№ 2а-160/2020
УИД: 30RS0014-01-2020-000128-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Астраханская область, г. Харабали 26 июня 2020 года
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мендалиева Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Астраханской области к Елизарову А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Астраханской области обратилась в суд с административным иском к Елизарову А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год, налогу на имущество физических лиц за 2013, 2016 года, пени. В обоснование иска указала, что Елизаров А.Е. состоит на учёте в налоговом органе по месту жительства и признаётся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Административному ответчику на праве собственности принадлежит транспортное средство марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Налоговым органом был исчислен транспортный налог за 2016 год в общей сумме 1043 руб. Административному ответчику на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Налоговым органом был исчислен налог на имущество физических лиц за 2013 г. и 2017 г. в сумме 192,95 руб. В адрес ответчика были направлены налоговые уведомления № 153690204 от 21.12.2017 г., № 4393108 от 02.07.2017 г. В связи с неисполнением обязанностей по уплате транспортного налога, налоговым органом выставлены требования в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику № 9471 от 01.03.2017 г., № 4591 от 10.02.2018 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа не позднее 11.04.2017 г. и 27.03.2018 г. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налогов в установленный законодательством срок начислена пеня в размере 19,14 руб. (по транспортному налогу) и в размере 2,55 руб. (по налогу на имущество физических лиц). Поскольку административный ответчик не исполнил свои обязанности по уплате налога, то истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 Харабалинского района Астраханской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика указанной задолженности. Данное заявление 07 августа 2019 года удовлетворено. Однако по заявлению административного ответчика определением мирового судьи судебный приказ отменён, но налоги не оплачены. Просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в сумме 1043,00 руб., пеню в сумме 19,14 руб.; по налогу на имущество физических лиц в сумме 192,95 руб., пеню в сумме 2,55 руб.
Представитель административного истца МИФНС России № 4 по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заблаговременно и в установленном законом порядке, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Елизаров А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, приложив копии квитанций об оплате налога.
С учётом ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учёт и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с п.п. 4, 3 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
На основании ст. 1 Закона Астраханской области «О транспортном налоге» от 22 ноября 2002 года № 49/2002-ОЗ, налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговая ставка для транспортных средств следующих категорий составляет: «автомобили легковые» с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) - до 100 л.с. составляет 14 руб.
В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектами налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество (п.п. 1, 2 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации):
жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
жилое помещение (квартира, комната);
гараж, машино-место;
единый недвижимый комплекс;
объект незавершённого строительства;
иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учётом коэффициента - дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы (п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (п. 2 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что административному ответчику Елизарову А.Е. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Административному ответчику также на праве собственности принадлежит транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно налоговому уведомлению № 153690204 от 21 декабря 2016 года Елизарову А.Е. начислен налог на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 85 руб., сроком уплаты не позднее 16 февраля 2017 года.
Согласно налоговому уведомлению № 4393108 от 02 июля 2017 года Елизарову А.Е. начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 1043 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 121 руб., сроком уплаты не позднее 01.12.2017 г.
01 марта 2017 года налоговым органом в адрес Елизарова А.Е. направлено требование № 9471, в соответствии с которым административный ответчик должен был уплатить недоимку в сумме 85 руб., пеню в сумме 0,34 руб., в срок до 11 апреля 2017 года.
10 февраля 2018 года налоговым органом в адрес Елизарова А.Е. направлено требование № 4591, в соответствии с которым административный ответчик должен был уплатить недоимку в сумме 1164 руб., пеню в сумме 21,36 руб., в срок до 27 марта 2018 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате сбора, пеней, штрафов.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Если налоговым органом направлялось заявление о выдаче судебного приказа, но приказ был отменён судом, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Мировым судьёй судебного участка № 1 Харабалинского района Астраханской области от 07 августа 2019 года вынесен судебный приказ № 2а-2629/2019 о взыскании с Елизарова А.Е. недоимки: по транспортному налогу в размере 1043 руб., пени в размере 62,41 руб.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 192,95 руб., пени в сумме 2,55 руб., пени по земельному налогу физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах городских поселений в размере 1,19 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Харабалинского района Астраханской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Харабалинского района Астраханской области от 16 августа 2019 года судебный приказ отменён.
После отмены судебного приказа 10 февраля 2020 года Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
26 июня 2020 года административным ответчиком Елизаровым А.Е. уплачен транспортный налог в сумме 1043,00 руб., пеня в сумме 19,14 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 192,95 руб., пеня в сумме 2,55 руб., о чём представлены квитанции ПАО Сбербанк России в лице Астраханского отделения №8625/273.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объёме.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что административный истец при обращении в суд с заявлением был освобождён от уплаты государственной пошлины, а также принимая во внимание, что административный ответчик выполнил требования административного истца после предъявления иска – 13 февраля 2020 года, суд полагает возможным взыскать с административного ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области к Елизарову А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год, налогу на имущество физических лиц за 2013, 2017 года, пени - отказать.
Взыскать с Елизарова А.Е. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: Мендалиев Т.М.