Дело №2 – 191 /2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 01 марта 2021 г.
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Рогачевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Инны Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) об оспаривании решения об отказе во включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности по включению периода работы в специальный страховой стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Васильева И.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование иска указала, что 24.03.2020 она обратилась в ГУ-Управление ПФ РФ по гор.Большой Камень Приморского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ - УПФР в г.Большой Камень Приморского края от 06.04.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано со ссылкой на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Ответчиком не включены в специальный педагогический стаж периоды: с 21.07.1997 по 31.08.2020 – 03 года 01 мес. 10 дней – работа в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты> с нормой педагогической нагрузки на 0,5 ставки заработной платы; с 01.09.2000 по 31.08.2002 – 02 года 00 месяцев 01 день – работа в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты> с нормой педагогической нагрузки на 0,5 ставки заработной платы.
С указанным решением она не согласна, считает, что ответчик незаконно не включил оспариваемые периоды в специальный стаж, поскольку период ее работы музыкальным руководителем в <данные изъяты> на 0,5 ставки должен быть засчитан в педагогический стаж в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, в том числе с учетом п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, где указано, что периоды работы, выполняющейся до 01.09.2000 года в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы независимо от условий выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Кроме того, до сентября 2000 года отсутствовало требование, обязывающее учитывать необходимую норму часов. Четкий учет нагрузки на педагога был установлен после сентября 2000 года. Так, согласно постановления Правительства РФ от 03.04.2003 №191 педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливалась продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы). В период с 01.09.2000 по 31.08.2002 она продолжала работать музыкальным руководителем в муниципальном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 0,5 ставки и дополнительно в указанном учреждении работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми на 0,5 ставки. Таким образом, за указанный период суммарно у нее была полная педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы. Согласно сведениям ГУ-Управление ПФ РФ по г.Большой Камень общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочно страховой пенсии по старости по ст.30 п.1 пп19 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2019 составляет 22 года 02 месяца 04 дня. В случае включения спорных периодов в специальный стаж, её педагогический стаж составит 27 лет 03 месяца 05 дней, что превышает требуемый стаж в 25 лет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит:
- признать решение ГУ-Управление ПФ РФ по г.Большой Камень Приморского края (межрайонное) от 06.04.2020 № об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности недействительным;
- включить в педагогический стаж периоды трудовой деятельности: с 01.08.1997 по 31.08.2000 – 03 года 01 мес. 10 дней – в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты> с нормой педагогической нагрузки на 05 ставки заработной платы; с 01.09.2000 по 31.08.2002 – 02 года 00 месяцев 01 день – работа в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты> с нормой педагогической нагрузки на 05 ставки заработной платы; с 01.09.2000 по 31.08.2002 – 02 года 00 месяцев 01 день – работа в качестве организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в <данные изъяты> с нормой педагогической нагрузки на 05 ставки заработной платы;
- обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 24.03.2020.
Представитель истца Кропотов Ю.П. в судебном заседании на иске настаивал, указав, что из уточняющей особый характер работы истца справки №60 от 28.05.2020 усматривается, что Васильева И.Б. в спорные периоды работала полный рабочий день, выполняла норму педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы, в связи с чем ответчик необоснованно не включил спорные периоды в специальный стаж. Уточнил требования, указав, что в исковом заявлении ошибочно указана дата начала спорного периода в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты> - 01.08.1997, в то время как в действительности начало указанного периода – 21.08.1997, в связи с чем уточнил требования в указанной части.
В судебном заседании истец Васильева И.Б. на удовлетворении иска, с учетом уточнения даты начала спорного периода, настаивала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указала, что работала полный рабочий день, помимо работы музыкального руководителя, она фактически выполняла работу педагога-организатора в спорный период с сентября 2000 по август 2002 работы, поскольку в ее обязанности входило выполнение домашних заданий с детьми, общение с родителями и учителями по вопросам детской успеваемости, ведение кружков.
Представитель ГУ-Управление ПФ РФ по г.Большой Камень Приморского края (межрайонное) по доверенности Сумченко С.В. против удовлетворения иска возражала, указав, что должность музыкального руководителя включена в соответствующие Списки лишь Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в льготный трудовой стаж не засчитывалась. Утверждение истца о том, что она имеет право на включение периода работы с 21.08.1997 по 31.08.2000 в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты> (0,5 ставки) и с 01.09.2000 по 31.08.2002 в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты> на 0,5 ставки, т.е. независимо от нормы рабочего времени, не может быть принята во внимание, так как правовые акты, если им не придано обратной силы, действуют со дня введения их в действие. Кроме того, уточняющая справка №60 недостоверна, актом камеральной проверки первичных документов «наблюдательного дела» <данные изъяты> от 21.04.2020 за спорные периоды установлено, что согласно штатных расписаний, тарификационных списков и карточек – справок по заработной плате, истец Васильева И.Б. работала в должности музыкальный руководитель на 0,75 и на 0,5 ставки, следовательно, периоды работы в должности музыкального руководителя не подлежат включению в льготный стаж работы истца. Доказательства работы истца в спорный период в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы отсутствуют, должность педагога-организатора поименована с 26.12.1994, при том указанная должность не предусмотрена законодательством в качестве должности, дающей право на досрочный выход на пенсию.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что с 1981 года знакома с Васильевой И.Б. по работе в детском саду <данные изъяты>, который впоследствии был реорганизован в детский дом. Она – ФИО8, занимала должность директора указанных детских учреждений. До реорганизации детского сада <данные изъяты> в школу – детский сад, в учреждении имелась ставка музыкального руководителя, которую занимала Васильева И.Б. После реорганизации учреждения в школу- детский сад, Васильева И.Б. выполняла работу на 0,5 ставки по должности музыкального руководителя и 0,5 ставки по должности организатор по внеклассной работе. После реорганизации учреждения в детский дом, так как дети из школы не были выведены, работа велась и со школьниками, и с воспитанниками детского дома. Васильева И.Б. занималась половину дня с младшими детьми, а затем полдня работала с детьми старшего возраста. С 1998 по 2000 года истец работала с детьми по внешкольной работе, занималась с детьми на протяжении всего дня.
