Дело № 12-7/2023
39MS0024-01-2022-004312-24
РЕШЕНИЕ
г.Багратионовск 20 февраля 2023 г.
Судья Багратионовского районного суда Калининградской области Степаненко О.М.,
при секретаре Безруковой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Камышева К.А. на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Багратионовского судебного района Калининградской области от 30 ноября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Багратионовского судебного района Калининградской области от 30 ноября 2022 г. Камышев К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Камышев К.А., будучи несогласными с вышеназванным постановлением, подал на него жалобу, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Камышев К.А. доводы жалобы поддержал и дал аналогичные ее содержанию объяснения.
Представитель ГКУ Калининградской области «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области», извещенный о времени и дате рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения Камышева К.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.
Согласно с ч. 1 ст. 23.26 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их заместители;
2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их заместители.
В соответствии с п. 15 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 14 настоящей части, в том числе по ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ, вправе должностные лица (государственные охотничьи инспектора) государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор.
Старший охотовед ФИО4, которым составлен протокол об административном правонарушении, является государственным охотничьим инспектором ГКУ Калининградской области «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области», находящемся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, на который возложены функции по государственному охотничьему контролю (надзору).
Таким образом, старший охотовед ФИО4 наделен правом на составление протоколов об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Однако, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Калининградской области, осуществляющим функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, в силу пп. 6 п. 27 главы 3 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 г. N 642, является Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, осуществляется на основании вынесенного в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело.
Указанное определение должно отвечать требованиям статьи 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.
Из содержания статьи 29.1 КоАП РФ следует, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.
Между тем, дело принято мировым судьей 1-го судебного участка Багратионовского судебного района Калининградской области к производству и рассмотрено без учета вышеуказанных положений закона.
Так, в материалах дела отсутствует определение должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, уполномоченного в силу части 1 статьи 23.3 КоАП РФ рассматривать настоящее дело, о передаче его на рассмотрение судье, поскольку имеющееся в материалах сопроводительное письмо мировому судье старшего охотоведа ФИО4 не содержит сведений о принятии какого-либо решения, включая о передаче дела в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ мировому судье, таковым по своей сути не является.
Такое сопроводительное письмо старшего охотоведа ФИО4, выходит за пределы его полномочий и не может подменять собой определение должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, предрешать вопрос подведомственности рассмотрения настоящего административного дела.
При этом ссылка мирового судьи в оспариваемом постановлении о наличии у ФИО4 доверенности на представление интересов ГКУ Калининградской области «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» в судах, дающей право решить вопрос о подведомственности рассмотрения данного административного дела и о передаче дела на рассмотрение мировому судье, не основано на закона, а противоречит приведенным выше нормам закона.
При таких обстоятельствах дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подведомственности, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и свидетельствует о несоблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи 1-го судебного участка Багратионовского судебного района Калининградской области от 30 ноября 2022 г. подлежит отмене и поскольку в настоящее время срок давности привлечения Камышева К.А. к административной ответственности, составляющий один год, установленный ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области для выполнения требований п. 1 ч. 2 ст. 29.9. КоАП РФ.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи 1-го судебного участка Багратионовского судебного района Калининградской области от 30 ноября 2022 г. о привлечении Камышева К.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ отменить.
Направить дело на рассмотрение по подведомственности Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья: (подпись) О.М.Степаненко
Копия верна. Судья: О.М.Степаненко