Дело № 3а-266-2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2016 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.
при секретаре Волосатовой А.О.
с участием представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю – Бурлаковой И.В., представителя заинтересованного лица Лукина М.Г. – Прижиминой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании недействительными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее Территориальное управление) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 16.12.2015 №№ **, **, которыми установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ** (площадь 3336 кв.м), ** (площадь 8086 кв.м), расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь Кировский район, ул. ****, в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Российская Федерация является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: ** (площадь 3336 кв.м), ** (площадь 8086 кв.м). Кадастровая стоимость указанных участков была оспорена ИП Лукиным М.Г., Шаньгиной И.Р. в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю, решениями которой от 16.12.2015 № ** и № **, кадастровая стоимость участков установлена в размере рыночной. Вместе с тем, данные решения Комиссией вынесены на основании документов, полученных в нарушением требований действующего законодательства, поскольку договор на проведение оценки стоимости объектов должен быть заключен Территориальным управлением с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того оспариваемые решения нарушают интересы Российской Федерации, поскольку в результате их принятия существенно уменьшается стоимость имущества Российской Федерации, опосредованно влияя на уровень доходов, поступающих в казну. Также административный истец указывает, что на земельных участках имеются самовольно возведенные объекты недвижимости, изложенное препятствует приватизации земельных участков, поскольку вопрос о приобретении в собственность земельного участка находится в зависимости от наличия на нем самовольных построек.
Административный истец Территориальное управление, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участие представителя в судебном заседании не обеспечил.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю), считая решение Комиссии законным, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Лукин М.Г. и Шаньгина И.Р., надлежащей форме извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представитель заинтересованного лица Лукина М.Г. возражала против доводов административного истца по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Принимая во внимание, что неявившиеся в судебное заседание лица не сообщили суду о причинах неявки, доказательств уважительности этих причин не представили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи чем, суд, руководствуясь частью 2 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение настоящего дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
При рассмотрении данного спора следует исходить из того, что согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что 17.02.2014 на земельный участок с кадастровым номером ** (площадь 3336 кв.м), расположенный по адресу: г. Пермь Кировский район ул. ****, было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На земельный участок с кадастровым номером ** (площадь 8086 кв.м), расположенный по адресу: г. Пермь Кировский район, ул. ****, 17.02.2014 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти. На основании пункта 5.8 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Согласно пункту 4 Постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
23.06.2016 право общей долевой собственности на указанные выше земельные участки зарегистрировано за Лукиным М.Г. и Шаньгиной И.Р., основанием регистрации явились договоры купли-продажи земельных участков № ** и № ** от 20.04.2016, заключенные между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и Лукиным М.Г., Шаньгиной И.Р.
В соответствии с Правилами определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 № 279, цена земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов определяется в размере его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 31.12.2013 № б/н по состоянию на 21.01.2013 и составила для участка с кадастровым номером ** – 2927807 рублей 04 копейки, для участка с кадастровым номером ** – 7079597 рублей 04 копейки.
16.11.2015 Лукин М.Г. и Шаньгина И.Р. обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 21.11.2011 № П/455 (с последующими изменениями) при Управлении Росреестра по Пермскому краю, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков.
При обращении в Комиссию Лукиным М.Г. и Шаньгиной И.Р. был представлен отчет № ** от 26.06.2015 «Об определении рыночной стоимости земельных участков: кадастровый номер ** и кадастровый номер **, выполненный ИП Ш., которым рыночная стоимость по состоянию на 21.01.2013 земельных участков определена в следующем размере: кадастровый номер ** - 2329000 рублей, кадастровый номер ** -4083000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 16.12.2015 № ** кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 21.01.2013 определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости - 2329000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 16.12.2015 № ** кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 21.01.2013 определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости - 4083000 рублей.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Принимая во внимание, что Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельные участки в период рассмотрения заявлений Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р. в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю (на 16.12.2015) находились в федеральной собственности, то административный истец вправе оспорить решение комиссии в суде.
Исходя из положения части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в абзаце пятом пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости» решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости может быть оспорено в трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые решения получены Территориальным управлением 18.12.2015, административное исковое заявление направлено в адрес суда 16.03.2016, то есть, в пределах установленного законом трехмесячного срока.
Доводы административного истца о том, что у Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р. отсутствовали основания для оспаривания кадастровой стоимости спорных земельных участков, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства поскольку, как разъяснено в абзаце 5 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, лица, в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке, вправе оспорить его кадастровую стоимость.