Выслушав доводы сторон, допросив свидетеля ФИО8, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
С 01.01.2019 пенсия педагогам назначается через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2020 году 24 месяца, с ежегодным увеличением на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев (пункт 19 часть 1, часть 1.1 статьи 30 Закона №400-ФЗ).
Судом установлено, что 24.03.2020 Васильева И.Б. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением от 06.04.2020 №, принятым ГУ – УПФ РФ в г.Большой Камень Приморского края (межрайонное), Васильевой И.Б. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. Как следует из указанного решения, специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 22 года 2 месяца 4 дня, т.е. менее требуемого специального стажа - 25 лет.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание следующее.
До 01.01.2002, т.е. до принятия ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью школах и других учреждениях для детей) определялось с учетом соответствующего Списка профессий и должностей работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции Постановления от 1 февраля 2001 г. N 79).
Различные подходы к исчислению льготного педагогического стажа отдельных категорий работников, в том числе музыкальных руководителей, обусловлены условиями и характером их труда, которые определяются Министерством образования РФ. Исходя из этого был определен порядок исчисления льготного стажа музыкальных руководителей, что не противоречит требованиям норм действующего законодательства Российской Федерации и норм международного права.
Разделом "Наименование должностей" Списка от 6 сентября 1991 года должность "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена, т.е. работа в этой должности до 1 ноября 1999 года права на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не давала.
Списком от 22 сентября 1999 года была предусмотрена должность "Музыкальный руководитель" и работа в этой должности, начиная с 1 ноября 1999 года, стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила), а также Список должностной и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.
Согласно пункту 4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 5 этих же Правил предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Исходя из содержания пункта 5 Правил периоды работы в должности музыкального руководителя включаются в льготный стаж работы независимо от того, когда протекала эта работа, но при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999 года и Правилами, утвержденными Правительством РФ 22 сентября 1999 года (ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в льготный трудовой стаж не засчитывалась).
В спорные периоды: с 21.08.1997 по 31.08.2000 в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты>, с 01.09.2000 по 31.08.2002 в качестве музыкального руководителя в <данные изъяты>, истец работала по 0,75 ставки с 01.09.1997 по 31.08.1998, в остальное время по 0,5 ставки, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось истцом и ее представителем.
Таким образом, в силу пункта 5 Правил оснований для включения указанных периодов работы истца в специальный стаж не имеется, поскольку в спорные периоды истцом не выполнялись нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Ссылка истца и ее представителя на пункт 4 Правил несостоятельна, поскольку пунктом 5 Правил прямо предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж только при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
При этом, в соответствии с указанной нормой права в специальный стаж истца включены периоды ее работы в качестве музыкального руководителя, начиная с 02.01.1991, выполнявшиеся по полной ставке.
Довод истца и ее представителя на указание в уточняющей справке №60 от 28.02.2020, что в спорные периоды истец выполняла норму педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы не состоятелен, опровергается актом от 21.04.2020 по результатам камеральной проверки достоверности представленных работодателем в Пенсионный фонд РФ первичных документов <данные изъяты> согласно которому в представленных тарификационных списках с 01.09.1997 по 2002 г.г., карточках-справках по заработной плате за 1997 – 2001 г.г. отражены сведения о том, что Васильева И.Б. выполняла работы по должности музыкального руководителя при неполной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Утверждение представителя истца о том, что период работы истца в <данные изъяты> с 01.09.2000 по 31.08.2002 подлежит включению в специальный стаж исходя из того, что в указанный период истец совмещала должности музыкального руководителя и организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, что суммарно составляло норму рабочего времени педагогической нагрузки по ставке заработной платы, не может быть принят во внимание, поскольку сведения о том, что истец в спорный период занимала должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы отсутствуют, при этом должность "педагог-организатор", которую занимала истец на 0,5 ставки, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрена, доказательств тому, что работодателем не правильно поименована указанная должность, в которой истец работал в спорный период, в деле не имеется.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 01.08.1997 по 31.08.2000, с 01.09.2000 по 31.08.2002, не подлежат включению в специальный стаж, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Васильевой Инны Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Большой Камень Приморского края (межрайонное) об оспаривании решения об отказе во включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности по включению периода работы в специальный страховой стаж, назначении пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 05.03.2021, путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд. Апелляционная жалоба подается по количеству сторон, участвующих в деле.
Судья А.В. Рогачева