и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии.
Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что комиссия рассматривает предоставленные документы только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней. Следующим шагом для осуществления отключения от централизованного отопления является получение от соответствующих организаций технических условий для дальнейшей разработки проекта отключения.
Таким образом, отсоединение квартиры, в которой ответчик проживает, от системы централизованного отопления в 2011 г. должно было производиться с соблюдением порядка отключения от сетей централизованного отопления по инициативе потребителя, который был урегулирован специальным нормативно-правовым актом, а именно Порядком отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года № 4 (с изменениями и дополнениями).
Однако, как установлено судом и подтверждается материалами дела, ответчиком не соблюдены требования указанного Порядка по отключению квартиры от системы централизованного отопления, согласованную проектно-техническую документацию по устройству индивидуального отопления ответчик в межведомственную комиссию не представил и соответственно разрешение межведомственной комиссии на отключение квартиры не получил, что свидетельствует о самовольных действиях ответчика.
Представленные в материалы дела акты и заявления (л.д.41-46) не заменяют согласованную с исполнителем услуг ЦО и ГВС проектно-техническую документацию по устройству индивидуального отопления, получения разрешения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов отключения потребителей от сетей по централизованному отоплению.
18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой ФИО4 о принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО4 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 г. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора).
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (статья 23) закреплены положения о том, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, в том числе оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 15 статьи14 Федерального закона №190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания. Система централизованного отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Согласно п.44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012года №307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Судом установлено, что ответчиком не были выполнены условия отключения квартиры от централизованного теплоснабжения и с 2011 года в квартире ответчика централизованное отопление отключено в установленном законом порядке, соответственно отсутствуют основания полагать, что ответчик ФИО1 не является потребителем услуг по теплоснабжению, в связи с чем задолженность в сумме 9499,78 рублей судом обоснованно взыскана в пользу истца.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств постановил верное решение, основанное на требованиях закона.
При этом судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, верно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляции не свидетельствуют о том, что спор разрешен не правильно, поскольку апеллянт конкретных фактов, которые не были исследованы судом, в жалобе не приводит, ссылаясь на нормы материального права, их субъективное толкование. Однако мнение ответчика, что суд должен был иначе применить нормы материального права и прийти к иным выводам, основанием для отмены принятого судебного постановления не является.
Таким образом, апелляционная жалоба не может быть удовлетворена, оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Самойлова Е.В.
Судьи: Беляевская О.Я.
Романова Л.В.