При этом с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков Лукин М.Г. и Шаньгина И.Р. представили нотариально заверенные свидетельства о регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества (здания, подкрановый путь), расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами ** и **, за заявителями.
При таких обстоятельствах установленной кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровым номером ** и ** затрагиваются права Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р., как лиц, имеющих исключительное право выкупа земельного участка в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть в силу закона. С учетом действующего законодательства, а также того обстоятельства, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся у Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р. в собственности (право оформлено), какого-либо правового значения для настоящего дела доводы представителя Территориального управления о том, что в связи с нахождением на участке самовольных построек и самовольно реконструированных объектов в силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не имеют.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.4, пунктов 1 и 5 статьи 65, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, Постановления Правительства РФ от 26.03.2015 № 279, федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка для целей выкупа земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по заявлениям не только собственников объекта оценки, но и иных лиц, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности. Как указывается в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2015 № 28, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. С учетом изложенного, ранее приведенных разъяснений, а также с учетом порядка оспаривания кадастровой стоимости, необходимых документов, предоставляемых для данной цели, доводы представителя Территориального управления об отсутствии у Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р. права на заключение договора на оценку земельного участка, находящегося в федеральной собственности, несостоятельны.
При этом заказчики инициировали проведение оценки по установлению рыночной стоимости объектов недвижимости (земельных участков) в порядке, предусмотренном положениями Закона об оценочной деятельности и иными подзаконными нормативными актами, в связи с чем оснований для соблюдения в данном случае Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не требовалось.
Положениями части 8 статьи 226 КАС РФ установлено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными этих решения, действия (бездействия), и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения; суд исходит из того, что в судебном заседании не установлено нарушения порядка создания и работы Комиссии при принятии оспариваемых решений.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 (далее - Порядок).
Согласно приказу от 21.11.2011 № П/455 (в ред. приказов от 254.01.2012 № П/25, от 11.09.2012 № П/403, от 24.10.2012 № П/455) комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю создана уполномоченным органом в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457. И действует в составе: председатель комиссии А. – руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю, заместитель председателя комиссии А1. – заместитель директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, члены комиссии Г. – министр по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и К. – представитель национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания комиссии и ее состав соответствуют требованиям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Приказу Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263.
Поступившие 16.11.2015 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю заявления Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ** и **, соответствовали требованиям пункта 13 Порядка, поскольку к заявлению были приложены нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, расположенные на спорных участках; кадастровые справки; отчет об оценке рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на указанный выше отчет об оценке; пояснительные записки с приложением.
Заявления Лукина М.Г. и Шаньгиной Р.И. рассмотрены в установленный месячный срок со дня регистрации заявления Управлением Росреестра по Пермскому краю.
Решения Комиссии от 16.12.2015 № ** и ** приняты уполномоченными членами Комиссии, заседание комиссии в соответствии с пунктом 10 Порядка являлось правомочным, поскольку все члены комиссии присутствовали на заседании 16.12.2015.
Как следует из представленных документов в деле **,**, Комиссией требования пункта 16 Порядка были выполнены, заинтересованные лица о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости были извещены, о чем имеются уведомления от 20.11.2015 № 740 на 08.12.2015, от 08.12.2015 № 810 на 15.12.2015, отчеты об отправке и доставке данных уведомлений. В том числе было извещено Территориальное управление, которое в ходе рассмотрения заявления заявляло ходатайства, представляло доказательства, возражало против удовлетворения заявления Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р.
На заседании Комиссии 15.12.2015 присутствовал представитель Территориального управления – П. Возражения представителя Росимущества о дате определения кадастровой стоимости и достоверности сведений, содержащихся в кадастровых справках, представленных заявителями в Комиссию, требовали дополнительного исследования, в связи с чем 15.12.2015 на заседании Комиссии для разрешения данного вопроса было принято решение о направлении запроса в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, заседание Комиссии было перенесено на 16.12.2015, о чем были извещены участвующие на заседании лица.
16.12.2015 по запросу Комиссии от 16.12.2015 № ** ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю был направлен ответ от 16.12.2015 № ** о подтверждении достоверности сведений в кадастровых справках о дате определения кадастровой стоимости спорных участков по состоянию на 21.01.2013.
По результатам заседаний Комиссии были составлены и подписаны протоколы, которые соответствуют требованиям пункта 18 Порядка.
