Дело № 33-16521/2022
50RS0032-01-2021-001688-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Алябушевой М.В., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2022 года апелляционную жалобу ФИО на решение Озёрского городского суда Московской области от 22 февраля 2022 года по гражданскому делу
по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить меры социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решений от 23.04.2021 г. N 141200, от 23.04.2021г. № 141213 об отказе в назначении истцу государственной социальной помощи в виде социального пособия на ребенка (детей), не достигшего шестнадцатилетнего возраста в семье с доходом, менее прожиточного минимума, признании за истцом права на меру социальной поддержки в виде получения социального пособия на ребенка (детей) - <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> не достигших шестнадцатилетнего возраста в семье с доходом, менее прожиточного минимума по поданным заявлениям, обязании Министерство социального развития Московской области назначить и выплатить истцу на несовершеннолетних детей <данные изъяты> государственное социальное пособие на ребенка (детей), не достигших шестнадцатилетнего возраста в семье с доходом, менее прожиточного минимума с момента обращения, взыскании судебных расходов в размере 6 507,52 руб.
Исковые требования мотивировала тем, что 21.04.2021г. истцом поданы заявления о предоставлении государственного социального пособия на детей в семье со среднедушевым доходом менее прожиточного минимума, к данным заявлениям были приложены все необходимые документы, однако, 23.04.2021г. ответчиком было принято решение об отказе в назначении пособий на основании превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, с чем истец не согласна, считая, что ответчиком необоснованно включены в состав доходов семьи пособие по государственной социальной и экстренной социальной помощи в размере 58 000 руб., т.к. это социальные пособия, также считает, что ответчиком некорректно указаны сведения о заработной плате ФИО2 в размере 114799, 83 коп. за период с апреля по июнь 2020 г., а также необоснованно включена государственная социальная выплата на ребенка от 3х до 7 лет с периодом с января по март 2020 г. в размере 19032 коп., не относящимся в расчетный рассматриваемый период с 01.04.2020 г. по 31.03.2021 г., что повлияло на увеличение доходов и превышения среднедушевого дохода семьи в противоречии пп. 26, 92, 93 названного Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области.
Решением суда в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить как незаконное, удовлетворить исковые требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что 21.04.2021г. истцом поданы заявления о предоставлении государственного социального пособия на детей в семье со среднедушевым доходом менее прожиточного минимума, к данным заявлениям были приложены все необходимые документы.
23.04.2021г. ответчиком было принято решение об отказе в назначении пособий на основании превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума,
Решением Министерства социального развития Московской области от 23.04.2021г., истцу отказано в предоставлении государственной услуги по назначению пособий на детей, на основании превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, установленной Правительством Московской области: среднедушевой доход на одного на одного члена семьи составил 14 810,80 руб., для назначения пособия необходимо 13 580 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, исходил из того, что оснований для назначения спорной выплаты истцу не имеется, поскольку расчет среднедушевого дохода семьи истца произведен ответчиком правильно, среднедушевой доход истца на дату обращения 21.04.2021 года превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Московской области на 2021 г. на душу населения.
Судебная коллегия считает законным решение суда, исходя из следующего.
Согласно преамбуле ФЗ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», данный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно ст.2 ФЗ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ФЗ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными - нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Московской области « О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения возраста 16 лет ( на учащегося общеобразовательного учреждения- до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительство в Московской области.
Постановление Правительства Московской области от 26.01.2021 г. № 26/3 « Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения в Московской области на 2021 год» установлена величина прожиточного минимума на душу населения в размере 13 580 руб.
Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 г. « 989/30.
В соответствии с п. 95 Порядка доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия.
Таким образом, при определении нуждаемости семьи и назначении пособия на ребенка принимается величина среднедушевого дохода, а не величина прожиточного минимума социально-демографической группе.
В силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их действие.
В соответствии с п.п.«в» п.93 Порядка (в редакции, действовавшей на дату обращения за государственной услугой и вынесения оспариваемого решении Министерства социального развития Московской области) в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты: денежные выплаты, установленные отдельным категориям граждан федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в качестве меры социальной поддержки, за исключением социальных пособий, денежной выплаты на приобретение предметов и средств, предназначенных для ухода за новорожденными детьми (стоимость подарочного набора), и ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, установленных Законом Московской области № 1/2006-03.
Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 (ред. от – 20.09.2021) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 N 5/163-П) устанавливаются следующие виды социальных пособий: единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на ребенка, ежемесячное пособие детям-инвалидам, ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей и отдельным категориям студентов, единовременное пособие супругам к юбилеям их совместной жизни (ст.3).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что государственная и экстренная социальная помощь, установленные Законом Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-03 «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области», а также ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, установленная Законом Московской области № 57/ 2020-03 «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей в Московской области» в п. 93 вышеназванного Порядка не указаны, соответственно подлежали включению в доход семьи.
Таким образом, указанные доходы не подлежат исключению из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права истца на получение мер социальной поддержки в виде получения социального пособия на ребенка (детей) - <данные изъяты> не достигших шестнадцатилетнего возраста в семье с доходом, менее прожиточного минимума по поданным заявлениям, обязании Министерство социального развития Московской области.
С учетом изложенного, на момент обращения истца за мерой социальной поддержи, среднедушевой доход из расчета на одного члена семьи составлял 14 259 руб., что превышает величину прожиточного минимума, установленного Правительством Московской области в 2021 год на душу населения (13 580 руб.), то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решения ответчика являются законными, и оснований для возложении обязанностей на ответчика по назначению и выплате спорного пособия у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца на подпункт 3 п.7 «Правил учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение социальных пособий в Московской области», утвержденных Постановлением Правительства МО от 10.11.2021 N 1128/37, согласно которому в доход семьи, учитываемый при исчислении величины душевого дохода, не включаются ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, являются необоснованными, поскольку данное постановление принято после вынесения оспариваемых решений ответчика и в нем не содержится указания на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Озёрского городского суда Московской области от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 09.06.2022 года.
Председательствующий
Судьи