Дело № 2а- 4805 /2020
24RS0046-01-2020-004484-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Прохоровой Л.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № по <адрес> к м о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с м задолженность: по пени за неуплату страховых взносов на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости стразового года, зачисляемые в ПфРФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в сумме <данные изъяты> руб.; по пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1460,98 руб., по пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПфРФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 2018,97 руб. в последующем требования уточнены, просит взыскать пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1460,98 руб.
Административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.
Согласно пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
Согласно материалам дела м состояла на учете в МИФНС России № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя с 27.02.2008г. до 11.12.2014г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Налоговым органом м направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26.06.2019г. с имеющеюся задолженностью по пени за неуплату страховых взносов на ОПС в размере, определяемом исходя из стоимости стразового года, зачисляемые в ПфРФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 10 717,51 руб.; по пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1460,98 руб., по пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПфРФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 2018,97 руб.
Поскольку задолженность уплачена не была, налоговый орган обратился за ее взысканием в судебном порядке к мировому судье судебного участка № в <адрес>.
Впоследствии, после отмены по заявлению м судебного приказа определением мирового судьи судебного участка № в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган предъявил требования о взыскании пеней в порядке административного искового производства.
Пунктом 3 статьи 3 НК Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Учитывая, что доказательств взыскания недоимки по страховым взносам, на основании которых налоговый орган начислил соответствующие пени не представлено, а пени могут взыскиваться только в том случае, если уполномоченным органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих страховых взносов, в связи, с чем оснований для начислении пени на указанную недоимку не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об утрате административным истцом права на взыскание с административного ответчика пени, начисленных на недоимку по страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку требования административного иска оставлены без удовлетворения, оснований для взыскания с административного ответчика государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.197 РФ, суд
Решил:
в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № по <адрес> к м о взыскании обязательных платежей – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.