Таким образом, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, правомочным составом, форма решений соответствует Приказу Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263. Процедура принятия оспариваемых решений Комиссией соблюдена.
Из решения Комиссии от 16.12.2015 № ** следует, что в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости, определенной в размере 7096597,04 рубля по состоянию на 21.01.2013, составляет 42%. Оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки; положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации. Комиссия решила: определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
Из решения Комиссии от 16.12.2015 № ** следует, что в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости, определенной в размере 2927807, 04 рубля по состоянию на 21.01.2013, составляет 20%. Оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки; положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации. Комиссия решила: определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
Указанные положительные решения приняты Комиссией единогласно, всеми членами Комиссии на основании анализа всех представленных документов, в том числе отчета об оценке и положительного экспертного заключения.
Проверяя выводы Комиссии, послужившие основанием для удовлетворения заявлений Лукина М.Г. и Шаньгиной И.Р., суд признает их обоснованными.
В силу пункта 20 Порядка в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Исходя из приведенных положений Порядка, положений Закона об оценочной деятельности, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствия отчета об определении рыночной стоимости статье 11 Закона об оценочной деятельности.
При этом положения статьи 11 Закона об оценочной деятельности устанавливают, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
Из материалов дела усматривается, что в Комиссию был представлен как отчет об оценке № ** от 26.06.2015 «Об определении рыночной стоимости земельных участков: кадастровый номер ** и кадастровый номер **, выполненный ИП Ш., так и положительное экспертное заключение от 15.07.2015 № ** на данный отчет, составленное СРОО «Российское общество оценщиков», членом которого является оценщик Ш., составивший отчет об оценке.
Оценив в порядке статьи 84 КАС РФ отчет об определении рыночной стоимости спорных земельных участков, суд полагает, что он соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В соответствии с пунктом 20 ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 256, действующего на момент составления Ответа, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходные подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Из отчета об определении рыночной стоимости земельных участков следует, что оценщиком при определении рыночной стоимости оцениваемого объекта принято решение не использовать затратный подход и доходный подходы, им применен сравнительный подход. При применении сравнительного подхода в расчетах оценщик использовал метод «многомерного корреляционно-регрессионного анализа», ввиду отсутствия полных аналогов объекта, оценщик использовал 5 факторов в регрессионном анализе на 25 объектах, что позволило повысить объективность и достоверность результатов оценки.
Как следует из представленного отчета, оценка проводилась по состоянию на 21.01.2013, то есть на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **, **.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости в Пермском крае по состоянию на 4 квартал 2012 года, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объектов оценки.
При отборе предложенных аналогов оценщик ориентировался на основные факторы, существенно влияющие на цены объектов недвижимости земельных участков из категории «земли населенных пунктов»: вид права, категория престижности местоположения, локальное расположение объекта внутри ценовой зоны, линия расположения (относительно красной линии улицы), общая площадь. Оценщиком были на основе этих факторов, с учетом основного фактора – местоположение (ценовая зона) выбраны 25 аналогов. За единицу сравнения оценщиком принят 1 кв.м земельного участка.
Для приведения объектов сравнения в сопоставимый вид с объектами оценки оценщик провел соответствующие корректировки: скидка при продаже (13%). Произведя оцифровку качественных факторов объектов по 9 основным элементам сравнения, по которым имеются расхождения между объектом оценки и аналогами, путем присвоения цифровых меток (баллов), построил регрессионную модель и произвел расчет рыночной стоимости объектов оценки.
Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ** и ** в завершении всех расчетов сравнительным подходом методом «многомерного корреляционно-регрессионного анализа» составила соответственно: 2328528 рублей и 4083430 рублей.
Оснований полагать, что выбранные оценщиком объекты-аналоги не сходны с оцениваемыми объектами не установлено. Приведенные данные из отчета об оценке № ** от 26.06.2015 свидетельствуют о соответствии данного отчета федеральным стандартам оценки.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков проверен экспертом на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки и сделан вывод, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости спорных земельных участков в материалы дела не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки, в судебном заседании не установлено, в связи с чем суд полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
Из изложенного следует, что основания для признания решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 16.12.2015 №№ **, ** незаконными отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 16 декабря 2015 года №№ **, **, которыми установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ** (площадь 3336 кв.м), ** (площадь 8086 кв.м), расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь Кировский район, ул. ****, в размере рыночной стоимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 15 декабря 2016 года.
Судья (подпись)